Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического состава речи ребенка является важным аспектом формирования культуры речи и имеет существенное значение для успешного овладения чтением и письмом. Для формирования полноценных навыков чтения и письма необходимо сформировать четкое звукопроизношение, дифференциацию звуков и навыки качественного анализа и синтеза.
Речевые недостатки разнообразны по своей этиологии и патогенезу. Фонетико-фонематическим недоразвитием в логопедии принято называть нарушение процессов формирования фонологической стороны речи, вследствие наличия дефектов восприятия и произношения фонем.
Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития осуществляется благодаря целенаправленной работе логопеда по исправлению дефектов звукопроизношения, а также фонематического недоразвития.
В процессе работы, которая включает специально организованные коррекционные занятия, логопед обучает таких детей умению узнавать и соответственно различать звуки, входящие в состав родного языка, вырабатывает их правильные уклады, фиксирует верное произношение звуков и их различение в свободной речи, развивает умение совершать звуко-слоговой анализ слов, что в будущем поможет ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи.
Глава 1 Диагностика состояния сформированности фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР
1.1 Диагностические задачи для выявления состояния сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Проверить сформированность слухового восприятия можно с помощью специальных задач, направленных на распознавание слогов и звуков близких по акустико-артикуляционным признакам. Например: ребенку предлагается повторить слоги - па-ба-ба-па, са-за-са-са, и др. и самостоятельно подобрать картинки на предложенный звук.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста характеризуется сформированностью у ребенка адекватных фонематических представлений о звуковом составе родного языка.
Фонематические представления - это внутренние константные, фонемные образы слов, хранящиеся в долгосрочной памяти. В процессе формирования они проходят несколько этапов. На первых этапах развития фонематическое представления формируются в соответствии с собственным неправильным произношением ребенка, то есть на основе собственного речевого анализатора (от 1 года до 3 лет). В дальнейшем происходит освобождение от слухового анализатора и тормозящего действия речедвигательного .
В процессе восприятия речевых высказываний услышанные слова сравниваются с эталонами и далее в случаях их совпадения актуализируется значение услышанного звукокомплекса, то есть слова. Порождение собственного высказывания опирается на сформированность фонематических представлений и происходит программирование звукового состава слов.
В норме фонематические представления формируются у ребенка на основе слухового восприятия, в результате постоянного их сравнения и подгонки к высказываниям взрослых, которые звучат эталонно. Это становится возможным лишь при наличии достаточной концентрации внимания и его направленности на звуковое оформление речи, а также важное место в этом процессе занимает операция слухового контроля и самоконтроля. Сформированность указанной операции поможет ребенку вполне правильно порождать и понимать различные слова, в том числе и со звуками близкими по акустико-артикуляционным признакам.
Однако в период овладения письменной речью, в условиях, когда слуховой контроль отсутствует (а именно: письмо без проговаривания, то есть по представлениям), нечеткость фонематических представлений будет провоцировать детей к ориентированию не на фонемные образы слов, хранящихся в памяти, а на артикуляционные признаки. У детей же с нарушением речи вследствие ослабления слухового внимания и недостаточной сформированности слухового контроля и самоконтроля формирование звукового образа слова (фонематических представлений) происходит с опорой, непосредственно на речедвигательный анализатор .
Для выявления состояния сформированности фонематических представлений детям предлагают задания, которые исключают любое проговаривание педагогом. Например: разложить в два столбика предметные картинки, к названиям которых относятся звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам. При этом, название картинок не произносилась ни педагогом, ни ребенком (то есть выполняются по внутренним представлениям), (коза - коса, лес - лис, кит - кот, колено - полено и тому подобное).
1.2 Состояние сформированности слухового контроля детей старшего дошкольного возраста из ФФНМ
С целью изучения навыков слухового контроля дошкольникам предлагалось игровое задание «да или нет», материалом к которому служили слова :
а) паронимы;
б) со звуками, далекими по акустико-артикуляционным признакам;
в) со звуками, близкими по акустико-артикуляционным признакам, которые не смешиваются в речи ребенка.
Учитель-логопед знакомил ребенка с игрушкой – зайчонком Заем, отмечал, что оно еще совсем маленькое, а потому не знает, как правильно называются предметы. Педагог показывал ребенку картинку, сообщал, что будет называть изображение то правильно, то нет. Ребенок должен был внимательно слушать и на правильное называние поднять руку, чтобы Зай смог запомнить верное название изображенного на картинке предмета.
С предложенной задачей справляются подавляющее большинство детей. Ошибочное выполнение обуславливается неустойчивостью слухового и фонематического внимания. Часто следствием затруднений является несогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой.
Продолжением предыдущего было задание на исправление деформированного предложения, в котором одно из слов произносилось педагогом неправильно (У Вовы есть табака Боб). Ребенку предлагалось сначала со зрительной опорой, а затем без нее повторить предложение, верно проговаривая все слова. Чтобы предлагаемое задание было выполнено правильно, ребенок должен осознать смысл предложения, запомнить его, заметить неверно произнесенное слово, исправить ошибку, опираясь на представление о его фонемном составе.
Для изучения состояния сформированности фонематических представлений детям предлагалось повторить слоги с оппозиционными звуками (па – ба, си – зи, го – ко) и выполнить диагностическое игровое задание «Трик-трак, так ли это?», в котором учитель-логопед показывал ребенку картинку, сообщал, что будет называть изображение то правильно, то нет. Ребенок, помогая зайчику усвоить правильные названия предметов, должен следить за соответствием называние изображения педагогом и утвердительно или отрицательно кивать головой.
Глава 2 Теоретические аспекты изучения фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
2.1 Особенности фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста
Различают фонетические, фонематические, фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения. Фонетические нарушения обнаруживаются в искаженном звучании уже усвоенной фонемы, которая четко выделяется ребенком среди других фонем и никакой из них не заменяется. Основной причиной является неточность движений и положение органов артикуляции или нарушение артикуляционной моторики, из-за чего звук проговаривается неточно, искаженно .
Фонематические нарушения проявляются в замене одного звука другим, что свидетельствует о нераспознавании фонем, старшие дошкольники не слышат разницы между нужным звуком и его заменителем. Причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха. Дети вообще не понимают близкие по акустическим признакам фонемы, слова с этими звуками, а, следовательно, страдает смысл слов и точность восприятия речи тех, кто окружает ребенка. К тому же, такие нарушения отражаются на письме.
В процессе формирования фонетической составляющей речи происходит согласование работы обоих отделов речевого аппарата: центрального и периферийного. Теменной отдел головного мозга является центральным звеном речево-двигательного анализатора, где анализируется информация о положении органов речевого аппарата во время речи, и лобный отдел (центр Брока), который осуществляет контроль за выполнением движений.
Три отдела имеет периферийный речевой аппарат:
1. дыхательный - основа энергетической речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);
2. голосовой - образование звуков (голосовые связки, гортань);
3. артикуляционный – звук, возникающий в гортани, превращается в собственную речь (носовая и ротовая полость).
Три пары черепно-мозговых нервов относится к проводниковому отделу анализаторов (языкоглоточный, блуждающий, подъязычный), а также подкорковым образованиям, которые передают информацию к коре .
Височный отдел доминантного полушария (центр Вернике), в котором осуществляется анализ услышанной и воспроизводимой речи - это центральный отдел слухового анализатора. С помощью слухового анализатора происходит звуковой анализ и различение близких по акустическим параметрам звуков. Отдел слухового анализатора (периферийный) находится в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации.
2.2 Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР
Работу по устранению нарушений звукопроизношения следует проводить поэтапно, выделяют четыре этапа: подготовительный; этап постановки; этап автоматизации, этап дифференциации звуков.
На подготовительном этапе развиваем общую, ручную, речевую моторику, зрительное восприятие, слуховое внимание и память, учим ориентироваться в схеме тела. Значительную роль необходимо уделять правильному речевому дыханию, что способствует развитию силы, тембра и высоты голоса.
Развитие мелкой моторики рук в младших классах необходимо, особенно у учащихся с дизартрией, что обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики активизирует моторные речевые зоны головного мозга, результатом чего является развитие речевой функции. Развитие ручной моторики у учеников имеет большое значение в дальнейшем для овладения письмом.
Для коррекции и предотвращения нарушения звукопроизношения предлагаем различные виды упражнений, целью которых является развитие ловкости, координации, синхронности движений пальцев :
- конструкция из кубиков домов, башенок и т. д. Вначале по образцу, затем по памяти и самостоятельно;
- складывание разборных игрушек (матрешки, башенки, чашечки и т. д);
- преподавание из спичек, палочек геометрических фигур, букв, изображений;
- работа с мозаикой;
- работа с пластилином;
- ввод контура предметных рисунков;
- раскраска контурных изображений цветными карандашами;
- намотка нитей на клубок;
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- сжатие пальцев рук и разжимание;
- вкрутую поочередное выполнение движений: кулак-ладоней-ребро.
Также можно проводить различные упражнения без речевого сопровождения.
На подготовительном этапе значительное место отводится на развитие мимических движений, языка и губ. Сначала предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии, отмечается слабый тонус мышц лица, мимика лица невыразительная.
Заключение
Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха является одной из самых главных задач. Так как для формирования правильного звукопроизношения важнейшей предпосылкой является умение четко различать каждый звук в слове и анализировать звуковой состав данного слова. Ведь речь человека состоит из отдельных звуков, которые объединяются в слова.
Звуковые колебания воспринимаются слуховыми рецепторами человека, кодируются и затем передаются в мозговой слуховой центр. Но без понимания каждой единицы языка, все слова потеряют свое значение, и речь будет для человека набором отдельных звуков, не связанных друг с другом. А минимальными смыслоразличительными единицами являются именно фонемы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
2. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
3. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для вузов / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
4. Вакуленко Л.С. Организация работы дошкольного логопедического пункта: метод. пособие / Л.С. Вакуленко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 174 с.
5. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника / Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 144 с.
6. Горчакова A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2019. – № 5 (22). – С.5–12
7. Горчакова А.М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2019. № 5. С. 5 - 12.
8. Емельянова М. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ / М.Емельянова. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 288 с.
9. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. 2017. № 11. – С.41
10. Калашникова И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – №3. – С.10.
11. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учеб.-метод. пособие / Е.В. Колесникова. – М.: БИНОМ, 2018. – 78 с.
12. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практ. пособие / Е.Н. Краузе. – Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 2004. – 80 с.
13. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М.: Гардарики, 2004. – 296 с.
14. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – 2-е изд. / Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.
15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.
16. Самарцева Н.П. Обучение и воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами фонетико-фонематического развития / Н.П. Самарцева // Практическая психология и логопедия. 2018. № 1. С. 8-15.
17. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2015. 240 с.
18. Шестакова Н.А. Для чего ребенку фонематический слух? / А.Н. Шестакова // Начальная школа плюс До и После. 2017. № 9. С. 34 - 38.
19. Шкатула М.Ф. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики / М.Ф. Шкатула, Л.К. Фортова // Молодой ученый. – 2017. – № 18 (152). – С. 352-354.