Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития и реализации инициативности личности в современных условиях становится актуальной научно-практической проблемой. Она является предметом пристального внимания многих отраслей науки и различных областей психологического знания в связи с тем, что современные педагогические исследования определяют главной проблемой дошкольного образования – потерю инициативности у детей. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначил требования к результатам освоения Программы, представив их в виде целевых ориентиров дошкольного образования на конец раннего и дошкольного возраста.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования открываются следующей социально-нормативной характеристикой: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности» (ФГОС ДО, п. 4.5.).
Эти положения очередной раз подтверждают, что требования к становлению ребенка как инициативной и самостоятельной личности остаются актуальными и востребованными.
М. И. Лисина рассматривают особенности формирования активности у дошкольников в общении. В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка, выделяют общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович). В дошкольной педагогике (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) подчеркивается, что особое место в старшем дошкольном возрасте занимает игровая активность.
Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности.
Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития инициативности старших дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы изучения развития инициативности в проектной деятельности
1.1. Понятие и психолого-педагогические основы развития инициативности дошкольников
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»)
Поэтому современному дошкольному образованию в условиях ФГОС ДО и огромного потока информации необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
В «Энциклопедическом словаре педагога» даётся следующее определение: инициатива – это свойство личности, проявляющееся как желание и способность приступить к новому делу или принять важное решение в случае возникновения личных или общественных проблем [3, с. 56].
В педагогике под инициативностью понимается черта личности, характеризующая склонность к активным и самостоятельным действиям [23, с. 153]. Таким образом, инициативность – важное качество активного человека и гражданина, развивать его необходимо начиная с дошкольного возраста. В это время ребёнок способен проявлять инициативность в ходе игры, в конструировании, при общении с окружающими. Дошкольник должен уметь выбирать себе интересное занятие, товарищей по игре, а также уметь воплощать изначальный замысел игры в её процессе [20]. Инициативность проявляется только в процессе какой-либо деятельности, поэтому для рассмотрения инициативности как многогранного качества личности обратимся к воззрениям сторонников деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.). Согласно их взглядам каждый вид деятельности можно разбить на 5 компонентов:
1. мотивационный – побуждение к деятельности;
2. ориентировочный – определение направления и ориентиров деятельности;
3. организационный – представление образа будущей деятельности;
4. исполнительский – непосредственное осуществление деятельности, решение поставленных задач и завершение деятельности;
5. контрольно-оценочный – оценка проделанной работы, подготовка или формальная готовность к дальнейшему продолжению этой деятельности.
Таким образом, деятельность и развитие инициативности неотделимы. В соответствии с компонентами деятельности выделяются мотивационная, когнитивная, поведенческая, рефлексивная составляющие инициативности.
Мотивационная составляющая у детей дошкольного возраста проявляется в стремлении к самоутверждению и получению одобрения взрослого окружения, то есть в личностных мотивах деятельности, а также и общественных мотивах: ощущении собственной полезности, желании сотрудничать [19, с. 326].
Когнитивная составляющая находит проявление в наличии представлений о предстоящей деятельности, способности описать последовательность действий в будущей деятельности, а также средства, которые планируется в ней использовать.
Поведенческую составляющую характеризует отношение к предстоящей деятельности, подготовка к её реализации, активность дошкольника при выполнении действий, способность преодолевать трудности, возникающие в ходе выполнения задач, и завершать начатую работу [13, с. 192].
Рефлексивная составляющая инициативности представляет собой совокупность следующих показателей: способность формулировать цель и задачи деятельности, находить выходы из сложных ситуаций нестандартным способом, отвечать за принятую роль, оценивать вклад каждого в общее дело, обрисовывать перспективы дальнейшего развития [25, с. 91].
1.2. Проектная деятельность в детском саду: понятие и особенности организации
В условиях стремительного роста «социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку» [21].
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в жизненных ситуациях. Такую возможность дает метод проектов (обучение проектной деятельности), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Проектная деятельность – это метод в работе педагога, доступный и понятный для освоения детьми в дошкольном учреждении, это метод освоения окружающей среды, это развитие личности ребёнка, а также вовлечение родителей.
Одним из основных принципов работы педагога дошкольного образования является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» [24]. Одной из форм, которая позволяет на практике реализовать этот принцип, является проектная деятельность.
По мнению Л.В. Михайловой-Свирской, «тематический образовательный проект – это отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, которая основана на инициативной, активной организации интересов, потребностей и возможностей детей» [17].
Проектная деятельность стала ярким, развивающим, интересным методом в работе педагогов. Если применять этот метод систематически, то можно отследить результативность.
Воплощая различные проекты совместно с детьми и привлекая родителей в совместную деятельность, позволяет воспитать ребенка творческой самостоятельной личностью, умеющей ставить и достигать поставленные цели и задачи.
Этот метод, как никакой другой, предусматривает сотрудничество детей и взрослых, что положительно сказывается на детской психике ребенка, позволяет ему чувствовать себя увереннее, гармоничнее в обществе. Такие дети выпускаются из детского сада и переходят на новую ступень образования, т.е. к школе становятся более уверенными, успешными и образованными.
Проектная деятельность дошкольников среди установленных нормативными документами видов детской деятельности, таких как игровая, познавательная, коммуникативная, художественно-творческая и др., по праву занимает особое место. Хотя применение проектной деятельности в дошкольном образовательном процессе уже нельзя назвать незнакомым, только осваиваемым видом деятельности детей дошкольного возраста, а, напротив, метод широко используется во взаимосвязи со всеми видами деятельности, следует признать, что чаще всего предъявляется как средство познавательного развития детей дошкольного возраста, и в этом смысле характеризуется различной направленностью, целями, способами организации детей, временными рамками [15].
В работе с детьми дошкольного возраста применяют три вида проектов: исследовательско-творческие; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты.
Специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста определяется тем то, что для воплощения ее в действие в процессе образования детей в детском саду взрослым необходимо моделировать ситуации, вызывающие у ребенка вопросы, активизирующие его познавательный интерес и пытливость, желание не только задавать вопросы, но и самостоятельно искать на них ответы, разрешать возникающие проблемы, осуществляя требуемую деятельность на практике [10, с.33].
Проекты, которые можно использовать в детском саду, огромное множество. В детском саду реализуются различные проекты, абсолютно различной тематики; проекты реализуются как в отдельно выбранных группах, так и всем учреждением.
Глава 2. Развитие инициативы детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
2.1. Критерии, показатели и методы изучения развития инициативности у дошкольников
Для проведения в дальнейшем практического исследования необходимо было разработать диагностические задания, определить критерии и показатели диагностирования по каждому уровню развития инициативности.
При подборе критериев инициативности мы опирались на эти целевые ориентиры, а также на диагностические методики С. Забраминой, Л.Н. Прохорова, Р.М. Геворкян.
По эмоционально-волевому критерию используется методика Р.М. Геворкян, основанная на наблюдении за детьми.
По мнению автора, инициативность – это волевое качество, благодаря которому дошкольник действует самостоятельно. Это качество, которое будет отвечать времени и условием, активным и смелым действиям и поступкам ребенка. Инициативность будет проявляться главным образом намеренно, а не под влиянием порывов. Инициатива, как правило, связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет и выражается: в стремлении к самостоятельности, организации деятельности и поступков без посторонней помощи (1); ответственном отношении к занятиям, выполнение решений без напоминаний (2); отстаивании своего мнения без проявления упрямства (3).
Каждый показатель оценивается в процессе наблюдения за детьми в баллах: если показатель отражается в поведении ребенка редко, то ставят 1 балл, если иногда, то 2 балла, если часто или всегда, то ставят 3 балла.
Полученная информация фиксируется в протоколе. Поведение каждого ребенка анализируется отдельно, делаются выводы относительно адекватности действий и соответствие особенностям детей.
Количество баллов, набранных ребенком, показывает уровень инициативности по данному критерию:
Низкий уровень (1-4 баллов): ребенок не стремится к решению задач деятельности, ему всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеет поставить цель деятельности, не может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.
Средний уровень (5-7 баллов): ребенок пытается решать задачи, но иногда ему требуется помощь взрослого; умеет поставить цель деятельности, но опирается на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняет решение задач с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.
Высокий уровень (8-9 баллов): ребенок стремится к решению проблем. Деятельности без помощи взрослых; ставит конкретную цель деятельности, без помощи взрослого, при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; выполняет поставленные задачи без напоминаний и без всякого упрямства, при этом может отстоять свое мнение.
2.2. Разработка и реализация проекта, направленного на формирование инициативности у дошкольников
Представим один из проектов, который был реализован с детьми в подготовительной группе.
Для того чтобы инициаторами проектной деятельности выступали сами дети, а не взрослые, воспитатель должен широко использовать в своей работе метод педагогического наблюдения. Необходимо выяснить, какие разговоры ведут дети в группе, какие высказывания произносят, что их волнует. Очень важно узнать интерес ребенка и умело развивать его дальше. Роль педагога заключается не только в том, чтобы слушать и запоминать, но и задавать детям вопросы, которые помогают им правильно сформулировать мысль. В этом помогает такой метод, как модель трех вопросов. Ответ на третий вопрос – это и есть детские идеи, план по осуществлению проекта. В ходе беседы все высказывания детей должны обязательно записываться. При этом желательно участие нескольких взрослых: один ведет беседу, а другой фиксирует результаты. Редактировать детские высказывания ни в коем случае не надо, чтобы не нарушить детскую непосредственность и не отбить желание у ребят в дальнейшем свободно рассуждать на любые темы. Все записи сохраняются. Это первый документ проекта, продукт детской деятельности.
Интересным событием для нас стало то, что на одном из занятий, когда ребята после завтрака рассматривали новую книгу, которую в группу принесла одна из девочек, у Ани возник вопрос «А можно ли самому изготовить книгу?». У ребят разгорелась целая дискуссия по данному вопросу, и мы подключились к их беседе.
1. Что мы знаем о книге?
Книги разные есть (Аня). Ученики их учат (Дима). Книги читают, я люблю сказки (Никита).
2. Что мы хотим узнать о книге?
Какие бывают книги? (Оля). Как делают книги? (Кирилл).
Где их делают и куда складывают? (Витя). А я бы хотела узнать, можно ли сделать книгу самой? (Аня).
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
Читать разные книги, например, энциклопедии (Андрей). Можно спросить у родителей (Полина). Сами из головы придумаем или в Интернете посмотрим (Юля). А вы нам поможете узнать? (Марина).
Так родилась идея проекта «Как создать книгу своими руками?».
Одной из идей проекта, выдвинутой детьми, было высказывание Полины «Можно спросить родителей». И поэтому в раздевалке мы повесили объявление для родителей: «Дорогие мамы и папы! Пока мы еще маленькие, но когда вырастем, то, возможно, будем писателями или книгоиздателями. Но здесь без специальных знаний не обойтись. Мы хотим много узнать о книгах, какие они бывают, кто их создает, а для этого нам понадобится ваша помощь. Мы будем вам благодарны, если вы принесете для нас различную бумагу, старые детские журналы, энциклопедии, картинки. Ваши будущие писатели и книгоиздатели».
Таким образом, мы с ребятами смотивировали родителей на участие в нашем проекте.
Далее мы приступили к работе для реализации поставленных целей. Л.В. Михайлова-Свирская рекомендует начинать работу по осуществлению творческой деятельности детей в различных Центрах (зонах) группы. В каждой группе детского сада нужно создать Центры, но необходимо выполнять главное правило – чем и с кем заниматься в Центре выбирает сам ребенок. Для этого в каждом Центре вывешиваются плакаты (на них будет в дальнейшем отмечено с помощью условных знаков, кто работает в этом Центре, что надо сделать, какие идеи уже осуществлены). Эти плакаты являются вторым документом проекта. И таким образом строится работа по проекту. Важно, чтобы и воспитатель, и те взрослые, которые участвуют в проекте, тоже предлагали свои идеи и озвучивали, в каком Центре они будут работать и что делать.
Заключение
В результате проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок не рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.
Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни[Текст] / К.А. Абульханова-Славская –М.: Мысль, 1991.– 299 с.
2. Алиева Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т.Алиева, Г.Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. –№9. – С. 113-119.
3. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энцикл. словарь педагога. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 160 с.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 208с.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин.– Минск: Харвест, 2001. – 226 с.
7. Данюкова Е.П. Вы любите проекты?: Об использовании метода проектов в дошкольном учреждении // Обруч: Образование, ребенок, ученик. – 2001. - №4. – С. 11-13.
8. Карабанова, О.А. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А Карабанова, Э.Ф Алиева, О.РРадионова, П.Д Рабинович, Е.М. Марич.– М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
9. Карастелина С. В., Модулина О. Б. Образовательное событие как ресурс соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательного процесса: из опыта работы региональной инновационной площадки департамента образования Ярославской области в 2012 году. Рыбинск: Информационно-образовательный Центр, 2012. 34 с.
10. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
11. Комарова, О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О.А.Комарова// Управление ДОУ. – 2007. – №4.
12. Комарова, О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О.А.Комарова// Управление ДОУ. – 2007. – №4.
13. Коротаева Е. В., Святцева А. В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 192–196.
14. Короткова, Н.А Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г.Нежнов. – М.: Линка-Пресс, 2003.
15. Майер, А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст] // А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. - № 3. - С. 8–12
16. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1978. 392 с.
17. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов в ДОО. М.: Просвещение, 2015. 95 с.
18. Морозова Л.Д. «Что такое детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5. С. 9-11.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9 изд., стер. М.: Академия, 2004. 456 с.
20. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.base.consultant.ru/ (дата обращения: 09.10.2018).
21. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Минобрнауки.рф. Режим доступа: http://www. firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf
22. Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками / А.А. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 60 с.
23. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. 448 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http//Минобрнауки.рф.
25. Шухардина С. Б., Святцева А. В. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 88–93.