Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. По международной классификации, пожилой (или третьего) возраста – это лицо, что достигло 65 лет. Сейчас в мире людей проживает более 620 000 000. В экономически развитых странах доля людей в возрасте 60 лет и более составляет 12-22% от общего количества населения. По прогнозам ООН, в 2025 году число пожилых людей в мире достигнет около 1,2 миллиарда человек. По сравнению с 1980 годом, в 2025 году в развивающихся странах, количество людей третьего возраста увеличится на 100 000 000, а в развитых - на 38000000 человек. старение населения прогрессирует во всех развитых странах мира. Так, в 1991 году в странах ЕС люди в возрасте от 60 лет составляли 1/5 общего количества населения (по данным статистической службы ЕС), в 2020 году количество 60-летних жителей удвоится [1].
Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время существует достаточно много определений понятия «старость». В частности, А. Богомолец рассматривал старение как постепенное ослабление активности клеток за счет изменения физико-химической структуры клеточной вещества [2]. По мнению И. Орде, А. Шейд, содержание процесса старения заключается в снижении поведенческой, физиологической и биохимической адаптации к внутреннему и внешнему сред [3]. А. Комфорт определяет процесс старения как изменение поведения организма с возрастом, что приводит к снижению жизнедеятельности человека. Ученый доказывает, что старение является универсальным, постепенным и разрушительным процессом. такое мнение А. Комфорта связана с тем, что старение неизбежно возникает, закономерно развивается как разрушительный процесс, о чем свидетельствует ограничения адаптационных возможностей организма, увеличение вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствует развитию возрастной патологии [4]. С. Гончаренко в украинском педагогическом словаре отмечает, что «пожилой человек», «старость» - это период жизни после зрелости, когда происходит ослабление организма [5].
Цель исследования заключается в изучении особенностей мышления пожилых людей в условиях территориального центра социального обслуживания.
Согласно цели были определены следующие задачи:
1. Выявить сущность и научно обосновать теоретические основы мышления как психологического процесса.
2. Раскрыть особенности мыслительных процессов в старческом возрасте
3. Изучить особенностей мышления в старости.
4. Подготовить рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования – процесс мышления пожилых людей.
Предмет исследования – особенности процесса мышления у пожилых людей.
Для решения определенных задач использованы следующие методы исследования: анализ философской, психологической литературы; эмпирические - беседы, тестирование, анкетирование.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что выделены психологические условия поддержания жизнедеятельности пожилых людей в территориальных центрах социального обслуживания.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что его материалы могут быть использованы в работе психологов территориальных центрах социального обслуживания.
Структура работы: введение, 2 раздела с выводами к ним, выводы, список литературы, приложения.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ В СТАРОСТИ
1.1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируют как вопрос об отношении мышления и бытия.
Сам термин «мышление» используется в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним сознания, иногда как синоним «духа», то есть психики. Философию интересуют очень простые вопросы: что первично - материя или мышления (ответ на этот вопрос разделяет материалистов и идеалистов), можно познать мир с помощью мышления, если можно, то как происходит такое познание?
При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, очевидно, вопрос о том, чье мышление является объектом исследований. Для философии мышления предстает прежде всего как общественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества, а в конкретно-психологическом аспекте акцент ставят на мышлении конкретных людей, конечно, обусловленного историческим развитием. Философию (теорию познания) интересует прежде всего конечный продукт познавательной деятельности человека.
А психологию интересует сам процесс порождения и хранения продуктов познавательной деятельности. Психологическая наука в процессе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле зрения психологов прежде всего попали виды мышления, которые сначала привлекали внимание философов. Это теоретическое мышления.
Один из выдающихся философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, следовательно, я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать его лишь в конкретно-психологическом аспекте, то становится понятным, что эта формула очевидно выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, считая мышления признаком существования человека. И вполне справедливо: ничто так убедительно не доводит существования человека, как акт мышления.
Существенным является вопрос о дифференциации формально-логического и психологического аспектов в исследованиях мышления. Объектом формально-логического исследования основные «формы» мышления: понятие, суждения, умозаключения. Выделение этих форм, их систематизация и классификация - важная задача формально-логического исследования мышления. В отличие от психологии, логика имеет дело прежде всего с продуктами индивидуальной работы, поскольку ее интересует правильное, истинное мышление. Психология же изучает, как реально осуществляется мышления, не обязательно является правильным. Психолога интересуют не только те ситуации, когда человек адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особенности изучаемого объекта, но и те случаи, когда объекта приписывают определенные качества, которые он реально не имеет. Более того, психология изучает нарушено, искаженное мышление, которое возникает при определенных заболеваниях.
Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологической науки, как нейропсихология и патопсихология. Понятие «ошибка» вообще трудно применять к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто очень полезную подготовительную функцию. С философским аспектом мышления тесно связан социологический, который ориентирован на изучение исторического развития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ.
Предмет психологии мышления расположен как бы на пересечении двух частей: той, что относится к компетенции психологического изучения, и той, которая составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана сложность выделения предмета психологии мышления, поскольку оно четко не отграниченное от других психологических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Возникает вопрос, с чем, собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление». Эта реальность не является однородной, поскольку существуют разные виды мышления, а также различия в подходах к его определению, реализующих различные науками.
Мышление, особенно в XX в., интенсивно изучают и в пределах естественных наук. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты человеческого мышления. Мышление также является результатом деятельности мозга. Эти мозговые субстраты, мозговые механизмы изучает физиология мышления. В физиологии высшей нервной деятельности образовался специальный раздел, тесно связан с проблематикой психологии мышления. Это - учение о двух сигнальных системах. Физиологов интересует прежде всего динамика нервных процессов, которые обеспечивают реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динамики и изучать строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновения, условия нарушения и т.п., это относительно автономное задачи.
Состав понятий, которыми оперирует мышление конкретного человека, не определяется свойствами ее нервных процессов. Собственно, он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни человека, различиями в культуре. Итак, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совершенно разные психологические процессы. Именно поэтому психологический анализ относительно независимый от анализа физиологического. В последние десятилетия мышления интенсивно изучали и продолжают изучать в кибернетике, в рамках которой сложились различные отрасли, среди которых наибольший интерес вызывает та, которую называют «искусственным интеллектом».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / А.В.Гнез дилов. – СПб.: Изд во “Речь”, 2002. – 161 с.
2. Дюмазедье Ж. Культурная революция свободного времени (реферат книги) / Ж.Дюмазедье// Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Инф. сб. – Вып. 2. – М., 1991. – 92 с.
3. Ермолаева М. Практическая психология старости /М.Ер молаева. – М.: ЭКСМО Пресс, 2002. – 318 с.
4. Ермолаева М.В. Значение жизненного опыта в старости / М.В.Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2007. – №2 (38), лето. – С. 58-81.
5. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д.Менделевич. – 5-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 432 с.
6. Краснова О. В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии /О.В.Краснова// Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 96.
7. Краснова О.В. Социальная психология старости / О.В.Крас нова, А.Г.Лидере. – М.: Академия, 2002. – 288 с.
8. Краснова О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним / О.В.Краснова // Психология зрелости и старения. – 1998. – №30(1), весна. – С.33-45.
9. Краснова О.В. Круглый стол «Социально-психологические проблемы пожилых людей» / О.В. Краснова // Журнал практической психологии. – 1998. – №3. – С.14-21.
10. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
11. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте / Т.Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. – 2000. – №3 (38), лето. – С.16-26.
12. Молчанова О.В. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта / О.В. Молчанова // Психология зрелости и старения. – 2000. – №1. – С.24-30.
13. Психология старости: Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ М, 2004. – 733 с.
14. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Кар васарского. – СПб.: Питер, 2000. – 1024 с.
15. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О. В. Краснова, А.Г. Лидере. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
16. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авторы-составители: Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 236 с.
17. Проблемы культуры маргинальных груп: Организация культурной деятельности пожилых людей // Культурно просветительная работа. Любительская деятельность в сфере досуга. – Вып. 2. – М., 1989. – 20 с.
18. Роже Сю. Досуг // Концепция видов и функций досуга. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Науч. информ. сб. – Вып. 3. – М.: РГБ, 1995. – 128 с.
19. Стюарт Гамильтон Ян. Психология старения / Ян Стюарт Гамильтон . – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.
20. Хойфт Г. Геронтопсихикосоматика и возрастная психотера пия / Г.Хойфт, А.Крузе, Г.Радебольд. – М., 2003. – 370 с.
21. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И.Холостова. – М., 2003. – 296 с.