Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сложности в обучении в начальной школе и овладении некоторыми предметами, приводят порой к нарушениям адаптации в учебном заведении, к снижению мотивации к обучению и упущенным возможностям. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) у детей – явление нередкое, и как отмечает И.Н. Садовникова, эта проблема одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения [42]. Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства чтения и письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
1.1.Общая характеристика нарушений чтения у детей
Рассматривать аспекты нарушений чтения и письма у ребёнка специалисты начинают уже с конца 19 века, что приходится по времени на период школьного обучения, которое стало доступным для широких масс населения и детей.
Вскоре становится очевидным, что существует группа детей, которые не могут учится в результате умственной недостаточности, а также определённый процент детей, развитых интеллектуально, но испытывающих трудности в освоении письма и чтения, либо неспособных освоить грамоту.
Так, в 1896 году английский врач П.Морган представляет исследование мальчика 14 лет с проблемами освоения письма и чтения, при том, что ребёнок весьма сообразителен, успевает по алгебре, но изучение алфавита становится невероятно трудным для него и ребёнок никак не может научится читать. В 1897 году похожий случай описал Дж.Керр, а в 1905 выходит в свет исследование К.Томаса, которое представляет собой массовое исследование 100 случаев сходных с вышеописанными. В XX веке симптомы этих состояний были рассмотрены, описаны и классифицированы в работах С.Ортона, М.Кричли и др.[Цит. по 25, с.29].
В XX веке были предложены и потеряли значение десятки терминов при изучении описываемой проблемы, но уникальной, единой классификации, удовлетворявшей всех исследователей, так и не существует. В научном мире очевидно, что существуют дети, имеющие узкий круг нарушений – чтения и/или письма. Представители различных научных школ и наук по-разному рассматривают нарушения чтения.
В логопедии, Ястребова А.В и Спирова Л.Ф. рассматривают нарушения чтения как недоразвитие устной речи, другие авторы принимаю его как моносимптоматическое расстройство (Critchley M., 1970). В педагогической школе именно к нарушениям чтения принято относить нарушения, когда «возраст чтения» (reading age) отстает от «умственного возраста» (mental age) на 20% и более или на два и более класса (Myklebust H., 1973).
Весьма разнообразна использовавшаяся применительно к этим состояниям терминология: «легастения» и «словесная амблиопия» [Claiborne J., 1906], «алексия развития» [Jackson E., 1907], «словесная слепота» по P.Morgan (1896) и J. Hinshelwood (1917), «зрительная словесная амнезия» [Witmar С., 1907; Wolf J., 1916], «парциальная анальфабетия» [Engler В., 1917], «брадилексия» [Clapared E., 1916], «стрефосимболия» [Orton S., 1937], «специфическое рас¬стройство чтения» [Silver A., Hagin R., 1960] и, наконец, «дислексия развития» [Critchley M., 1964] — термин, ставший наиболее употребимым в последние десятилетия, хотя не все признают его достаточно корректным [Rutter M., 1987].
Для разных специалистов: логопедов, педагогов, дефектологов, психологов, данное нарушение будет рассматриваться в рамках своей концепции, с определённой терминологией, классификациями и причинно-следственными связями.
В отечественной науке, данное нарушение рассматривается как специфическое расстройство речи в рамках логопедической науки.
Для обучения чтению используются оригинальные методики, которые получили свою апробацию, признание, ряд которых вошли в дошкольные и школьные программы обучения детей.
В данном исследовании будем опираться на определение нарушений чтения А.Н.Корнева и будем говорить о дислексии как о состоянии, которое в своей основе имеет стойкую избирательную неспособность к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень речевого развития, при отсутствии нарушения слуха и зрения и наличии оптимальных условий обучения. Базовым при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и неспособность овладеть чтением целыми словами, что часто сопровождается и недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, которые и составляют основную функциональную базу навыка чтения[26].
1.2.Нарушения становления навыка письма
Нарушения становления навыка письма, в первую очередь проявляются в появлении особенных ошибок. Они не затрагивают применение орфографических норм, стабильно повторяются, их появление не предполагает наличие интеллектуальных либо сенсорных нарушений, а также не могут быть объяснены социальными причинами (перебои в посещении занятий, нерегулярный характер и т.д.).
В классификации подобного рода ошибок, выделяются (по И.Н.Садовниковой) [42]:
ошибки в буквах и слогах,
ошибки в словах,
в предложениях и/или словосочетаниях.
Самой объемной группой является первая – ошибки, затрагивающие буквы и слоги. Сообразно цели данного исследования, рассмотрим примеры ошибок, обусловленные затруднениями в сфере фонематического (звукового) анализа и фонематического восприятия. Затруднения могут быть на уровне распознавания, дифференциации, классификации и т.д., фонем.
Эльконин Д.Б., в качестве звукового анализа рассматривал деятельность по выявлению звуковой наполненности и последовательности звуков в структуре слова[56].
Орфинская В.К., отмечала, что звуковой анализ может быть общим или развернутым, более дифференцированным, когда помимо общей «картины» слова, выполняется определение фонемы в числе других в разных позициях (начало слова, конец, середина, ударная позиция и др.). При нормативном развитии, навык простого фонематического анализа формируется спонтанно, в дошкольном возрасте, более сложные формы анализа получают свою реализацию и закрепление уже в школе [цит. по 58]. Если звуковой анализ проводится некачественно, в письменной речи это проявляется в следующих ошибках: пропуски букв, смена мест графем в словах, включение в слово лишних букв и слогов и др.
Пропуски могут свидетельствовать о том, что ученик не может выделить (по разным причинам) четкий фонетический набор звуков в слове. Примерами таких ошибок могут служить такие варианты написания: «вилка» - «влка», «корова» - «корва» и т.д. Если наблюдается пропуск двух и более графем, здесь речь может идти о более сложном, нескомпенсированном нарушении фонематического анализа, когда ребенок стремиться упростить слово, трансформировать его под себя: «принцесса» - «инсеса», «девочка» - «декака», «благородный» - «аароный» и др.
1.3. Этиология и патогенез дисграфии и дислексии
Говорить о наличии трудностей становления письменной речи приходится при возникновении определенных стойких ошибок, появление которых не связано у младших школьников с нарушениями интеллектуальной сферы, слуха или зрения или снижением качества/регулярности школьного обучения. Зачастую, трудности овладения письменной речью и чтением встречаются в сочетании. При этом, научная интерпретация причин данных явлений весьма обширна, что указывает на наличие данной проблемы и затруднения в ее исследовании [32].
Анализ причин нарушений становления навыка письма, затрудняется тем, как показывают исследования, что факторы, повлиявшие на данный процесс нарушений имеют ретроспективный характер. К 6-8 годам, зачастую, абсолютно объективно оценить этиологию нарушений не представляется возможным. Тем не менее, существует целый перечень факторов, эмпирически подтвердивших свою взаимосвязь с нарушением становления навыка письма. Воздействие могло осуществляться одновременно или последовательно. Среди них: органические нарушения развития речи, эмоциональная незрелость, наследственные факторы и др.
А.Н. Корнев приводит анализ исследований различных авторов, относительно причин дисграфии и/или нарушений становления навыка письма [25]. Некоторые из них рассмотрим ниже.
Лурия А.Р., Хватцев М.Е., Эльконин Д.Б., подчеркивают, что причиной затруднений при становлении навыка письма, могут стать органические речевые расстройства[36; 52; 57]. Хальгрен Б., Рудинеско М. и др., связывают данные дисфункции с наследственной предрасположенностью – причем, речь идет о наследственной «передаче» минимизации качественного развития некоторых функций мозговых структур, которые участвуют в становлении навыка письма.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
2.1. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ….
В исследовании принимали участие 49 учащихся первых классов. Обследование включало изучение письменных работ школьников и степени сформированности некоторых форм фонемного анализа.
Диагностика проводилась с помощью письменных работ (письмо псевдослов и слогов под диктовку) и специальных заданий и их последующего анализа.
Задание 1. Чтение и письмо псевдослов. Школьники должны были прочитать и записать затем под диктовку псевдослова (последовательности звуков, содержащие основные фонетические оппозиции). Данное задание используется в мировой логопедической практике с целью оценки оперативной (рабочей) фонологической памяти. Список слов приводится в приложении 1.
Задание 2 (запись серий слогов под диктовку). Целью задания было выяснить, как дети воспринимают фонемы на слух. Особенно это относилось к звукам, сходным по артикуляции или по звучанию. Были даны последовательности слогов с оппозиционными согласными: парными звонкими – глухими, свистящими – шипящими, аффрикатами и их компонентами. Кроме того были введены серии слогов-провокаторов, в которых согласные звуки не составляют оппозиции.
2 группа заданий. Методика исследования фонемного анализа у младших школьников была составлена на основе методических рекомендаций Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной [52], В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко [21], Г.А. Волковой [9]. Для исследования сформированности операций фонемного анализа было дано несколько заданий, которые дети выполняли фронтально, на специальном бланке. Такая процедура проведения исследования, во-первых, является стандартизированной, а в-вторых, позволяет сократить временные затраты на диагностику.
2.2. Результаты исследования
Исследование этиологии и патогенеза дисграфии и дислексии, выявление особенностей фонологического осознания у учеников 1 классов позволило выявить группу условно успевающих учеников (с минимальным количеством ошибок в письме и удовлетворительным уровнем фонологического осознания) и группу первоклассников с нарушениями становления навыка письма и чтения, с трудностями фонологического осознания.
Группа «успевающих» школьников составила 39 учащихся, группа первоклассников с нарушениями становления навыка письма и трудностями фонологического осознания – 10 учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дислексия может выступать как расстройство овладения чтением, но могут быть и распадом данного навыка вследствие повреждений центральной нервной системы.
Трудности в усвоении грамоты могут носить генетический характер, но чаще являются следствием незрелости или органического поражения ряда структур головного мозга.
В связи с тем, что чтение и письмо в отличие от устной речи не усваиваются спонтанно, а всегда требуют специального обучения, успешность их усвоения определяется не только способностями ребенка, но и процессом обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007. С.9.
2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. М.: МПСИ, 2001. С.7 -20.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
4. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 316 с.
5. Барабанов Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы речи. Монография. М.: Другое Решение, 2018. 69 с.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (В норме и патологии) / НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1977. 176 с.
7. Безруких М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка / М.М. Безруких // Новые исследования. Альманах. М.: Издательство «Вердана», 2003. №1 (4). С. 138-142.
8. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. М.: Каисса, 2008. 95 с.
9. Бондаренко Р.В., Захарова Л.Ю. Влияние методики обучения письму на формирование двигательного навыка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-metodiki-obucheniya-pismu-na-formirovanie-dvigatelnogo-navyka. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 15.11.2019).
10. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
11. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. М.: Просвещение. 1974. 145 с.
12. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Трудности современного русского произношения и ударения. М.: Академия, 2008. 385 с.
13. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.03. Моск. пед. ун-т. - М., 2006. -16с.
14. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. М.: Владос, 2006. 365 с.
15. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 127 с.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.:АСТ, 2013. 790 с.
17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Детство-Пресс, 2007. 480 с.
18. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07. М., 2012. 299 с.
19. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 264 с.
20. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л.Е. Журова. М.: Педагогика, 1979. 152 с.
21. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987. 112 с.
22. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977. 230 с.
23. Иншакова О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ // Практическая психология и логопедия. - М.: Издательство «Коррекционная педагогика, 2003. №1-2 (4-5). С. 37-41.
24. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше. Методическое наследие. Логопедия. М.: Просвещение, 1966. С. 167-186.
25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.
26. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие / А. Н. Корнев. М.: Айрис-пресс, 2006. 128 с.
27. Корнеев А.А. Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма: Дис. канд. псих. наук / А.А. Корнеев. М., 2005. 139 с.
28. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. 224 с.
29. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. С. 459 – 498 с.
30. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 136 с.
31. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. / Р.И.Лалаева// «Логопедия сегодня». 2007. № 3. С.8-9.
32. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / Р.Е. Левина. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
33. Лопухина И.С. Логопедия (речь, ритм, движение) / И.С. Лопухина – М.: Корона-принт, 2004. 128 с.
34. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
35. Лурия А.Р. Язык и сознание А.Р.Лурия Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 214 с.
36. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Академия, 2002. С. 10-76.
37. Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / Е.М. Мастюкова. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Прометей, 1991. С. 4-15.
38. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. -- 64 с.
39. Парамонова Л.Г. К вопросу дисграфии у учащихся общеобразовательных школ / Л.Г. Парамонова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. М.: Изд-во МСГИ, 2004. С. 180-187.
40. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. СПб.: Издательство «Союз», 2004. 240 с.
41. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М.: Аркти, 2005. 400 с.
42. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1995. - 256 с.
43. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. 215с.
44. Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию / Е.Н. Соколова, О.Т. Тарасова; под ред. В.А. Менчинской. М.: Просвещение, 1969. 110 с.
45. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи // Проблемы психического развития аномального ребёнка. М.: Просвещение, 1966. С. 53-54.
46. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Издательство «Просвещение», 1965. С. 33-45.
47. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. Т. 2. С. 456-469.
48. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. СПб.: Детство-пресс, 2010. 286 с.
49. Ткачук Ю.Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста // Молодой учёный. 2016. № 11 (115). 1843 с.
50. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учебное пособие. М.: Альфа, 1993. Ч. I. 103 с.
51. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР. 1994. № 2. С. 9-14.
52. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 / М.Е. Хватцев; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шахоской. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2009. 272 с.
53. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения / Г.В. Чиркина: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1967. 88 с.
54. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л.: Наука, 1983. 134 с.
55. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер. М., 2008. 212 с.
56. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопр. психол. 1956. № 5.С. 51-59.
57. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. М.: Издательство «ИНТОР», 1998. 112 с.
58. Юрьева М.В. Формирование графического действия и элементарного навыка письма у младших школьников в условиях коррекционно- развивающего обучения / М.В. Юрьева: Дис.… канд. пед. наук. Тамбов, 2002. 186 с.
59. Ястребова А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. М.: Когито-Центр, 1996 47 с.
60. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. М.: Просвещение, 1984. 159 с.
61. Catts H. W. The relationship between speech-language impairments and reading disabilities //In: H. Grimm & H. Skowronek (Eds.) Language Acquisition problems and reading disorders: Aspects of diagnosis and intervention. Berlin – New York, 1993. P. 167-182.