Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важность экологического воспитания детей в современном мире невозможно переценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания человека на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Начинать работу над воспитанием экологически культурного человека, нужно уже в дошкольном возрасте. Экологически воспитанная личность, зная какой вред приносят те или иные действия, формирует отношение к этим действиям и решает вопрос об их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Актуальность проблемы формирования знаний о растительном мире детей 5–6 лет обусловлена неодстаточным уровнем развития экологического сознания и природоохранного поведения в современном обществе. В условиях современного развития дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольных образовательных организаций является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, через создание устойчивой познавательной активности к природному окружению, умений и навыков природоохраной деятельности.
Вопросы формирования знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста рассматривались в исследованиях 3.П. Плохий, Н.Н. Кондратьевой, В.Г. Грецовой, И.А. Хайдуровой и др.
В настоящее время в отечественной педагогике разрабатываются пути и методы ознакомления детей 5 – 6 лет с растительным миром с помощью дидактических игр.
Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста О.П. Гаврилушкина, Л.Б. Баряева, М.Н. Перова, А.А. Аксенова, Е.Н. Соломина, Б.Б. Горскин, И.М. Яковлева.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов организации и проведения дидактической игры.
Объект исследования: формирования знаний о растительном мире детей 5– 6 лет.
Предмет исследования: дидактическая игра и ее роль в формировании знаний дошкольников о растительном мире детей 5-6 лет.
Цель работы определение роли дидактической игры в формировании знаний детей о растительном мире детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической литературы.
2. Рассмотреть понятие «дидактические игры», их виды и особенности.
3. Изучить содержание знаний о растительном мире детей 5-6 лет.
4. Рассмотреть особенности проведения дидактических игр по ознакомлению с растениями на примере дидактической зоны уголка природы ДОУ.
Методы работы: анализ литературы, наблюдения.
Теоретическая основа работы послужили учебные и методические пособия по дошкольной педагогике и психологии следующих авторов, Выготский Л.С., Запорожец А.В. статьи периодических изданий по проблеме исследования (авторы)
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глоссарий
Дидактическая игра - обучающие игры, созданные взрослым с целью воспитания и обучения детей, но для детей воспитательно-образовательное значение таких игр не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Живая природа – это предметы, которые могут дышать, двигаться, питаться, жить, развиваться и умирать. То есть, это все живущие вокруг нас животные и растения. Люди – это тоже часть живой природы.
Возрастные особенности - свойственные данному возрастному этапу развития человека особенности морфологии, физиологии, психики.
1. Понятие и значение дидактической игры
Дошкольный период благоприятен для развития многих психических процессов, в том числе и мышления.
Личные качества ребенка формируются в активной деятельности, и в первую очередь в той, которая лидирует на каждой возрастной стадии, определяет его интересы, отношение к реальности и особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте именно игра является ведущей деятельностью ребенка.
В игре активизируются когнитивные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; усиливается любопытство, развиваются умственные способности, первичные интеллектуальные навыки. Игра является средством умственного развития и воспитания.
Особое место в процессе обучения и воспитания детей занимают дидактические игры, созданные для реализации целей обучения и воспитания.
Начиная говорить о влиянии игры на детей старшего дошкольного возраста, предлагаем обратиться к определению игры, даваемой в различных источниках.
Понятие игры и игровой деятельности рассматривается в различных отраслях гуманитарного знания - культурологии, философии, педагогике, психологии, лингвистике. Все они акцентируют внимание на различных, порой противоположных, вопросах феномена игры, которые позволяют в целом рассмотреть проблему игровой деятельности и говорить о том, что понятие игры является междисциплинарным. Таким образом, игра по своей сути является собирательным, многомерным понятием, с помощью которого обозначаются различные виды человеческой активности.
Каждый, кто знаком с психологией и педагогикой, знает, какие большие потенциальные возможности таит в себе игра. Игра помогает не только приобретать человеку определенный социальный опыт, нормы поведения и морали, но и решать определенные социальные проблемы. Более того, игра выполняет в обществе множество функций: методологическую, познавательную, развивающую, гедонистическую, компенсаторную, коммуникативную, идентификационную, нормативную или социализирующую, креативную и символическую.
Игра и игровая деятельность — различные понятия, хотя в психолого-педагогической литературе часто можно встретить их идентичное толкование и использование в качестве синонимов (Н. Л. Потанина, Л. Т. Ретюнских, А. С. Шаров). Игра — социокультурный феномен, возникший на заре становления сознания и общества, существенно меняющийся в зависимости от материального и духовного уровня развития человечества (М. М. Бахтин, К. Бюлер, А. Валлон, Х. Ортега-и-Гассет, Г. В. Плеханов, Й. Хейзинга и др). С точки зрения философии и культурологии она рассматривается как неотъемлемая часть жизни человека, фактор, формируемый культурой и формирующий культуру. Понимание игры как способа человеческого существования приводит к новому осмыслению сущности человека, который представляется как «человек-игрок». В контексте такого понимания игры она сама является важнейшей целью и смыслом человеческой жизни, а не средством достижения какой-либо значимой цели [17, с. 307].
В педагогическом словаре Коджаспировой Г. М. и Коджаспирова А. Ю. игра раскрывается как род деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений [12].
В жизни постоянно наблюдаются ситуации, в которых соединяются и переплетаются различные виды игр.
В психолого-педагогической литературе представлено множество классификаций игр, и в частности игр детей. В основе одной из них, авторами которой являются Н. К. Крупская и П. Ф. Лесгафт, всё многообразие детских
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54
2. Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина – М: Дрофа, 2007. – 488 с.
3. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 2015.
4. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. – 2007. № 3. с
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры / А.К. Бондаренко // Дошкольное воспитание – №7 – 2005 – С. 18-22.
6. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
7. Комарова, И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей средней группы детского сада [Текст] /И.А. Комарова.-М.: АСТ, 2012.-151с.
8. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000
9. Николаева, С. Н. Формирование начал экологических представлений [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2012.- №7.-С. 3-8.
10. Николаева, С.Н. Воспитание экологических представлений в дошкольном детстве [Текст]: методическое пособие / С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.-284 с.
11. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст]: методическое пособие /С.Н. Николаева.- Спб.: Питер, 2011.- 422 с.
12. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2005. - 173, [2] с.
13. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
14. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / П.Г. Саморукова.-М.: АСТ, 2011.-246с.
15. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. - М. : Л., 2000.
16. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л.М. Волобуева. – М., 2001. – С. 5-11
17. Шерешик Н. Н. К вопросу о психологической структуре игровой деятельности // Научный потенциал. — 2019. — № 4. — URL: https://np-journal. ru/articles/shereshik-natalia-nikolaevna
18. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 228 с.