Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Когда исследуется балет, понимается, что история развития танца пересекается. Обмен танцоров между французами, итальянцами и русскими является основой нашего балета и влияет на то, что мы изучаем и что видим.
В 1789 году французы свергли свое феодальное правительство, и в последовавшие за этим десятилетия смятения Франция больше не была лидером европейского танца. Многие танцоры уехали в другие страны, чтобы учить и танцевать. Балет развивался в новом направлении главным образом в Италии. Техника усовершенствовалась, и аллегро стало очень популярным. Это влияние пришло из итальянских народных танцев.
Жан Батист Ланде был французским танцором и метрдотелем. Мэтр балета, или балетмейстер, до недавнего времени был человеком, прикрепленным к труппе танцоров, к театру или в 18 веке и ранее, к королевскому двору, который сочинял и ставил танцы и балеты. Ланде уехала в Россию танцовщицей. Он остался и был назначен учителем балета для бедных детей, а в 1735 году порадовал императрицу Анну прекрасным исполнением танцев своих учеников. В 1738 году его школа стала Императорским театральным училищем в Петербурге. Школа располагалась в Зимнем дворце, в ней учились 12 мальчиков и 12 девочек, все дети слуг. Ринальдо Фузано, комический танцор из Италии, сменил Ланде. Русскую балетную школу основал француз, а затем итальянец.
Русский балет продолжал развиваться с такими людьми, как Шарль Ле Пико, любимый ученик Новерра и главный танцор Парижской оперы. В 1786 году он вместе с женой прима-балериной поехал в Санкт-Петербург, чтобы стать балетмейстером. Они оставались там двенадцать лет. Он отвечал за русское издание «Письма Новерра». [5, c. 190]
Шарль Луи Дидло , еще один французский танцор, учился у Новерра, Доберваля и Вестриса в Парижской опере. Когда он был в Королевском театре в Лондоне, он познакомил танцора с полетом с помощью проводов, и ему приписывают создание колготок телесного цвета для танцовщиц. С 1801 по 1811 год он был мэтром балета Императорского училища в Санкт-Петербурге. Он реформировал преподавание в школах и считается одним из самых влиятельных людей в русском балете. Его творчество затмило романтический балет. Жюль Перро из Франции уехал в Россию в 1848 году. Он уже считался великим танцором. В 1851 году он получил звание метра балета. Там он поставил восемь балетов и возродил многие из своих старых.
В этом смысле избранная тема – «Педагогические идеи и деятельность Ж. Б. Ланде» - является удачной. Избранная тема позволит одновременно обратиться к наследию музыки и культуры книг, истории и искусства, рассматривая каким образом, преломляются в балете, музыке взаимодействие и представления о человеке и природе, как происходит внутреннее культурное взаимодействие через культурное пространство музыки к человеку.
Цель исследования – определить значение Педагогических идеи и деятельности Ж. Б. Ланде
Объектом исследования является творчество Педагогических идеи и деятельности Ж. Б. Ланде
Предметом изучения – история становления творчества свободного балета
Предметом исследования стали книги, статьи и журналы по истории музыки, истории, балета исторических исследований на данную тему и мемуаров.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что влияние балета в мировом масштабе неоспоримо, что благодаря такому невероятно талантливой личности, как Нижинский есть возможность прикоснуться к искусству музыки представителей молодого поколения
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: дать анализ феномена личности Ж. Б. Ланде. Его жизни и творчества в значении балета
В реферате хотелось раскрыть следующие задачи:
-изучить литературные источники по выбранной теме;
-рассмотреть более детально историю становления свободного балета
-установить основные этапы творческого пути
Исходя из поставленных хронологических рамок, очевидно, что при анализе эпохи мы будем опираться на общую историографию периода и биографические исследования временного периода.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Реферативная работа может служить основанием для дальнейших культурологических исследований по вопросам общей теории искусства касательно творчества балетного искусства.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации.
Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших культурологических и педагогических исследований по вопросам общей теории искусства свободного балета.
Основная гипотеза работы, выносимая на защиту, способна ли наследие мужчины - танцовщика, практически помещённое в вечность имеющее непосредственное отношение к музыкальным повседневным и духовным событий в контексте вечных этических ценностей на тот исторический момент, оставаться такими же значимыми и по сей день.
Глава 1. Педагогические идеи и деятельность Ж. Б. Ланде
1.1. История русского балета
Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.
Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет». Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем. В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». [7, c. 86]
В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца. Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.
В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом. К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры.
Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу. Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство. Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айседора. Гастроли в России. // Сб. рецензий и статей, посвященный гастролям А. Дункан. / Сост., подгот. текста и коммент. Касаткиной Т.С. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 412 с.
2. Айседора Дункан. Сб. / Сост. и ред. С.П. Снежко. Киев: Мистецтво, 1990. 349 с.
3. Аркина Н.Е. Языком танца. М.: Знание, 1975. 56 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 329 с.
5. Асафьев Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: Музыка, 1974. 296 с.
6. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры, 2004. 363 с
7. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М,: Просвещение, 1977. 286 с.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1989. 444 с.
9. Балет. Энциклопедия / Под. ред. Григоровича Ю.Н. М.: Сов. энциклопедия, 1981. 623 с.
10. Блазис К. Искусство танца. / В кн. классики хореографии. М.-Л.: Искусство, 1937. 333 с.
11. Блок A.A. Искусство и революция. Собр. соч.: в 12 тт.: Т.8. М-Л.: Искусство, 1963. 275 с.
12. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
13. Блэйер Ф. Айседора. Портрет женщины и актрисы. Смоленск: Русич, 1997. 549с.
14. Ваганова А.Я. Основы классического танца. JL: Искусство, Ленингр. отд., 1980. 190 с.
15. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 694 с.
16. Ванслов В.В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2., Л.: Музыка, 1977. С. 5-32.
17. Ванслов В.В. Балет как синтетическая разновидность искусства танца // Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 170-180.
18. Ванслов В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах современности. Музыка и хореография современного балета. Вып.З., Л.: Музыка, 1979. С. 5-36.
19. Ванслов В.В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1980. 191 с.
20. Ванслов В.В., Суриц Е.Я. Балет // Балет. Энциклопедия. М., 1981. С. 42-45.
21. Варковицский В.А. Танец // Балет. Энциклопедия. М., 1981. С. 503504.
22. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. 239 с.
23. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М.: Изд-во политич. лит., 1992. 397 с.
24. Дункан А. Танец будущего // Айседора Дункан. Киев: Мистецтво, 1990. С. 15-27.
25. Дункан И., Магдуглла А.Р. Русские дни Айседоры Дункан и её последние годы во Франции. М.: Моск. рабочий, 1995. 270 с.
26.Красовская В. М. История русского балета : учеб. пособие. Л. : Искусство, 1978. 231 с.
27.Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М. : ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.
28. Русский балет: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. 632 с.