Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 5
1.1 Психологическое и физиологическое содержание письменной речи 5
1.2 Нарушения письма и их причины у учащихся с тяжелыми нарушениями речи 10
ГЛАВА 2 Теоретическое исследование нарушений лексико-грамматического строя у речи детей младшего школьного возраста и их влияний на письменную речь 22
2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тяжелыми нарушениями речи 22
2.2 Уровни речевого развития детей с ТНР 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Учащиеся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи испытывают большие трудности с усвоением учебной программы предметов речевого цикла даже на базовом уровне. Эта проблема возникает как при обучении таких детей в специальных (коррекционных) школах и классах, так и при обучении их в общеобразовательной школе в условиях инклюзии.
Успех овладения грамотной письменной речью имеет большое значение для дальнейшего обучения на среднем и старшем уровнях, а также для всей жизни. Речевые нарушения влекут за собой трудности в овладении письменной речью, приводят к появлению в произведениях детей сначала неустойчивых дисграфических ошибок различного происхождения, а в дальнейшем способствуют закреплению и усложнению проявлений дисграфии. Неуспеваемость по русскому языку, чтению и другим предметам негативно влияет на формирование личности ребенка, приводит чаще всего к социальной дезадаптации. В связи с этим поиск оптимальных способов коррекции письменной речи на начальном этапе обучения является актуальной теоретически и практически значимой проблемой.
Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, направление их в психолого-медико-педагогическую комиссию позволяет своевременно рекомендовать родителям перевести ребенка в специализированное учреждение для учащихся с тяжелыми нарушениями речи. В специальной школе учащиеся получают квалифицированную помощь логопеда и других специалистов, которые последовательно и целенаправленно осуществляют обучение и воспитание детей по специальной адаптированной программе, что предусматривает коррекцию имеющихся дефектов речи и устранение вторичных проявлений, вызванных первичным дефектом.
Анализ последних исследований и публикаций. Значительный научный вклад в разработку теоретико-методологических аспектов развития письменной речи у детей с ТНР сделали такие авторы: О.И. Азова, Т.А. Аристова, Т.В. Ахутина, Л.С. Выгосткий, Т.Г. Гладышева, О.В. Елецкая, О.Ю. Иншакова, О.М, Коваленко, Р.Е. Левина, Г.Г. Мисаренко, М.А. Поваляева, И.В. Прищепова, Л.Ф. Спирова и др.
Объектом исследования являются проявления грамматических ошибок в письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является система логопедической работы по преодолению грамматических ошибок при письме у младших школьников в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования – проанализировать особенности нарушения лексико-грамматического строя речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение письменной речью.
Задачи:
- рассмотреть психологическое и физиологическое содержание письменной речи;
- проанализировать нарушения письма и их причины у учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
- предоставить психолого-педагогическую характеристику учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
- охарактеризовать уровни речевого развития детей с ТНР.
Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной психопедагогической и методической литературы по изучаемому предмету. При выполнении работы использованы методы анализа научной литературы, а также такие методы, как абстрактно-логическое мышление, системный анализ, классификация, обобщение, идеализация, формализация, дедукция и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Объем работы: 36 страниц печатного текста.
Глава 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
1.1 Психологическое и физиологическое содержание письменной речи
Один из самых сложных видов человеческой деятельности – письмо - формируется в результате совместной работы различных анализаторных систем. Термин «письменная речь» включает в себя два различных процесса: чтение и письмо. Звуки слышимой речи на листе бумаги обозначаются определенными буквенными знаки (русская алфавитная система письма). Устная и письменная речь являются частью второй сигнальной системы. Устная речь по мере развития ребенка может формироваться самостоятельно, путем подражания, в то время как письменная речь должна быть специально обучена, дети усваивают ее при обучении грамоте, а затем совершенствуют ее с годами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст] : афтореф. дис.…кан.пед.наук : Московский гос. пед. ун-т. – Москва, 2006 . – 26 с.
2. Аристова, Т. А. Коррекция нарушений письменной речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. А. Аристова, Г. А. Архипова ; под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб. : КАРО, 2007. – 208 с.
3. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] : учебно-методическое пособие для вузов / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова; под ред. Т. В. Ахутиной – М. : В.Секачев, 2008. – 128 с.
4. Визель, Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. Г. Визель. – М. : Астрель, 2005. – 127 с.
5. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
6. Гладышева, Т. Г. Организация работы по коррекции письменной речи [Текст] / Т. Г. Гладышева // Логопед. – 2012. - №10. – С. 71-74.
7. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи : формирование представлений о пространстве и времени [Текст] : метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – СПб. : Речь, 2006. – 180 с.
8. Иншакова, О. Б. Лонгитюдный анализ проявлений дисграфии у учащихся начальной школы [Текст] / О.Б. Иншакова // Специальное образование. – 2017. - №3 – С.82-90.
9. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы [Текст]: учебно-методическое пособие / О. М. Коваленко. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
10. Коррекция нарушений письменной речи [Текст] : учебно-методическое пособие. / сост. Н. Н. Яковлева. – СПб. : КАРО, 2007. – 208 с.
11. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 312 с.
12. Левина, Р. Е. О нарушениях письма у учащихся массовой школы [Текст] / Р. Е. Левина // Дефектология. − 1971. − №5. - С. 4
13. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А. Р. Лурия. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1950. – 352 с.
14. Мисаренко, Г. Г. Типологические трудности овладения письменной речью [Текст] / Г. Г. Мисаренко // Логопед. − 2005. − №3. - С.4- 11
15. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Лениздат, 2001. – 240 с.
16. Поваляева, М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи : качество образования [Текст] : учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 158 с.
17. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников [Текст] : учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – СПб. : КАРО, 2006 – 240 с.
18. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы [Текст] / Л. Ф. Спирова ; под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1965. – С.33-45.