Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.
В большом толковом словаре понятие «интерес» имеет несколько содержательных аспектов, из которых можно выделить, на наш взгляд, пять основных:
1) интерес - как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;
2) интерес - как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;
3) интерес - как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;
4) интерес - как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;
5) интерес - как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.
В психолого-педагогическом словаре мы находим следующее определение познавательного интереса - это познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием [30, с. 59].
Педагогический словарь дает нам следующее определение познавательного интереса - это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Познавательный интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения [40, с. 32].
Термин «познавательный интерес» разные ученые понимают по- разному. Одни отождествляют познавательный интерес с деятельностью, другие считают познавательный интерес результатом деятельности, третьи утверждают, что познавательный интерес - более широкое понятие, чем деятельность.
1.2. Содержание познавательного развития детей в образовательных программах ДОО
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, исходя из задач, определенных ФГОС ДО, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
1.3. Возможности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования произвольности, активности, самостоятельности и инициативности, служит хорошей базой для развития исследовательских умений.
В настоящее время одним из эффективных способов развития такого поведения у детей в детском саду, по мнению А.И. Савенкова, является предложенная им методика проведения детских исследований. В данной методике акцент делается на обучение ребёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственного исследовательского поиска. Автор методики доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей дошкольного возраста, доступна им, а следовательно, продуктивна [3, с.160].
По результатам современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе исследовательской деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
А.И. Савенков определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка. В воспитательно-образовательном процессе наиболее эффективно возможна организация, направленная на включение исследовательской деятельности на процесс развития ребёнка.
А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи [43, с.170].
Для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности необходимо создание педагогических условий.
В педагогике под педагогическими условиями Е.В. Яковлев понимает «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности», А.Я. Найн, Н.М. Яковлева и другие исследователи определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса.
В нашем исследовании под педагогическими условиями будем понимать совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную обстановку (или среду) для успешного развития познавательного интереса дошкольников.
Психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса.
Процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста станет успешнее, если реализовать следующие психолого- педагогические условия:
1. Воспитателями поддерживается и стимулируется умение дошкольников включиться в исследовательскую деятельность;
2. Создается необходимая развивающая предметно- пространственная среда для проявления собственной самостоятельности, активности в совместной со взрослыми исследовательской деятельности;
3. Осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по приобщению детей к исследовательской деятельности.
Рассмотрим каждое из условий подробнее.
Первое педагогическое условие.
1. Воспитателями поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к использованию исследовательской деятельности.
Формы организации исследовательской деятельности включают в себя:
- детское экспериментирование,
- проблемные ситуации,
- коллекционирование,
- метод проектов.
Глава 2. Особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
2.1 Анализ развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки, выдвинутой нами гипотезы было проведено экспериментальное исследование на базе ДОУ. В исследовании приняло участие 18 детей старшего дошкольного возраста.
Прежде, чем приступить к исследованию уровня развития интереса к природе у детей, мы предварительно обследовали и проанализировали предметно-развивающую среду данной группы. Входе обследования, участвующей в исследовании группы, нами было выявлено, что экологические центры в группе практически отсутствуют, что не соответствует программным требованиям и целям разностороннего развития дошкольников.
С целью развития экологических представлений в группе мы организовали уголок живой природы с экологическими центрами. «Мини-сад» и «Метеостанция». «Мини-сад» включает в себя растения. Имеется необходимый инструментарий для ухода за растениями – лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. «Метеостанция» включает в себя картину сезона, модели года и суток; календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день; календарь наблюдения за птицами; рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». Также в группу приобрели и создали различные экологические дидактические игры.
Для изучения уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, мы использовали следующие методики: «Столкновения мотивов» (автор Н.И. Гуткина); «Оценка вопросительных проявлений у детей дошкольного возраста» (автор ТА. Серебрякова).
Методика «Столкновения мотивов» Н.Н. Гуткиной использовалась нами с целью определения доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка.
Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере.
Порядок проведения. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку.
2.2. Возможности предметно - пространственной развивающей среды как условие развития интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
В МДОУ с целью экологизации предметно-пространственной среды создан уголок детского экспериментирования, главная задача необходимо правильно оборудовать уголок для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Для организации уголка проведения опытов необходимо соблюдение некоторых условий, которые будут работать на активацию процесса познания и самостоятельно деятельности. Вначале необходимо подключить к работе дошкольников, заинтересовать их на предмет реализации планов. Например, выделяется место, где будет располагаться уголок, лучше всего организовать его в месте у окна. В уголке опытов можно выделить несколько зон и мест. Место для постоянной выставки, где будет размещен музей с коллекциями. Можно разместить редкие экспонаты, раковины, кристаллы, камни, перья и другое.
Место в уголке для приборов. Здесь могут храниться материалы природные (шишки, ветки, семечки и другое), а также бросовый материал природного происхождения и не только (пенопласт, песок, опилки, бумага). Место в уголке для проведения опытов. Лупы, кинескопы и другое. В уголке должны быть выделены отделы: дидактический отдел, отдел оборудования и отдел стимулирующий.
2.3. Результаты экспериментального исследования
После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент.
Анализ результатов, представленных в таблице 6, позволяет сделать вывод о том, что познавательный мотив в аффективно-потребностной сфере преобладает у 77% (14 детей) исследуемой группы.
Игровой мотив в аффективно-потребностной сфере преобладает у 23% (3 детей) исследуемой группы. Эти дети предпочитали поиграть.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что познавательный интерес – это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию, избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он характеризуется положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Данные анализа литературы показали, что познавательный интерес к природе легче развивать у детей в процессе непосредственно общения с ней. Такую возможность в ДОУ обеспечивает предметно - пространственная развивающая среда.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что современные концепции развития личности ребенка, подходы к педагогическому процессу в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, предполагают включение исследовательской деятельности в процесс развития детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абакелия, Н.П. Зависимость формирования мыслительной деятельности старших дошкольников от средств ее осуществления / Н.П. Абакелия, Автореф. дис.. . псих.наук. - М .:АСТ, 2011. - 21 с.
2. Айвазян, Л.М. Формирование мыслительной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования / Л.М. Айвазян, Автореф. дис...канд. пед. наук. - Ереван, 2010. - 20с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М .: Просвещение, 2010. - 176 с.
4. Алексеенкова, Е.Г, Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста / Е.Г. Алексеенкова. - М.: Компания спутник +, 2011. - 49 с.
5. Альбуханова-Славская, К.А., Активность и сознание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Наука, 2012. - С. 110-134
6. Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Наука, 2013. - 335 с.
7. Альбуханова-Славская, К.А. Типология активности личности. Психологический журнал / К.А. Альбуханова-Славская.- 2012. - №5 - С..3-18.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 2010. - 96 с.
10. Бондаренко, СМ. Учите детей сравнивать. // Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология" / С.М. Бондаренко. - М.: Знание, 2015. - №9. - 96 с.
11. Бурма, А.В. Дифференцированный подход к старшим дошкольникам как условие их подготовки к школьному обучению. / А.В. Бурма Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. - СПб, - 191 с.
12. Бурыкина, М.Ю. Педагогические основы ознакомления с электрическими явлениями детей 6-7 лет. / М.Ю. Бурыкина, Автореф. дис...канд. пед. наук. - Брянск, 2015. - 20 с.
13. Васильева, Т.И. Педагогическое общение как фактор формирования исследовательских умений у учащихся младшего подросткового возраста. / Т.И. Васильева, Автореф. дис...канд. пед. наук. Магнитогорск, 2010. - 18 с.
14. Венцтель К.Н. Идеальный детский сад / К.Н.Венцтель. - 2010. №4. - С. 5-14.
15. Веракса, Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками . Вопросы психологии / Н.Е. Веракса. - 2011. - №3. - С. 123-127.
16. Веракса, Н.Е. Физика для маленьких: пособие для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и любознательных родителей. / Н.Е. Веракса, О.В., Кондаков, Н.Н. Кондакова. - Елец, 2012. 89 с.
17. Веракса, Н.Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко // Журнал Вопросы психологии. - 2016. - №3. - 14-28.
18. Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника // Межвуз. сборник научных трудов. Под ред. СП. Баранова. - М.: МГПИ им В.И. Ленина, 2010. - 138 с.
19. Власова, Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно - методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4. - 24-36.
20. Всесвятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни / Б.В.Всесвятский. - Ульяновск, 2011. - 69 с.
21. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Г ерцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 192 с.
22. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в 6- ти томах. - т.2. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2010. - 504 с.
23. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. / С. В. Г ерасимов 2016. - №3. - С. 88-93.
24. Гин, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы // Библиотека учителя начальной школы / С.И. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 143 с.
25. Гогоберидзе, А.Г. Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельности: развитие идей научной школы кафедры // Педагогика детства: Петербургская научная школа / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - СПб.: «Адверта», 2011. - с. 490, с. 208 - 218.
26. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2012. - 317 с.
27. Гоман, И.Г. Формирование познавательной активности старшеклассников в условиях лингвистической школы. Автореф. дис....канд. пед. наук. / И.Г. Гоман. - Кемерово, 2012. - 26 с.
28. Горбачева, С. Обучение студентов педвуза педагогическому взаимодействию в личностно-ориентированном образовании: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / С. Горбачева. - Воронеж, 2010. - 21 с.
29. Гусева, Т.А. Стилевые аспекты любознательности / Т.А. Гусева. - Бийск: НИЦ БиГПИ,2010. - 169с.
30. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2016. - 240 с.
31. Довгаль, Л.С. Формирование познавательной активности личности студента. Автореф. дис....канд. пед. наук. / Л.С. Довгаль. - Сочи, 2010. - 18 с.
32. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольника. / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М .: Педагогика, 2010. - 128 с.
33. Жмырева, М.А., Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева. - Ульяновск: Симбирская книга, 2011. - 63 с.
34. Зак, А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет / А.З. Зак. - М.: АРКТИ, 2013. - 104 с.
35. Земляная, С.И. Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства: Автореф. диссер.... канд. пед. наук. / С.И. Земляная. - Ярославль, 2009. - 19 с.
36. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 224 с.
37. Идом, X., Домашняя лаборатория / X. Идом, К.Вудворд. - М.: «Махаон», 2011. - 74с.
38. Ильина, М.В. Воображение и творческое мышление: психодиагностические методики / М.В. Ильина. - М.: Книголюб, 2012. - 53 с.
39. Каган, М.С. Миг общения: проблемы межсубъектных отношений. / М.С. Каган. - М.: Политическая литература, 2015. - 183 с.
40. Кларина, Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / Л.М.Кларина. - М.:Познание, 2010. - 119с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2014. - 390с.
42. Поддьяков, А.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 65-72.
43. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию/ А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2014. - №4. - С. 29-34.
44. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков. - М .: Российское психологическое общество, 2013. - 85 с.
45. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Диссертация....доктора псих.наук / А.Н. Поддьяков - М.: Норма, 2011. - 364 с.
46. Поддьяков, А.Н. Развитие комбинаторных способностей/ А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2011. - №10. - С..90-95.
47. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддьяков. - М.: Норма, 2010. - 266 с.
48. Поддьяков, Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. / Н.Н. Поддьяков. - Краснодар: «МЭГУ-Краснодар», 2010. - 58 с.
49. Поддьяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников Н.Н. Поддьяков //Вопросы психологии. 2010. - №2. - С. 105-117.
50. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. / Н.Н. Поддьяков - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2013. - 28 с.
51. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2010. - №9. - С.. 68-75.
52. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 2011. - 50 с.
53. Савенков А.И. Психология детской одаренности / А.И.Савенков. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - С.. 169-178.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155
55. Фокина, Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников // Е.А. Фокина // Одаренный ребенок. - 2012. - №2. - С 25-33.
56. Фребель, Ф. Будем жить для наших детей / Ф. Фребель // Серия Психология детства. Классическое наследие - Екатеринбург: У-Фактория, 2010. - 248 с.
57. Френкель, Е.Д. Гипотетичность в структуре решения задач //Междун. научн. конфер.. Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Тезисы докладов. - РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С.117-118.