Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная начальная школа предполагает изучение дисциплин, которые зачастую не может в полной мере и эффективно воспринимать ребенок данного возраста. Неслучайно, в советской школе английский язык начинали изучать с 5-го класса, тогда как сейчас его преподавание начинается со 2-го, а в школах с углубленным изучением иностранных языков – даже с 1-го класса.
Каждому педагогу для того, чтобы начать эффективно обучать младших школьников, необходим набор инструментов, которые позволяют своевременно выявлять педагогические проблемы, пробелы в языковом развитии. Это важно для выбора модели построения программы и структуры занятий с каждым конкретным классом.
Обучение английскому языку учащихся младших классов – сложная задача для педагога, поскольку в начальной школе дети еще не в полной мере освоили нормы русского языка, что сильно затрудняет процесс изучения правил и закономерностей иностранного.
Степень изученности проблемы. Проблемами лексико-семантического развития младших школьников на уроках английского языка занимались такие ученые как: С.М. Абрамова, С.С. Бурдинова, И.М. Еропкин, К.Ф. Пархоменко, С.В. Пилецкая и многие другие. Однако в научной литературе не существует единой позиции относительно выбора максимально эффективных методов оценки и развития лексико-семантического развития младших школьников на уроках английского языка, поэтому этот вопрос остается открытым и актуальным по сей день.
Цель исследования – провести анализ методов исследования уровня лексико-семантического развития обучающихся начальных классов на уроках английского языка.
Объект исследования – лексико-семантическое развитие обучающихся начальных классов на уроках английского языка.
Предмет исследования – методы исследования уровня лексико-семантического развития обучающихся начальных классов на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать специфику обучения английскому языку в начальной школе.
2. Раскрыть понятие лексико-семантического уровня развития.
3. Рассмотреть способы и формы определения лексико-семантического уровня развития младших школьников на уроках английского языка.
4. Провести исследование по определению лексико-семантического уровня развития младших школьников на уроках английского языка.
5. Разработать рекомендации по повышению лексико-семантического уровня развития младших школьников на уроках английского языка.
База исследования: МБОУ «Школа № 61» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Гипотеза исследования: предполагается, что наиболее эффективными методами оценки лексико-семантического развития младших школьников на уроках английского языка являются языковые диктанты, составление диалогов, заучивание тематических прозаических отрывков из текстов.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнение, обобщение, синтез, классификация, хронологический, наблюдение, педагогическое тестирование, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана со сбором научной информации, касаемой методов педагогической оценки и коррекции лексико-семантического развития младших школьников на уроках английского языка. Собранный и обработанный теоретический материал может быть использован для проведения дальнейших педагогических исследований в данной научно-практической сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой рекомендаций по повышению лексико-семантического уровня развития младших школьников на уроках английского языка, а также определением наиболее эффективных методов оценки этого направления развития учащихся.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1. Специфика обучения английскому языку в начальной школе
Изучение английского языка в начальной школе является достаточно новой педагогической проблемой, возникшей в связи социально-экономическими изменениями в России и трансформацией концепции обучения в школе. Внедрение этого предмета с младших классов связано с ориентацией общества на международные связи, превалированием в России внешней политики над внутренней.
При этом качественное тестирование готовности младших школьников к изучению иностранных языков проведено не было, а потому учителя в процессе обучения младших школьников английскому языку сталкиваются с рядом психологических, социальных и педагогических проблем [Торбенко, Соколова, Щедрина 2021. 44].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, С.М., Кутейникова, И.С., Миронова, Г.А. Организация исследования лексико-семантической стороны речи: обзор научных статей / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
2. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Обучение младших школьников английскому языку: проблемы и перспективы / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Педагогическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
3. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения лексико-семантического развития младших школьников на уроках английского языка / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 124–135
4. Мануйлова, И.М., Федорова, И.А. Лексико-семантическая сторона речи / И.М. Мануйлова, И.А. Федорова. – Воронеж: Сфера, 2019. – 262 с.
5. Пархоменко, К.Ф., Найденов, Е.А., Самохвалова, Е.Е. Лексико-семантическая сторона речи как предмет научного исследования / К.Ф. Пархоменко, Е.А. Найденов, Е.Е. Самохвалова // Вопросы педагогики и психологии. – 2019. – № 10. – С. 103–116
6. Пилецкая, С.В., Оноприенко, А.В., Родионова, Г.В. Проблемы изучения английского языка в начальной школе / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного социального поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
7. Торбенко, А.А., Соколова, И.С., Щедрина, И.Г. Обучение английскому языку как явление и процесс / А.А. Торбенко, И.С. Соколова, И.Г. Щедрина // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 44–58
8. Чистякова, С.Н. Лексическое развитие школьников / С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 2016. – 326 с.
9. Шилова, И.М., Дубцова, О.В., Шахматова, И.И. Иностранный язык в начальной школе / И.М. Шилова, О.В. Дубцова, И.И. Шахматова. – Минск: Статут, 2017. – 298 с.
10. Яковлева, А.С. Нарушения лексико-семантической стороны речи школьников: диагностика и коррекция / А.С. Яковлева // Педагогические исследования. – 2021. – № 1. – С. 30–42