Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня проблемы экологии стали составной частью экономической и социальной политики страны. В связи с этим, в рамках экологического образования социальный заказ общества и государства формируется как «воспитание и развитие личности, обладающей практическими знаниями и умениями, ценностными ориентациями, поведением и деятельностью, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде».
Достижение этой цели возможно лишь с помощью системы непрерывного экологического образования с дошкольного возраста и до начала трудовой профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы и темы исследования. На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста. Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования в ДОУ.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена рядом факторов:
-социальным заказом на формирование экологических представлений у ребенка с момента дошкольного детства;
-возможностью совершенствования качества экологического образования дошкольников на основе использования наблюдений и экспериментов.
Несмотря на обилие исследований в области экологического образования, разработок, посвященных проблеме формирования экологических представлений в ДОУ, недостаточно. В связи с этим, тема нашей курсовой работы «Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста средствами наблюдений и экспериментов» является актуальной.
Объект исследования – процесс формирования экологических представлений детей в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: создать педагогические условия формирования экологических представлений дошкольников средствами наблюдения и экспериментов.
Гипотеза: наблюдения и эксперименты могут выступать эффективным средством формирования экологических представлений дошкольников при условии:
- экологизации различных видов деятельности;
- создания ситуаций, которые ребенок мог бы разрешить в процессе наблюдений и экспериментов;
- осуществления познания основ экологических представлений детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические и методологические основы проблемы формирования экологических представлений дошкольников.
2. Выявить особенности формирования экологических представлений у дошкольников.
3. Предложить педагогические условия (наблюдение и экспериментирование), как средство формирования экологических представлений дошкольников.
Глава 1 Теоретические - методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1 Экологическое образование дошкольников
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие – к формированию теории и практики экологического образования.
А.Н.Леонтьев [21], В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и другие отмечают, что в дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что экологическое образование детей необходимо начинать на этапе дошкольного детства.
Проблема экологического образования относительно новая для дошкольной педагогики. Ее появление обусловлено рядом социальных причин, вызвавших к жизни целое педагогическое направление, значение которого уже не дискутируется, а является общепризнанным и активно разрабатывается [28].
Поскольку стержнем экологической науки являются различного рода связи и зависимости, существующие в едином комплексе природа-общество", этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического образования детей дошкольного возраста
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. [4].
Ретроспективный анализ экологического образования сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического образования, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания дошкольников:
• целенаправленно координируется деятельность ДОУ, организаций по охране, рациональному использованию изучению окружающей среды;
• наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, советы по охране природы, экологические практикумы;
• в экологическом образовании детей всё большую роль играют средства массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.
Экологическое образование это:
• непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),
• формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асланиди К.Б. Потапова. Т.В. "Развитие представлений о содержании, формам и методах экологического образования в России конца 20 века". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 2015. стр. 14-30.
2. Асланиди К.Б. Потапова. Т.В. "Опыт разработки экологического образования программ негосударственным предприятием". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 2015. Стр. 104-112.
3. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В. "Рекомендации по созданию эколого-образовательного Центра". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. Стр. 112-115.
4. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В "Природа и творчество в семейных мастерских". // ЭКОС-Информ, N6. Стр. 65-68.
5. Актуальность экологического воспитания дошкольников. /сост. С.Н.Николаева – Ниж. Новгород, 2016., с. 85., 93.
6. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2016. N 5. С. 80-82.
7. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. – № 7. – С. 36-42.
8. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1994., с. 202.
9. Взаимодействие общество и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы. /Отв. ред. Е.Т. Фаддеев. – М., 1986.
10. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5.
11. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте//История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия.-М.: Просвещение, 1988
12. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии– Ч.2.– М.,1981/
13. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей., изд-во Сфера. М.:2019, с. 245
14. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2016. N 7. С. 31-34.
15. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2015. N 7. С.7-9
16. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 56 с.
17. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013
18. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев И.О. Экологическое знание и сознание. – Новосибирск, 2010
19. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2013. - 319 с.
20. Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2017. – 325с.
21. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. N 7. С. 26-34.