Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время общество и государство ориентированы на непрерывность личностного развития в системе образования. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» указано, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Главной задачей системы образования является создание необходимых условий формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и техники». На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьников.
Музыка всегда служила символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Она становится неотъемлемой частью быта и оказывает огромное влияние на мысли, чувства, настроение.
Благодаря особенностям как вида искусства, музыка играет особую роль в формировании нравственных качеств учащихся. Также, можно сказать, что воспитательные возможности музыкального искусства безграничны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности.
Мы живем в интересное время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому, я считаю, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка процессов творчества: фантазирование, понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций. Из-за перенасыщенности современного школьника информацией, расширения информационной среды за счет телевидения, радио, интернета актуальность игры в настоящее время повышается.
Использование игровых технологий позволяет решить множество задач обучения: развивать эмоциональную выразительность, творческие способности, расширять познавательные интересы, повышать уровень коммуникативного развития, игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, «раскрепощают» ученика, его двигательные навыки.
Но, несмотря на значительное число работ, которые посвящены изучению проблемы нравственного воспитания, особенностям его развития в различные периоды детства, данный вопрос остается очень актуальной.
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий, способствующих становлению у детей школьного возраста духовно-нравственных ценностей. Актуальность обозначенной проблемы позволила сформулировать тему исследования в рамках выпускной квалификационной работы следующим образом: «Исследование роли музыки в нравственном становлении личности на примере урока вокала»
Объект исследования: нравственное становление у детей школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных ценностей у детей школьного возраста.
Целью исследования является изучение роли музыки в нравственном становлении личности на примере урока вокала.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
1.Раскрыть проблему духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях.
2.Обозначить роль музыкального искусства в духовно-нравственном воспитании личности.
3.Раскрыть психолого-педагогические особенности работы со школьниками.
4.Рассмотреть методические основы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях урока музыки и во внеурочной деятельности.
Методологическая основа исследования: концепции воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, JI.C. Выготский, К.Д.Ушинский); труды, раскрывающие теоретические и методические положения музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр); труды, раскрывающие влияние музыки на духовность школьников в контексте педагогики искусства (И.В. Кошмина, В.В. Медушевский).
Методы исследования: изучение и анализ музыкально-педагогической, литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение педагогического опыта; синтез, сравнение.
Структура работы обусловлена целью исследования и включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания школьников
1.1.Психолого - педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием. В данный возрастной период как показывает практика современных ученных, происходит формирование и укрепление основных черт личности, особенностей развития [9].
И так, восприятия ребенка младшего школьного возраста изменяется, а именно происходит смена предметного восприятия на сенсорное. У старшего дошкольника чётко складывают образы и представления о предмете. Внимание к 6-7 годам становится более устойчивым и носит скорее произвольный характер. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе памяти, несмотря на то, что память все же остается непроизвольной, и отчасти они лучше запоминают тот материал, который им был наиболее интересен, все же прочность запоминания возрастает. Важной особенностью в развитии памяти становится преднамеренное запоминание, то есть если поставить перед младшим школьником цель, направленное на запоминание того или иного материла, то он с легкостью справиться с этим заданием даже если не будет испытывать сильного эмоционального интереса [11].
В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения
Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.
Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
На окончания старшего дошкольного возраста и начала младшего школьного возраста любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы [3]. В тоже время как указывают исследователи, без специально организованной работы развитие любознательности у детей затруднено. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, несформированности интересов и способов познания. Интересы у детей могу носить неустойчивый характер, быстро угасать.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению младшего школьника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми [10]. Постепенно младший школьник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6 - 7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2004.
2. Амлинский, Владимир Музыка на вокзале / Владимир Амлинский. - М.: Детская литература. Москва, 2017. - 192 c.
3. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
4. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной.- Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011.
5. Елена, Ромашкова Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Ромашкова Елена. - М.: Сфера, 2012. - 936 c.
6. Журавтлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. — 2006. Т. 27. — № 1.
7. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 112 c.
8. Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве. - Федер. агентство по культуре и кинематографии. - Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2008
9. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. - М., 2004, 2006.
10. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
11. Кимбарова, К. У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности / К. У. Кимбарова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (115). — С. 1808-1810
12. Крячко А.А. Праздник как составляющая учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] – М. : «Рождество», 2007. – Режим доступа : http://www.rojdestvo.ru/data/publish_pedag/publish_ped02.shtml
13. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
14. Мусагитова, А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой / А. В. Мусагитова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 202-204.
15. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) // Психология человека от рождения до смерти. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2013. – 656 с.
16. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. – М.: Просвещение, 2011.
17. Тур, С.Н. Духовно-нравственное воспитание. 4 класс. Тетрадь проектов / С.Н. Тур. - М.: БХВ-Петербург, 2011. - 576 c.
18. Управителева, Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 1 класс / Л.В. Управителева. - М.: Академия развития, 2015. - 320 c.
19. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 343-345
20. Шитякова Н.П., Верховых И.В. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 197 с.
21. Явгильдина, З. М. Детский фольклор на уроках музыки [Текст] / З. М. Явгильдина // Искусство и образование. – 2006. – № 3. – C. 74–80.