Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из главных приоритетов развития образования в нашей стране является формирования творческой, самостоятельной личности, активного участника общественной жизни. Реформирование отечественной системы образования обусловливают необходимость переосмысления образовательно - воспитательной парадигмы. Современное развитие общества с его различными сферами человеческой жизнедеятельности вносит коррективы в представление о идеале образования как высочайшее совершенство, образец, норму и высшую цель, способ и характер действий человека. Поэтому возникает потребность и в просмотре идеала образования. Этого невозможно достичь без всестороннего изучение историко - педагогического опыта.
Целесообразным, по нашему мнению, является обращение к педагогическому наследию античных мыслителей - педагогов, которые одними из первых уделили внимание идеалу образования, показав его взаимосвязь и взаимообусловленность с общественно - политическими процессами.
История философско-педагогической мысли дает широкий спектр взглядов на сущность детства, иногда - противоречивых. Ведь проблема детства - сложная и многогранная, а потому требует комплексного подхода к ее решению. Но, как показывает ретроспективный анализ, современное понимание детства является результатом длительного развития педагогики, философии, психологии и других человековедческих наук, в ходе которого ученые, в частности философы, педагоги (теоретики и практики), шаг за шагом приближались к истине. Поэтому при разработке конкретной концепции детства важно учитывать эти разноплановые подходы и одновременно не допускать эклектического понимания природы детства, что указывает на актуальность, теоретическое и практическое значение обозначенной проблемы.
Ключевые проблемы воспитания, в частности, воспитания физического, глубоко интересовали многих мыслителей Древней Греции. Они впервые в истории человечества поставили и в определенной степени решили проблемы воспитания человека, гармонично развитого в интеллектуальном и физическом отношении. Все эти проблемы и в наше время актуальны. Ведь изучение передовых, прогрессивных философско-педагогических идей прошлого и критическое использование того рационального, что было в опыте педагогики, сопоставление его с настоящим, не только помогает лучше проследить основные этапы развития современных явлений или использовать ценный опыт и достижения прошлого, но и предостерегает от повторения ошибок и делает обоснованными предложения, направленные в будущее. Большой воспитательный потенциал имеют учения известных мыслителей прошлого, делом жизни которых было служение народу и просвещению. Результаты работы таких ученых углубляют и расширяют наши представления об истории педагогики и философии.
Интерес в этом контексте вызывают педагогические взгляды римского учителя - наставника Марка Фабия Квинтилиана, ведь созданная им система образования имела поддержку императорской власти, которая предоставила его риторической школе государственный статус. Государственное признание педагогической системы Квинтилиана, что базировалась на гуманистической направленности образования и воспитания, ориентации на способности и индивидуальные особенности каждого ученика и имела проверку практикой, было первым в истории римской педагогики. Поэтому переосмысление и актуализация педагогических взглядов римского педагога будет способствовать решению проблем совершенствования отечественной педагогической системы.
Цель работы - раскрытие специфики исторического развития идеи детства в философских и педагогических системах древней Греции и Рима.
Задачи:
1. Изучить педагогические идеи в наследии философов Древней Греции.
2. Изучить педагогические идеи в наследии философов Древнего Рима
Объект – история педагогики.
Предмет - педагогические идеи в наследии философов Древней Греции и Древнего Рима.
Глава 1. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции
1.1. Общая характеристика развития педагогики в Древней Греции
Чтобы полнее и конкретнее понять сущность исследуемой проблемы, адекватно оценить ее теоретическое и практическое значение, рассмотрим ее с точки зрения исторического развития педагогических идей с древнейших времен, в частности развития взглядов на человека, ребенка и детство. При этом следует иметь в виду, что развитие указанных взглядов обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. С одной стороны, они зависели от глубины и точности познания сущности человека и ребенка, а с другой - на развитие педагогических идей существенно влияли изменения общественных, в том числе социально-экономических отношений, вследствие чего менялось само отношение к человеку и ребенку. Что касается последнего, то в подтверждение сказанного можно привести несколько неоспоримых фактов.
Так, история Древней Греции и Рима знает жестокое отношение к детству. Законы этих государств позволяли убить ребенка. Детоубийство считалось нормальным явлением, поскольку ребенок рассматривался не как личность, а как нежелательный результат половых отношений.
Что касается Древней Греции, то наиболее известными в истории педагогики VIII-IV вв. до н.э. есть две системы воспитания - спартанская и афинская, которые отличались между собой. На вормирование этих систем значительное влияние имели экономическое положение и политическое устройство, царившие в Спарте (Лакедемонии) и Аттике (Афинах).
Примером жестокого отношения к ребенку является спартанское воспитание (VIII-III в. до н.э.). Его целью была подготовка воинов из детей земельной рабовладельческой аристократии. Царил жесточайший контроль государства с первых дней жизни ребенка за его воспитанием, что имело, соответственно, общественный характер. Как отмечает Г. Журавский в «Очерках по истории античной педагогики» [6], старшие члены филы осматривали новорожденных детей. Здоровых отдавали родителям на воспитание, а судьба больных была не совсем ясной. По Плутарху, таких детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть, но некоторые исследователи считают эти сведения не совсем достоверными. До 7 лет ребенок воспитывался в семье. Обязанностью матери было приучить ребенка к нуждам. С 7 до 14 лет мальчиков отдавали на государственное воспитание. Одним из методов такого воспитания было публичное битье розгами у алтаря Артемиды Ортии - этим воспитывались такие качества, как терпение и выносливость. Этот обряд часто заканчивался смертью, но Спарте нужны были мужественные, выносливые воины, которые не могли бы предать свое государство.
Воспитание девочек мало чем отличалось от воспитания мальчиков, поскольку считалось, что только здоровая женщина сможет родить и воспитать здоровых детей.
Афинская система воспитания отличалась от спартанской более гибкими и разнообразными формами и содержанием. Целью образования было воспитание господствующей верхушки рабовладельческого афинского государства в духе калокагатии (прекрасного в физическом и нравственном отношениях). То есть ребенок воспитывался свободной личностью. Идеалом афинской педагогики выступало сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Афинская культура в то время была на высоком уровне, что отразилось и на воспитании. Сущность человека афинская система воспитания видела в телесной и духовной красоте, тесно связывалось с понятием добра.
В. Йегер в «Пайдейя» утверждает, что в разные века «основой процесса воспитания является природа человека» [8, С.15]. Итак, обратимся к известным мыслителям и педагогам, чтобы увидеть, как они понимали сущность ребенка и периода детства в жизни человека.
Демокрит (ок. 460-370 гг. До н.э.) - древнегреческий философ-материалист, который первым в истории педагогики выдвинул принцип природосообразности воспитания. Воспитание детей он считал рискованным делом, поскольку удача достигается упорным нелегким трудом, а в случае неудачи - горе, сравнимое ни с чем. По его мнению, движущей силой воспитания является заинтересованность ребенка. В детские годы большое значение он придавал развитию мышления, поэтому в обучении и воспитании предпочтение отдавал упражнениям. Демокрит оставил в наследство ценный для педагогической науки труд «Фрагменты о воспитании».
Сократ (470 / 469-399 гг. до н.э.) - древнегреческий мыслитель, основатель диалектики, который считал творцом мира божественный разум. Цель философии видел в нравственном совершенствовании человека, его самопознании. Изучая человека, его сознание, пришел к выводу, что проблема человеческого «Я» выражается формулой: «Познай себя». Эти идеи легли в основу его педагогических взглядов. До настоящего времени известен его метод обучения, который получил название «сократического». Он заключался в том, что достижение истины происходило путем раскрытия противоречий в суждении противника. Сократ не выставлял себя учителем, а принимал вид человека, который сам ищет истину и желает исследовать ее вместе со своими учениками. Он не навязывал ученикам своего мнения, а задавал им вопросы, подводил их к самостоятельному нахождению ответа. Сократ не наказывал за неправильные ответы, принимал их, но ставил новые вопросы до тех пор, пока ученик сам не выявлял своих ошибок и, в конце концов, приходил к правильному ответу. Ушинский отмечал, что метод Сократа - один из лучших в обучении и воспитании детей всех возрастов, но особенно он эффективен в детстве, поскольку человек в этом возрасте больше стремится к общению [7].
Платон (настоящее имя Аристокл, 428/427 - 348/347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, древнегреческий мыслитель, который пытался объединить лучшие идеи спартанского и афинского воспитания. Рождение ребенка, по его мнению, символизировало проявление бессмертного начала в существе смертном. Как теоретик воспитания и педагог основную задачу государства видел в воспитании гражданина. Заботился о воспитании господствующих слоев населения и категорически выступал против образования рабов. Его учение изложено в произведениях-диалогах: «Апология Сократа», «Театет», «Федр», «Софист», «Парменидерл», «Государство», «Законы» и др. [5].
Платон выдвинул гипотезу, что воспитание должно начинаться в раннем и благоприятном периоде развития человека, то есть в детстве. В этом возрасте лучше всего происходит формирование человека; он впитывает в себя те черты, которые ему пытаются привить, в результате чего
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Ю.В. Андреев. - СПб: Алтея, 1999. - 400 с.
2. Аристотель Сочинения: в 4-х т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1975-1984. - Т. 1-4.
3. Ванночки Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Ванночки; [Пер. с польск. В. К. Ронина]. - М.: Высшая школа, 1988. - 496 с.
4. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро; [Пер. с франц., под ред. С. П. Моравского]. - СПб.: Изд - во Алтея, 1995. - 600 с.
5. Голубинцев В.А. Философия науки / В.А. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - Ростов-на-Дону, «Феникс» «, 2007. - 114 с.
6. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. - М.: Изд - во АПН РСФСР, 1963. - 510 с.
7. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения: [учеб. пособ.] / [под ред. Т. Н. Матулиса]. - М.: Изд - во РУДН, 2004. - 593 с.
8. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха больших воспитателей и воспитательных систем) / В. Йегер // Греко-латинский кабинет Ю.А. Шигалино. - М., 1997. - 334 с.
9. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. - СПб., 1887. - 30 с.
10. Кэссиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кэссиди. - Москва, 1988. - 220 с.
11. Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений. Ч. 1. / [пер. с лат. Императорской Российской Академии членом А. Никольским]. - СПб.: Тип. Имперской Российской Академии, 1834. - 486, [2] с.
12. Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений. Ч. 2. / [пер. с лат. Императорской Российской Академии членом А. Никольским]. - СПб.: Тип. Имперской Российской Академии, 1834. - 522, [2] с.
13. Модзалевский Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: [учеб. пособ.]. Ч. 1. / Л. Н. Модзалевский; - СПб.: Алетейя, 2000. - 428 с.
14. Нерсесянц В.С. Сократ / В.С. Нерсесянц. - Москва, 1984. - 192 с.
15. Романюк Л. В. Гуманистическая традиция как историко - педагогический феномен: теоретико - методологический анализ / Л. В. Романюк. - Киров: изд - во ВГПУ, 2002. - 116 с.