Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время проблема школьной неуспеваемости и ее причин является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований Института физиологии развития Российской академии образования, можно утверждать, что трудности в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% школьников. Ученый М. Безруких отмечает, что более 30% детей имеют стойкие трудности в обучении. И это проблема не только внутрисемейная, внутришкольная, но и социальная. От этого зависит будущее каждого гражданина нашей страны в целом. Требуются новые теоретические знания о сути самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися — дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не дает желаемого результата.
Если вовремя выявить конкретные и в первую очередь психологические причины, мешающие полноценному усвоению знаний каждым студентом, и провести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодоление которых необходимо. ребенок будет чувствовать себя уверенно в своих силах. Если не установить причины отставания, то она может приобрести хроническую форму и перерасти из неудачи в одном предмете в стойкую общую неудачу.
Целью данной работы является определение психологических причин неуспеваемости младших школьников.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) проведение теоретического анализа психологических причин неуспеваемости младших школьников;
б) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы; в) выявление взаимосвязи школьной неуспеваемости с уровнем развития психических, познавательных процессов младших школьников;
г) определение методов изучения трудностей;
д) разработка практических рекомендаций.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе.
Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования — причины неуспеваемости учащихся младших классов.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Под неудачей понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют образовательным и дидактическим требованиям школы. Неудача выражается в том, что у ученика плохие навыки чтения и счета, плохие интеллектуальные навыки, связанные с анализом, обобщением и т. Д. Систематические неудачи приводят к игнорированию образования, понимаемому как комплекс отрицательных черт личности, противоречащих требованиям школы и общества.
Это явление крайне нежелательно и опасно с моральной, социальной и экономической точек зрения. Педагогически запущенные дети часто бросают школу и попадают в группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разноплановых подходов в его исследовании.
Неудача трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, в развитии компетенций и умений, в формировании опыта творческой деятельности и в формировании познавательных отношений. Предотвращение отказов требует своевременного обнаружения и устранения всех его элементов.
1.1. Характеристика понятия «неуспеваемость»
Неудача в школе естественно связана с их индивидуальными особенностями и условиями, в которых происходит их развитие. Педагогика признает обучение и воспитание детей в школе самым важным из этих условий.
Изучение проблемы все чаще ассоциируется с широким кругом социальных вопросов, предполагающих использование данных всех наук о человеке, личности, личности.
Именно дидактику просят дать определение школьной неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, поскольку понятие школьной неуспеваемости — это в основном дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения.
Хотя проблема раскрытия сущности академической неудачи в литературе не ставилась, подходы к ее решению можно найти во многих работах. Один из таких подходов — анализ условий, которые приводят к академической неуспеваемости. Таким образом, М. А. Данилов связывает академические неудачи с движущими силами учебного процесса — его противоречиями. Согласно этой позиции, в случаях нарушения противоречивого единства способностей учащихся и того, что от них требуется, наступает академическая неуспеваемость. Аналогичные мысли высказывает В. Окон, определяющий академическую неуспеваемость как нарушение взаимодействия учеников, учителей и внешних условий.
Однако исследования, проведенные в рамках этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставление его внутренней структуры в тени.
Задержка — это невыполнение требований (или одного из них), которое происходит на одном из промежуточных этапов в рамках раздела образовательного процесса, который служит временными рамками для определения успеваемости. Слово «задержка» обозначает как процесс накопления несоответствия требованиям, так и каждый отдельный случай такого несоблюдения, то есть один из моментов этого процесса.
Непоследовательность этого понимания и терминологии заложена в самой сути изучаемого явления: процесс запаздывания складывается из актов запаздывания.
Отказ и отставание связаны. Индивидуальные задержки синтезируются в академической неуспеваемости как продукт, это результат процесса задержки. Если их не преодолеть, многочисленные задержки растут, переплетаются и в конечном итоге приводят к академической неудаче.
Чтобы ответить на вопрос, почему возможна задержка, мы должны сначала проанализировать факторы академической успеваемости.
Изучение соответствующих научных данных позволило нам определить три основных фактора успеха: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические способности студентов; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
Требования студентов составляют основу для разработки тестовых объектов и критериев оценки. Требования к содержанию образования могут быть выполнены только в том случае, если они не превышают физических и умственных способностей школьников и соответствуют условиям обучения и воспитания детей.
Различают два тесно связанных аспекта способностей детей: физические способности (состояние тела, его развитие) и умственные (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты по каждому учебному предмету руководствуются определенным уровнем успеваемости детей определенного школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2006. – 229 с.
3. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. – М., 2005.
4. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. С. 168-169.
6. Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с.
7. Борисов, П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. – Якутск 1980.
8. Вергелес, Г.И. Младший школьник. Помоги ему учиться / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, И.А. Раев. – СПб., 2000.
9. Вергелес, Г.И. Технологии обучения младших школьников / Г.И. Вергелес, А.А. Денисова. – СПб.: ВВМ, 2014. – 218 с.
10. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2004. – 326 с.
11. Гессен, С.И. Основы педагогики / С.И. Гессен. – М., 1995.
12. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. – М., 1975.
13. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. - М.: Просвещение, 1991. – 23 с.
14. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких – М.: Владос, 2000. – 144 с.
15. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Академия, 1999. – 208 с.
16. Круглова, Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения : метод. пособие / Н.Ф. Круглова. – М.: Вербум-М, 2004. – 200 с.
17. Кухтерина, Г.В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие / Г.В. Кухтерина, Е.А. Кукуев. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 180 с.
18. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
19. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) / Н.П. Локалова. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 c.
20. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский. – Минск, 1977.
21. Педагогическая психология : учебное пособие / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.
22. Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учиться / А.И. Раев, Л.А. Матвеева, Г. И. Вергелес. – СПб., 2000.
23. Славина, Л.С. Изучение неуспевающих школьников и индивидуальный подход в работе с ними / Славина, Л.С. // Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – С. 150-153.
24. Унт, И.Э, Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М., 1996. – 96 c.