Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст является важным периодом в развитии личности ребенка, поэтому знание особенностей психического развития детей этого возраста является необходимой компетенцией в реализации педагогами и психологами своих профессиональных задач.
Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее значимых периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход на среднюю ступень школьного обучения.
Трудности переходного периода препятствуют повышению эффективности учебно – воспитательного процесса и приводят к возникновению различных дезадаптаций, которые не только снижают успеваемость и желание детей учиться дальше, но и ведут к различным личностным нарушениям.
Психологическая готовность – это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития произвольности и мотивационной сферы.
Само понятие психологическая готовность к обучению предполагает расхождение паспортного и биологического возраста ребенка, поэтому при определении готовности ребенка к школе надо ориентироваться не на год его рождения, а на уровень развития, которые позволяют (или не позволяют) выдержать требования систем обучения, нагрузки, нового режима жизни.
Степень разработанности проблемы. Исследования проблем готовности ребенка к обучению в школе в настоящее время становятся очень популярными. К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к систематическому школьному обучению А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является психологическая готовность к школе.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности формирования психологичной готовности младшего школьника к обучению.
Задачи:
- определить сущность содержания понятия психологичной готовности в психолого - педагогической литературе.
- выявить особенности психологичной готовности школьника к обучению.
- проанализировать способы развития психологичной готовности младшего школьника к обучению.
Методы исследования - теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей готовности младшего школьника к обучению
1.1 Сущность содержания понятия психологичной готовности в психолого - педагогической литературе
В 80–90х гг. ХХ в. понятие «готовность» стало активно исследоваться в отечественной психологии и педагогике, что привело к осознанию ряда проблем теоретического и прикладного характера.
С середины ХІХ – начала ХХ в. явление готовности стало специально исследоваться. Исследователь А.Ф. Линенко [12], выделяет этапы развития готовности в психологии и педагогике:
- в середине ХІХ в. она связывается с исследованием психических процессов человека. В это время основывается понимание готовности как установки.
- с начала ХХ в., изучается как феномен устойчивости человека к внутренним и внешним влияниям среды. Причину можно найти в том, что начались частые исследования саморегуляции поведения человека и нейрофизиологических механизмов регуляции.
Этот этап связан с областью деятельности. В этот период готовность рассматривается в плане потенциала личности: эмоционального, волевого, интеллектуального относительно определенной деятельности. Определить готовность можно как показатель качества саморегуляции на разных уровнях протекания процессов, с помощью которых обуславливается поведение человека.
В 70х гг. ХХ в. психологи - педагоги исследуют взаимосвязь между состоянием готовности и эффективностью деятельности личности [4].
Обобщив понятие «готовность» можно сказать, что сущность ее выражается в единстве всех ее многочисленных свойств и отношений, при этом она есть свойство личности, которая является р
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Текст]/ А.Адлер. – М: Айрис – пресс, 2012. – 272 с.
2. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности [Текст]/ Ф.Б. Березин. – М: Наука, 2016. – 318 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. – М: НПО «МОДЭК», 2015. – 352 с.
4. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 С.327-338.
5. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2006. – 78 с.
6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2014. – 512 с.
7. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -Мн.: БГУ, 2008. -182 с.
8. Загребельная, Л.М. Готовность детей к школе [Текст]/ Л.М. Загребельная. – СПб: Детский дом, 2016. – 126 с.
9. Костикова, В. Е. Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе / В. Е. Костикова. // Молодой ученый. - 2016. - № 15.1 (119.1). - С. 18-21.
10. Крайникова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу / Т. А. Крайникова // Социально-экономические явления и процессы: международный журнал. – 2014. – № 8. – С. 149-154.
11. Кубарева, Л. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова. // Молодой ученый. - 2017. - № 34.1 (168.1). - С. 38-41
12. Линенко, А. Ф. Теория и практика формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности [Текст]/ А.Ф. Линенко / дис...д -ра пед. наук: 13.00.01; 13.00.04 / АПН Украины. -К., 2006. -403 с.
13. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2014. – 191 с.
14. Мухина, В.С. Психология [Текст] / В.С. Мухина. – М: Просвещение, 2016. – 368 с.
15. Мясищев, В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст]/ В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Булаева. -Институт практической психологии -Воронеж: НПО «МОД ЭК», 2005. -356 с.
16. Нижегородцева Н. В., Шариков В. Д. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. – Ярославль, 2014. – 190 с.
17. Нурик, А.И. Педагогическое содействие [Текст] / А.И. Нурик. – М.: Сфера, 2016. – 302 с.
18. Парыгин, Б. Д. Психологическая готовность: проблемы и перспективы [Текст] / Б. Д. Парыгин. -СПб.: Питер, 2018. -190 с.
19. Платонов, Ю. П. Профессионально - педагогическая направленность мастера производственного обучения [Текст] / Ю. П. Платонов. - М: Наука, 2016. – 215 с.
20. Рудик, П. А. Психология[Текст]/ П. А. Рудик. -М.: Физкультура и спорт, 2006. -240 с.
21. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. 2014. №3 С.185-188.
22. Социальная психология [Текст]/ Отв. ред. А. Л. Журавлев. -М.: ПЭР СЭ, 2012. -351 с.
23. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №9 (64) С.58-61.
24. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки [Текст]/ Д. Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2009. 398 с.
25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 416 с.