Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время проблема аудирования привлекает все большее внимание психолингвистов, психологов и методистов. Проводится серьезный теоретический поиск в вопросе изучения дан-ного сложного процесса. Рецептивная устная речь (аудирование) имеет единые физиологиче-ские и психологические корни с экспрессивной устной речью. Однако каждая из этих сторон уст-ной речи имеет свои нюансы, предполагает различные умения, требует специальных приемов и разнообразных методов для их решения.
Аудирование является основой общения, от него берет начало овладевание коммуникацией устной формы. Аудирование сложено из умения дифференцировать звуки, которые восприни-маются, делать их встраивание в смысловые комплексы, удерживать их в памяти в период слу-шания и в зависимости от контекста в общении, опознавать воспроизводимую звуковую цель.
Вопрос обучения аудированию является одним из самых актуальных среди современных мето-дик обучения иностранным языкам, по причине того, что без аудирования речевое общение не представляется возможным, оттого, что процесс является двусторонним. Неправильное опре-деление степени важности аудирования может крайне негативно влиять на языковую подготов-ку учащихся. Само аудирование содержит процессы восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование является очень трудным видом речевой деятельности.
В целом, аудирование как событие, которое входит в комплекс устной коммуникации, применя-ется в любом устном общении, подчиненном общественным, производственным или личным потребностям.
Необходимо заметить, что аудирование как форма обратной связи у каждого во время говоре-ния дает возможность проводить самоконтроль за речью и понимать, как верно реализованы речевые намерения в звуковой форме.
Подразумевается, что аудирование представляет собой особую форму коммуникативной актив-ности с определенным мотивом, который отображает потребность человека или специфику его деятельности. В такой роли оно выступает, например, во время прослушивания радиопередачи, п просмотре фильмов, телепередач и так далее.
Отсюда следует вывод об очевидной важности и актуальности проблемы обучения аудирова-нию.
В соответствии с Государственным Образовательным Стандартом основного общего образова-ния учащиеся должны уметь понимать:
- основное содержание несложных коротких, аутентичных текстов (программы теле/радио пе-редач, объявления на вокзале/аэропорту, прогноз погоды,) и выделять основную информацию;
- основное содержание несложных аутентичных текстов, которые относятся к различным ком-муникативным типам речи (рассказ/сообщение); уметь определить тему текста, выделить глав-ные факты, опустив второстепенные;
- применять переспрос, просьбу повторить.
Объектом исследования в данной работе является процесс обучения аудированию.
Предметом – приемы и методы в обучении аудирования на среднем этапе обучения.
Целью данной курсовой работы является изучение технологий обучения аудирования на сред-нем этапе обучения.
Задачами данной работы являются:
1. изучить и проанализировать научно - методическую литературу по данной теме;
2. определить алгоритм работы по обучению аудированию иностранному языку на среднем эта-пе;
3. провести диагностику уровня сформированности умений аудирования;
4. разработать упражнения для обучения аудированию.
Глава 1. Теоретические основы обучение аудированию
иноязычного текста
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности
Речевая деятельность является активным, целенаправленным, опосредованный языковой си-стемой и обусловливаемый ситуацией общения процесс приёма или передачи сообщения. Дея-тельность - это система умений творческой направленности, направленной на решение разно-образных коммуникативных задач.
Форма речи бывает двух видов: письменная и устная. Также виды речевой деятельности можно различить по признаку рецептивный/продуктивный. Соответственно, можно выделить 4 основ-ных вида речевой деятельности:
Устное общение состоит из слушания и говорения, в методике называемое аудированием. Поня-тия «слушание» и «аудирование» не синонимичны. Слушание означает процесс акустического восприятия звукоряда, а аудирование является восприятием речи, которая звучит, кроме слуша-ния предполагающий еще понимание, слышание и интерпретацию информации, которая вос-принимается на слух. Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятель-ности (к примеру, длительное восприятие и распознавание лекций, докладов и других устных выступлений) либо входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, т.е. являться одной из сторон говорения.
Аудирование является крайне сложным видом речевой деятельности, по причине того, что про-цесс аудирования в режиме реального общении необратим и практически не поддаются фикса-ции и анализу.
Успех в аудирования зависит от самого слушающего (его памяти, от степени развитости речевого слуха, насколько он внимателен, проявляет интерес и так далее), с другой стороны, от условий восприятия (темпоральной характеристики, формы и количества предъявлений, насколько про-должительное звучание) и, наконец, от лингвистической специфики – структурно – композици-онных и языковых трудностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащегося. Обратимся к более подробному анализу перечисленных выше факторов. А конкрет-но – к возрастным особенностям слушающих.
Успех в аудировании зависит, к примеру, от потребности от наличия заинтересованности к теме, стремления постичь что-либо новое, от наличия объективной потребности учиться и так далее, т.е. от так называемых субъективных условий, которые способствуют появлению стремлений к познавательной деятельности. [2,с.25]
В зависимости от целевой установки, которая предшествует аудированию, восприятие может быть либо пассивного характера, либо активного. В последнем случае слушающий сможет быст-рее входить в «поисковый процесс», с успехом выдвигать гипотезы, делать их проверку и кор-рекцию, быстрее запоминать последовательность и логику изложения[2,с.28]
На характер запоминания и восприятия содержания целевая установка может оказать как поло-жительное, так и отрицательное влияние, то есть она сможет сделать восприятие более точным либо наоборот, ошибочны
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное по-собие / П.К. Бабинская, Т.М. Леонтьева, А.Ф. Будько. – 3 - е изд. – М.: Тетра Систем, 2005.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д.Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001.
3. Гез Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1996.
4. Гез.Н.И Теория обучения ин.яз.: лингводидиактика и методика/ учебное пособие для студен-тов лингвистичеких ун - тов и фак. ин.яз. высш.пед.учеб.заведений. – М.:Издательский Центр «Академия», 2004.
5. Елухина Н. В., Каспарова М. Г. Подготовка учебного текста для аудирования / Иностранные языки в школе № 2 2005
6. Колкер Я.М. Обучение восприятию на слух иностранной речи: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Енамива. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
8. Крицкая И.П. Некоторые синтаксические особенности материала для аудирования / иностран-ные языки в школе №4. 2005.
9. Кузьменко О.Д. Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в школе и вузе/М., 2003.
10. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / С.И. Пассов. - М.: Лексис, 2003.
11. Следников Б.П. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе: Дис. … канд.пед.наук. М.,2000.
12. Стасюлевичуте А.А. Анализ причин неправильного понимания изученной лексики при ее зрительном восприятии вне контекста / Актуальные вопросы обучения основным видам рече-вой деятельности: Сб.тр. / отв.ред. М.К. Бородулина.М., 1995.
13. Основы методики преподавания иностранных языков / под ред. В.А. Бухбиндера, В. Штраус-са. - М.: Высшая школа, 2004.
14. Методики обучения иностранным языкам в средней школе / отв.ред. М.Н. Колкова. - Спб: КАРО, 2005.
15. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ.ред. Л.М. Федо-ровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
16. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002.
17. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под ред. В.М. Филатова) / Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.