Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования.
В современных условиях развития человеческого общества отмечается комплексное действие различных эмоциональных, социальных, экономических, экологических и др. стрессоров. Действие различных факторов может привести к нарушению в социализации. В первую очередь это касается дошкольников, поскольку их личность только начинает своё формирование. Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития, что препятствует их успешному вхождению в коллектив сверстников. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Вот почему тема данной работы является перспективной и актуальной.
В процессе социализации дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции.
Развитие и проявление эмоций детей старшего дошкольного возраста зависит от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми. Если эти условия неблагоприятны, то развитие и проявление эмоций ребёнка становится неадекватным – детская агрессивность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, конфликтность, препятствующие успешной социализации.
Поэтому, наиболее актуально распознать их ещё в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает интенсивно психически готовиться к школьному обучению, как к активному взаимодействию с окружающим социумом. При исправлении этих проявлений использовать наиболее мягкий и эффективный метод – сказкотерапию.
Привлекательность сказкотерапии как метода коррекционной работы психолога заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
За счет сказкотерапии активизирует ресурсы, потенциал личности. Работая с проблематикой в русле метода сказкотерапии, происходит процесс объективации проблемных ситуаций, процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия - это безопасная среда, которую создает психолог и психотерапевт для развития внутренних ресурсов личности.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д.
Объект исследования - социализация в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – возможности использовании сказки как метода социализации у детей дошкольного возраста
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально
проверить результативность программы по использованию сказки для социализации детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Теоретически проанализировать проблему социализации детей.
2.Осуществить отбор диагностических методик для оценки готовности к социализации у детей.
3. Провести констатирующий эксперимент, с применением выбранных диагностических методик.
4. Разработать проект развивающей программы с использованием методов сказкотерапии, осуществить его апробацию.
5. Оценить эффективность реализации программы на основе результатов вторичной диагностики.
Гипотеза исследования: если использовать дидактические сказки, направленные на снижение психологического напряжения, развития коммуникативных качеств, проявление активности и волевых усилий, повысится готовность к социализации.
Теоретико-методологическая база исследования:
Теория эмоционального интеллекта– Д. Гоулман;
Тревожности - К.Е. Изард;
Концепция культурно-исторического развития – Л. С. Выготский.
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические:
- диагностические:
1.Тест детской тревожности «Выбери лицо» (авторы: Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен)
2.Проективная методика «Что – почему – как» (автор М.А.Нгуен)
3. Проективная методика «Дорисовывание: Мир вещей-мир людей- мир эмоций»(автор М.А.Нгуен)
4. Проективная методика «Три желания(М.А.Нгуен)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
Глава 1. Теоретический анализ проблемы использования сказки в социализации детей дошкольного возраста
1.1. Содержание понятия «социализация»
Социализация – это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде[4].
Вопросы социализации детей раскрыты в трудах философов, писателей, таких как К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский; ученых: П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, М.А. Галагузова, О.С. Газман, А.В. Иванов, Л.А. Бондаревская, Л.И. Новикова, Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов., М. Абдуразакова, Г.Н. Волков, В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Семенов, В.А. Мясников, Ю.С. Бродский, А.Т. Куракин, В.Д. Семенов, М.М. Плоткин и др.
Отечественные ученые, такие как:А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства[4]. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется.
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в
7образном и предметном плане. У них появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество» [17].
Процесс социализации осуществляется во взаимодействии детей, подростков, юношей под влиянием большого количества разнообразных условий. Их принято называть факторами.
Первая группа факторов – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая группа факторов – макрофакторы (макро – большой) –страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов). Третья группа факторов –мезофакторы (мезо – средний), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам [30].
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу –микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья, соседи, сверстники, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации разработаны на разных теоретических основаниях. Существуют возрастные периодизации, разработанные Д.Б. Элькониньм, В.И. Слободичковым, А.В. Мудриком, Л. Кольбергом, Э.Эриксоном и многими другими.
Условно выделяют следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:
1. младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности (далее – ОВД) – общение, институт – семья);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический проект, 2011. – 240с.
2. Анисимов В.П., Сметанина А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: монография. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 280 с.
3. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2012. – 144 с.
4. Архипова А. М. Метод сказкотерапии в коррекции тревожности детей дошкольного возраста // Родная словесность – 2016– Вып. 6 (12)
5. Барышева Е.И. Психологическая коррекция детских страхов // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: материалы всеросс. науч.- практ. конф. с международ. участием, Курск, 29-30 марта 2018. – Курск: Из-воЗАО «Университетскаякнига», 2018. – 435с.
6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 2014. – 272с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2018. – 400с.
8. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось - 89, 2007. – 144с.
9. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 253 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. Монография из сборника: Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. – С. 664-101
11. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994. – 272с.
12. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. – 2009. – №4. – С.84-92.
13. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 466 с.
14. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. – 80с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 323 с.
16. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
17. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб.: Дельта, 1996. – 445с.
18. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – М: Каро, 2006. – 672 с.
19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 170 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2013. – 320с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: Речь, 2005. – 175 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2010. – 240 с.
23. Ибахаджиева Л.А. Образы-символы страхов старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2.
24. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб.: Питер 2010. – 278 с.
25. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014. – 160с.
26. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников. – М.: Прометей, 2016. – 40с.
27. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско- родительских отношений // Психологическая наука и образование – 2012. – № 3. – с. 77-87
28. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2010. – 511с.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
30. Лукьяненко М.А., Матвеева С.С. Проблема преодоления деструктивных эмоциональных состояний детей попавших в трудную жизненную ситуацию // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 3-4 (15-16). – С. 69-76.
31. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 178с.
32. Милюгина Е. Г., Осипова О. С. Игровая сказкотерапия в контексте социокультурного проекта «Раскрытая книга детства» // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. – Вып. 12. – Ч. II. – С. 111-115.
33. Милюгина Е.Г. Русская народная сказка в круге детского чтения: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 104 с.
34. Милюгина Е.Р., Бобровникова Е. И. Методы сказкотерапии в работе по развитию речи старших дошкольников: возможности и проблемы // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – Вып. 1 (7). – С. 29-36.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2005. – 456 с.
36. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Книголюб, 2008. – 48с.
37. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. ВШЭ. Москва – 2009. – 30 с.
38. Петровская Л.А., Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник Моск. ун-та. – Серия 14. – Психология – 2002. – № 3. – С. 15-16.
39. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 944с.
40. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 с
41. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: Издательский центр Владос, 2014. – 368 с.
42. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464с.
43. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118с.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
45. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448с.
46. Хорни К. Новые пути в психоанализе. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2014. – 400с.
47. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.