Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: в психологическом и педагогическом научном кругу остро встает вопрос создания оптимальных условий для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Благодаря введению инклюзивного образования в России, у детей с особыми потребностями появилась возможность обучаться в общеобразовательной школе. Но процесс взаимодействия учащихся с ОВЗ со своими сверстниками с нормой развития дается нелегко. Многие дети испытывают трудности в процессе выстраивания своей системы межличностных отношений, что зачастую введет к появлению проблем в поведении детей, в том числе к росту агрессивности.
Кроме того, агрессивность и агрессия довольно часто встречается в обществе, исследователи подчеркивают усиление негативных тенденций в СМИ, образовательных учреждениях и социальных сетях.
Актуальность исследования на психолого-педагогическом уровне определяется тем, что учащиеся с ОВЗ особо нуждаются в адекватном психолого-педагогическом сопровождении. Это может быть связано с крайне поздним введением инклюзивного образования в современной истории, а также отсутствием возможности помощи каждому ребенку с особыми возможностями.
Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
В отечественной педагогике и психологии проблема агрессии в жизни: Л. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Ю. Гальперин, М. М. Кольцовой, В. С. Мухина, Т. А. Комиссаренко, Е. Н. Левитон и другие.
Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Вопрос рассматривался Л. И. Бозовичем, М. М. Кольцовой, В. С. Мухиной, Т. А. Комиссаренко, М. И. Лисиной.
Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения детей с ОВЗ выявлены у Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной.
Итак, агрессия (от лат. aggressio-нападение) - это стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее воспринимаемую или неосознанную предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение физического или психологического вреда объекту.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу преодоления агрессивного поведения детей показал, что психолого-педагогические условия преодоления агрессии достаточно конкретизированы, что затрудняет их использование на практике. Этот факт определил проблему нашего исследования.
Объект исследования – агрессия в жизни ребенка.
Предмет исследования – особенности проявления агрессивности у младших школьников с ОВЗ.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивности младших школьников с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятию агрессии.
2. Охарактеризовать развитие личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
3. Выявить особенности проявления агрессивности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Список литературы содержит 22 источника.
Объем работы: 27 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. Понятие «агрессия» и «агрессивность»
До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позже значение изменилось и стало. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность обычно понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В науке существуют различные подходы к объяснению существования агрессии. В то же время многие ученые считают, что агрессию можно отнести к врожденным мотивам и задаткам; потребностям, активируемым внешними стимулами; когнитивным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предыдущими исследованиями.
Рассмотрим известную теоретическую позицию.
Психоаналитический подход. По мнению Фрейда, агрессия инстинктивна и неизбежна. Поведение человека определяется сексуальным инстинктом и желанием смерти. По словам З. Фрейда, человек рождается с агрессией, направленной извне и с аутоагрессией самоуправляемой. Исходя из этого, можно утверждать, что все люди по своей сути агрессивны, и только культура, образование заставляют эту агрессию подавлять. Как полагал З. Фрейд, внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может снизить вероятность опасных действий .
Экологический подход. Новое звучание этой темы было обусловлено работой К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, аналогичного позиции З. Фрейда. По мнению К. Лоренца, сторонника эволюционного подхода, агрессия основана на врожденном инстинкте борьбы за выживание, который присутствует как у людей, так и у других живых существ. По его мнению, агрессивная энергия, имеющая собственный источник инстинкта выживания, вырабатывается в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, поэтому со временем она накапливается .
Развертывание агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии. Ослабить агрессию можно различными действиями. Позитивные отношения могут блокировать агрессию. Например, любовь и дружба в определенных ситуациях несовместимы с открытой агрессией и могут блокировать ее проявления.
Теория социального обучения. Согласно теории социального научения агрессии не является врожденной, она приобретается индивидом в результате неправильного воспитания. Таким образом, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образца. Важно, чтобы это поведение было усилено. Эту теорию предложил А. Бандура.
Большое значение в этой теории уделяется обучению, влиянию родителей, обучению детей агрессивному поведению. Так, в частности, было выявлено следующее: родительское поведение становится агрессивной моделью для своих детей, а это, в свою очередь, приводит к тому, что агрессивные родители вырастают агрессивными детьми. В понятии А. Бандуры важным компонентом, как и в понятии Б. Скиннера, является идея подкрепления: те действия, поведение, которое поддерживается существенным образом для человека, будут повторяться. В этом контексте особое внимание следует уделять эффективной агрессии, то есть агрессии, которая привела к успеху личности. Также определенным подкреплением для человека станет ситуация, в которой агрессивное поведение других людей всячески поощряется.
По мнению сторонников концепции социального обучения, самообразование и осведомленность может сыграть важную роль в формировании модели агрессивного поведения. В этой ситуации сам человек поощряется или наказывается в ситуации его собственного агрессивного поведения. До сих пор подход, разработанный сторонниками концепции социального обучения, достаточно эффективно описывает или прогнозирует агрессивное поведение индивида.
Неприятная теория. Д. Доллард является сторонником и разработчиком этой теории. Агрессивное поведение рассматривается автором как ситуативный, а не эволюционный процесс. В концепции Д. Долларда, как видно даже из названия, ведущую роль в возникновении агрессивного поведения играет неутешительная составляющая.
Таким образом, состояние разочарования. любые важные потребности человека обязательно приведут к возникновению агрессивного поведения. Если субъект предвосхищает удовольствие от выполнения определенных действий, но на его пути возникают препятствия, то препятствия воспринимаются индивидуумом как блокатор на пути наслаждения. Поэтому необходимо избавиться от этих блокирующих барьеров.
По словам Д. Долларда, чем больше расстраивает ситуация, тем больше барьеров она создает, тем сильнее будет агрессивная реакция индивида.
Важно обратить внимание на этот момент, поэтому в некоторых ситуациях одно расстройство накладывается на другое, человек разочаровывается расстройством, в этом случае агрессия, испытываемая человеком, может быть значительно увеличена. В процессе дальнейших исследований Д. Доллард обнаружил, что существуют ситуации, в которых отдельные лица могут не реагировать на агрессию по неутешительной ситуации. Такое поведение объяснялось тем, что человек боится наказания и поэтому подавляет агрессивные порывы. Однако такие ситуации могут привести к так называемому «вытеснению» или замене недоступного объекта агрессии одним, т. е. агрессивные действия направлены на человека, образ которого связан с меньшим наказанием за агрессию.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- агрессию можно объяснить биологическими и социальными факторами;
- в определенных ситуациях агрессия является нормальной реакцией индивида из-за необходимости выжить;
- агрессивные действия могут быть направлены на курс, утвержденный обществом, если вы используете подкрепления (обязательно значимые для индивида) неагрессивного поведения, выстраивая для человека положительную модель поведения, которую ему необходимо усвоить.
Теперь попробуем выяснить, что же вкладывают разные ученые в саму концепцию «агрессии». Как вы думаете, агрессия Р. Барона и Д. Ричардсона заключается в том поведении, которое основано на желании причинить какой-либо вред или вред (психологический, моральный, физический, материальный) другому человеку. По мнению сторонника гуманистического психоанализа Э. Фроммы, агрессия - это любое действие, которое может нанести ущерб или какой-то вред человеку, группе людей, животному . Агрессия также наносит вред любому неодушевленному объекту.
Психологический словарь определяет агрессию как "агрессивно-мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящие вред объектам нападения (живой и неживой), нанося физический ущерб людям или причиняя им психологический дискомфорт (отрицательные переживания, стресс, страх, депрессия)."
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агрессия у детей: учеб.пособ. / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2013. – 336 с.
2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников / Л.О. Андрюшина. – Тверь: 2003. – 202 c.
3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2013. – 198 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 236 с.
5. Воробьева, К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания / К. Воробьева // Воспитание школьников. – 2017. - № 7. – С. 48-55.
6. Годовникова, Л.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации: учебно-методическое пособие / Л.В.Годовникова, О.В.Бок, Л.И.Мин, Р.И.Политова; под общ. ред. Л.В. Годовниковой. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. -144 с.
7. Гончаренко, Т. Агрессивный ребенок / Т. Гончаренко // Психолог. – 2014. - № 5. – С. 26-28.
8. Дроздов, А. Ю. Факторы возникновения и развития агрессивного поведения / А. Ю. Дроздов, Н.А. Скок // Практическая психология и социальная работа. – 2009. - № 2. – С. 58-70.
9. Иванова, В. В. Причины и формы агрессивного поведения детей / В. В. Иванова // Практическая психология и социальная работа. – 2010. - № 5. – С. 14-16.
10. Киселева, А. В. Некоторые особенности психологической диагностики агрессивного поведения / А. В. Киселева // Психологическая диагностика. – 2016. - № 1. – С. 86-92.
11. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова. – Питер, 2014. – 185 с.
12. Копова, А.С. Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А.С. Копова // Дис. канд. пед. наук. - Саратов, - 2001. - С. 131.
13. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии: пер. с англ. / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2013. – 336 с.
14. Левитов, Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии : восемнадцатый год издания / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 2012. - №6. – С. 168-174.
15. Левченко, И. М. Измени себя сам (разработка коррекционных занятий) / И. М Левченко // Школьному психологу. Все для работы. – 2010. - № 6(18). – С. 27-36.
16. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. – 272 с.
17. Лютова, Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб: Речь, 2010. – 210 с.
18. Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления / Е. Морева // Воспитание школьников. – 2015. - № 5. – С. 31-34.
19. Савицкая, К. Сценарий учебно-воспитательньгх занятий по программе воспитательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей / К. Савицкая. – М.: Высь, 2012. – 240 с.
20. Сакович, Н. Шаги навстречу: коррекционная работа с агрессивными детьми / Н. Сакович // Школьный психолог. Первое сентября. – 2014. -№ 20. – С. 8-12
21. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 185 с.
22. Шипунова, Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности / Т.В. Шипунова // СоцИс. – 2012. - № 5. – C. 23-25.