Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что государство, реализуя публичный интерес в обеспечении традиционного подхода к структурированию общества, следует консервативной традиции, которая, в свою очередь, учитывает особенности ментальности, культуры, социально-экономических и политических условий. Так, механизм регулирования семейных отношений характеризуется постоянством дисгармонии частных и публичных интересов при явном превалировании последних. Это и понятно, иначе хаос в организации семейной жизни может стать «подрывным» фактором любого государственного строя.
Некоторые традиционные признаки семьи как ячейки общества утратили свое значение в современной действительности. Представляется, что в определенной степени можно говорить о периоде декаданса в организации семейной жизни. Кроме того, далеко не все «новеллы» спровоцированы исключительно частными интересами физических лиц, позиционирующих себя супругами, родителями. Проблема во многом обусловлена, как уже отмечалось, не только консерватизмом механизма семейно-правового регулирования и действующего законодательства, но и отсутствием в семейном законодательстве норм, отвечающих актуальным запросам общества в регулировании семейных отношений.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы ставится изучение устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачами работы ставится:
• Иучить понятие детей, оставшихся без попечения родителей;
• Исследовать выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей;
• Рассмотреть формы устройства детей оставшихся без попечения родителей;
• Проанализировать помещение в организацию для детей-сирот;
• Исследовать усыновление детей;
• Проанализировать приемную семью и ее социално-правовое оформление;
• Выявить актуальные вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Дети, оставшие без попечения родителей
Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс РФ не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.
Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей:
• смерть родителей,
• лишение их родительских прав,
• ограничение их в родительских правах,
• признание родителей недееспособными,
• болезнь родителей, их длительное отсутствие,
• уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций,
• создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние - ребенок становится «оставшимся без попечения родителей». Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы.
«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» - разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе, безусловно, свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
Надо заметить, что на практике бытует заблуждение, согласно которому ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу РФ.
1.2. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет таких детей - задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке.
1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.
Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы
2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.
Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.
3. Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.
4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей. Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан. Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).
Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:
- имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);
- учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.
Законодатель одновременно употребляет понятия «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 19.
8. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2014, N 22, ст. 2887.
9. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России как предмет научного исследования // Ленингр. юрид. журн. 2018. N 2. С. 87.
10. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 2.
11. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2017. С. 609.
12. Нечаева А.М. Дети России. М.: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. С. 3.
13. Нечаева А.М. Семейное право: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С. 23 и др.
14. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции. 2018. N 3. С. 8.
15. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. N 3. С. 3 - 9.
16. Социальные договоры в праве: Монография / Н.Н. Тарусина, А.М. Лушников, М.В. Лушникова. М.: Проспект, 2017. С. 72 - 85.