Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Эмоциональный компонент готовности к обучению проявляется в желании ребенка идти в школу, что сопровождается удовольствием, радостью, доверием. Эти переживания делают его открытым для контактов с учителем, новыми товарищами. Важным компонентом эмоциональной готовности является переживание, связанные с самой учебной деятельностью и ее первыми результатами.
Начало обучения в школе - один из самых сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Проблема подготовки учащихся к жизни в новом социально экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи с возникающими вопросами об эффективности начального этапа обучения. Поэтому возникает вопрос, в какой степени способен выступающий в школу ребенок учиться без затруднений?
Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни в период адаптации сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь негативные последствия. В связи с этим возникла необходимость пересмотра работы по вопросам преемственности между звеньями, систематизировать и искать причины, наметить пути решения проблемы адаптации первоклассников.
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе много научных работ. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Актуальность проблемы и ее не полная разработанность и повлекли за собой выбор темы курсовой работы.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами адаптации ребенка в начальной школе занимались такие авторы, как О.Е. Аксенова, Е.С. Арбузова, Л.П. Баданина, М.М. Безруких, И.Л. Беккер, А.А. Благинин, Т.В. Богуцкая, Ю.В. Василькова, О.Н. Костышина, Н.А. Красавский, Н.В. Литвиненко, С.И. Семенака, Г.А. Цукерман и др.
Объектом исследования является готовность ребенка к школьному обучению, а предметом исследования - условия обеспечения положительной адаптации ребенка к обучению.
Цель исследования – изучить сущность влияния эмоциональной сферы ребенка в период адаптации в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью работы определены задачи исследования:
- раскрыть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
- выявить сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы;
- проанализировать особенности адаптации детей-первоклассников к обучению в школе;
- обозначить влияние эмоциональной сферы на процессы адаптации первоклассника к учебному процессу.
Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация и обобщение теоретических данных, представленных в педагогической, психологической и методической литературе, контент-анализ.
Объем курсовой работы представлен 31 страницами печатного текста компьютерного набора, 26 наименованиями списка литературы.
Глава 1 Готовность к школе у детей
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Дети не рождаются добрыми или злыми, смелыми или трусами, любознательными или индиферентными ко всему, что их окружает. В наследство от родителей они получают определенные анатомо-биологические задатки, которые являются основой для их дальнейшего умственного и физического развития. Переданы родителями природные задатки могут развиться в определенные способности лишь при благоприятных условиях целенаправленного учебно-воспитательного воздействия .
Общественные изменения, особенности научно-технического прогресса, эколого-экономические проблемы последних лет существенно повлияли не только на поведенческие характеристики взрослого человека, но и отразились на детском возрасте. Практика работы с детьми, их действия и поведение, исследование проблемы развития младших школьников показали, что ребенок за последние десятилетия очень изменился.
Современный ребенок стала более любознательным, легко поддается обучаемости, может овладеть значительно большей информацией, чем считалось ранее, он стала более пластичным в умственной и физической плоскостях. Это открывает новые перспективы расширения познавательного содержания программы воспитания и обучения. В то же время возможности ребенка не безграничны, они определяются возрастными и психофизиологическими особенностями его развития.
Младший школьный возраст является особенным, сенситивным периодом для умственного развития ребенка. Особенность его заключается в том, что в процессе умственного развития не столько важен объем конкретных знаний, приобретенных ребенком, сколько сформированный познавательный интерес и развитые разговорные действия (умение рассуждать, анализировать, объяснять, обобщать, систематизировать, доказывать, выражать свои мысли). Познавательный интерес становится движущей силой для выявления нового, наблюдения, исследования, изучения всего, что окружает ребенка. Объяснение им неизвестного, исследуемого совершенствует его умственные действия, нацеливает на соответствующие положительные поступки.
Следует подчеркнуть, что дети – исследователи от рождения, от природы, и их интересует все. Детям нравится изучать окружающий мир, познавать и исследовать его. Это так интересно узнать о неизвестных предметах, такие как песок, камни, листья, воздушные шарики, пуговицы, пульт от телевизора, липучка, клей, и др., каждый из которых наделен своими свойствами и возможностями.
Способность исследовать мир и систематизировать подходы к его изучению называют познавательным (гносеологическим) мышлением. Развитие познавательного мышления начинается с любознательности, которая свойственна почти всем детям и которая, к сожалению, проходит с возрастом. Дети прикладывают определенные усилия, чтобы познать мир, получить новые знания. И не всегда могут правильно их объяснить, а тем более – использовать. Поэтому очень важными в работе с детьми является умение воспитателя ставить вопрос об окружающем мире, поощрять и организовывать наблюдения за всем, что окружает ребенка, ставить эксперименты и объяснять их .
Дети младшего школьного возраста характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития. У ребенка уже очерчивается круг элементарных обязанностей (почистить зубы, убрать игрушки, сложить, упорядочить обувь и др.). Меняются взаимоотношения со взрослыми: через взаимодействие (совместные действия) ребенок готов к постепенному самостоятельному выполнению поручений взрослого.
Внутренняя позиция младших школьников в отношении к другим людям характеризуется, прежде всего, осознанием собственного «Я», своего значения для близких родственников и своих поступков. Ребенок испытывает огромную потребность в любви, стремится ее получить от близких людей. Ради этого готов к добрым поступкам, хорошим делам. Он постоянно привлекает к себе внимание, хочет быть хорошим, ведь хороших любят.
Постепенное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация – одна из важнейших задач сенсорного воспитания в младшем школьном возрасте. Его основой должна быть организация деятельности детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства, которое осуществляется, прежде всего, в процессе обучения рисованию, конструированию, лепке и, конечно же, игре. Параллельно ребенок усваивает слова, обозначающих основные разновидности свойств предметов.
В возрасте 6-9 лет начинает реально формироваться личность ребенка. Этот процесс тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы, с формированием интересов и мотивов поведения, приобретением жизненно важных навыков. На формирование личности ребенка влияет социальное окружение, взаимоотношения с родными, друзьями, другими взрослыми .
Чтобы способствовать личностному развитию ребенка в возрасте 6-9 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте закладываются основы творческого отношения к предметному миру. Для этого можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка близким. Если взрослый систематически подчеркивает, что ребенок что-то сделал сам, что он уже многое знает и сможет создать атмосферу заслуженного признания и успеха,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксенова, О.Е. Синдром школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста / О.Е. Аксенова. – СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 2003. – 496 с.
2. Арбузова, Е.С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Арбузова, А.В. Цветков // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2 (35). – С. 265-267.
3. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 12. – С. 59-62.
4. Басова, Е.Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход / Е.Д. Басова // Воспитание школьников. – 2009. –№ 8. – С. 48-54.
5. Безруких, М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе / М.М. Безруких // Управление начальной школой. – 2011. – № 8. – С. 24-31.
6. Беккер, И.Л. Современные особенности социальной адаптации младших школьников / И.Л. Беккер, Е.А. Мельникова // Известия Пензенского гос. педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 2. – С. 41-45.
7. Благинин, А.А. Психолого-педагогические характеристики личности учащихся с различным уровнем школьной адаптации / А.А. Благинин, И.И. Мамайчук, И.П. Истомина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 2. – С. 163-166.
8. Богуцкая, Т.В. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: автореф.дис. канд. пед. наук / Т.В. Богуцкая. –Барнаул, 2001. –20 с. 69
9. Болховитин, С.М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / С.М. Болховитин, А.А. Огородников // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 50-52.
10. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.– 362 с.
11. Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников / А.Б. Венецкая // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 52-58.
12. Воронцов, А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения /А.Воронцов // Начальная школа. – 2008. – № 13. – С. 32-35.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. –480 с.
14. Герц, Е.Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов / Е.Н. Герц, Е.А. Кутузова // Завуч начальной школы. – 2008. – № 4. –С. 59- 66.
15. Гусева, Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.А. Гусева. –Брянск, 1994. – 19 с.
16. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 157-165.
17. Заваденко, Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихолгические исследования / Г.Г. Заваденко // Вопросы психологии. - 1999. – № 4. – С. 21-28. 70
18. Калин, В.К. Психология воли. Сборник научных трудов памяти В.К. Калина / В.К. Калин. – Симферополь: ГТУ, 2011.– 456 с.
19. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
20. Костышина, О.Н. Творческая самореализация младшего школьника / О.Н. Костышина // Начальная школа. –2008. –№ 1. – С. 23-26.
21. Красавский, Н.А. Базисные эмоции // Актуальные проблемы современной филологии: сборник научных работ / Отв. редактор Е.Н. Егина. Волгоград, 2012. – С. 47-51.
22. Купцов, И.И. Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека / И.И. Купцов // Прикладная юридическая психология. –2010. –№ 2. –С. 146-151.
23. Лазарева, О.Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников / О.Н. Лазарева // Начальная школа. – 2007. – № 10. – С. 102-105.
24. Литвиненко, Н.В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет / Н.В. Литвиненко // Известия ВГПУ. – 2007. – № 1. – С. 35-39.
25. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе / С.И. Скменака. – М.: АРКТИ, 2012. – 72 с.
26. Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников / Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159 с.