Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы реформирования системы министерства внутренних дел касаются людей всех профессий и возрастов, различного социального положения. Можно сказать, что в России нет ни одного человека, который бы не интересовался процессом реформирования системы МВД России. Потому что сфера правопорядка и обеспечения безопасности в стране, как показывают социологические исследования, сегодня для людей наиболее значима. На сегодняшний день она имеет приоритет даже над экономическими вопросами.
Проведение любой реформы в государстве всегда сопряжено с поиском причин неудовлетворительного состояния реформируемого элемента системы и путей повышения эффективности ее функционирования, улучшения ее качественного состояния.
1 СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СВЕТЕ ПРОВОДИМЫХ РЕФОРМ
1.1 Понятие и структура органов внутренних дел Российской
Федерации на современном этапе
Органы внутренних дел (ОВД) являются одним из основных элементов в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Они создаются и функционируют как государственные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность в сфере внутренних дел.
В статье 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - указано, что органы внутренних дел являются федеральной государственной службой, осуществляющей профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел и на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, предусмотренных Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации [13].
Механизм работы органов внутренних дел тесно связан с принципами службы. Вся деятельность Министерства внутренних дел строится на принципах единоначалия, субординации на службе, взаимосвязи ограничений, обязанностей и запретов сотрудников. Все эти принципы службы в органах внутренних дел реализуются с соблюдением положения о том, что сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется только законодательством Российской Федерации, и никто не вправе вмешиваться в его деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на это.
Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД), действующую на основании Положения о МВД России. Министерство внутренних дел является федеральным централизованным органом, осуществляющим и организующим деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, а также обеспечению организации и соблюдения общественного порядка и безопасности. Согласно положению, задачами Министерства внутренних дел являются: формирование общей стратегии государственной политики в области внутренних дел и миграции; совершенствование правового регулирования в установленной сфере деятельности; управление органами внутренних дел внутренними войсками МВД России, организация их деятельности. Все вышеперечисленные задачи характерны только для Министерства как государственного органа федерального уровня, возглавляющего органы внутренних дел и внутренние войска [35].
В состав МВД входят органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства МВД России за рубежом, учебные заведения (например: Академия управления, Академия экономической безопасности, Московский университет, Санкт-Петербург). Петербургский университет, академии, институты, средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения (Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Всероссийский институт повышения квалификации) и другие организации и подразделения, которые создаются для решения задач, возложенных на Департамент внутренних дел и внутренние войска [10].
1.2 Основные тенденции реформирования МВД России
Реализация реформ в системе органов внутренних дел остается одним из наиболее обсуждаемых вопросов в современном обществе и одной из важнейших задач модернизации системы государственного управления [18].
Органы внутренних дел имеют довольно долгую историю своего формирования, за последние сорок лет сменилось около пятнадцати министров внутренних дел, и каждой смене министра предшествовала реформа. Однако недоверие к системе со стороны общества, проблемы организации деятельности системы были ключевыми проблемами функционирования этой структуры.
Все принципы работы органов внутренних дел, которые формировались в течение длительного времени, было трудно перестроить не только внутренними, но и внешними усилиями. Система ОВД постоянно стремилась к стабильности. По мнению некоторых исследователей, неудача предыдущих реформаторов заключалась в том, что общие неблагоприятные события рассматривались ими как частные случаи, не имеющие общих корней. Ограниченная оценка постоянно повторяющихся однородных процессов, даже при их региональной разобщенности, не позволяла судить о единстве и глубине причин их возникновения, в результате истинные причины выпадали из поля зрения руководителей. Это привело к категорическому убеждению в целостности, полноте и важности вновь подготовленных нормативных материалов и ошибочной кажущейся неспособности отдельных руководителей на местах их реализовать.
Стойкая прямая незаинтересованность чиновников в нововведениях, избирательный характер внедрения новых методов работы в отдельных органах, неэффективность системы оценки работы должностных лиц, отсутствие оценки результатов деятельности органов внутренних дел-все эти проблемы являются негативными тенденциями, которые не были решены на предыдущих этапах реформы. Все эти проблемы неоднократно поднимались в течение длительного времени. В 1975 году вопросы реформы поднимались в журнале "Социалистическая законность", а в 1976 году Президентом "О мерах по дальнейшему совершенствованию аналитической работы органов внутренних дел"
Анализируя опыт реформ в системе внутренних органов, можно сказать, что реформы принципиально не решили ситуацию, а наоборот она усугубилась, что способствовало росту преступности.
Инициатором нового этапа реформирования системы в современной России стал Президент Дмитрий Медведев, который в 2009-2010 годах принял ряд важных решений, касающихся оптимизации системы органов внутренних дел, в том числе федеральный закон "О полиции". Создание современной и правоохранительной системы в Российской Федерации, а также создание нового образа сотрудника полиции было главной целью новой реформы XXI века.
Существовал ряд факторов, которые подтолкнули государство к осуществлению реформы:
во-первых, необходимо было привести в порядок работу правоохранительных органов с учетом принципов построения демократического государства. Российская Федерация в 1993 году закрепила свои конституционные принципы в Конституции Российской Федерации, в то время как органы внутренних дел руководствовались в своей работе старыми методами, которые не соответствовали временным приоритетам.
во-вторых, необходимо было вывести Департамент внутренних дел из двойного подчинения путем внедрения централизации. Полиция общественной безопасности финансировалась по остаточному принципу из бюджетов субъектов, а ее сотрудники фактически находились в зависимости от местных властей.
в-третьих, необходимо было модернизировать работу правоохранительных органов, убрав из них ненужные функции. Полиция обладала большим количеством полномочий, некоторые из которых выходили за рамки ее правоохранительной деятельности, что привело к ее частому присутствию в сферах общественной жизни.
в-четвертых, необходимо было повысить престиж службы в органах внутренних дел, увеличить содержание и обеспечить сотрудникам социальные гарантии.
в-пятых, необходимо было добиться большего единообразия с полицейской системой других государств, поскольку в настоящее время преступность носит транснациональный характер. В сфере высоких технологий совершается много преступлений, участились случаи коррупции, терроризма и экстремизма.
События резонансного характера также были связаны с необходимостью реформ. К таким событиям относится громкое дело майора Евсюкова Д. В.-начальника районного отдела внутренних дел "Царицыно", совершившего 2 убийства и 22 покушения на убийство, будучи сотрудником органов внутренних дел.
2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ
2.1 История становления медицинских вытрезвителей в России
Первый российский вытрезвитель открылся в Саратове (в 1902 году), следующий – в Ярославле (в 1903 году). Но гораздо более известен «Приют для опьяневших», действовавший с 1904 года в Туле. Можно сказать, что его основатели подходили к борьбе с пьянством системно.
Приют был открыт Тульским городским комитетом Попечительства о народной трезвости. За несколько лет до этого комитет построил Народный дом, где проходили лекции о здоровом образе жизни, работала чайная, велись научные исследования в области борьбы с алкоголизмом.
Цель создания приюта тульский врач Федор Архангельский сформулировал так: «Дать бесплатное помещение, уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или иным способом на улицах города Тулы в тяжелом и бесчувственно пьяном виде и которые будут нуждаться в медицинской помощи».
Тульский прототип вытрезвителя содержался за счет городской казны, его штатными сотрудниками были фельдшер и кучер (в его обязанности входило разъезжать по городу и подбирать пьяных). Жители приюта получали бесплатное питание и медицинскую помощь. Основной целью учреждения было спасение замерзающих на улице рабочих ("предоставить бесплатное жилье, уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подобраны полицией или иным образом на улицах Тулы в тяжелом и нечувствительном состоянии и которым потребуется медицинская помощь"). В учреждении было два отделения: амбулатория для алкоголиков и приют для детей пьющих родителей. Штатными сотрудниками приюта были фельдшер и кучер, которые ездили по городу и подбирали пьяных. Пациентов в приюте кормили бесплатно и оказывали необходимую медицинскую помощь: им давали рассол и водный раствор аммиака, а также камфару при проблемах с сердцем. Они провели несколько дней в приюте, и "играть на граммофоне было разрешено" для развлечения больных. Бедные и плохо одетые пациенты были обеспечены одеждой и обувью при выписке. За первый год работы приюта уровень уличной смертности "от опоя" в Туле снизился в 1,7 раза. В 1909 году в приюте лечилось 3 тысячи 29 человек, в амбулатории-87, "процент успешного выздоровления" достиг 60,72%.
Их посетили священники храма Святого Николая Чудотворца, в приюте также работали волонтеры Народного дома. Среди пациентов были как мужчины, так и женщины. По словам доктора К. В приюте преобладали семейные люди разных классов.
Их "лечили" от алкогольной интоксикации рассолом, водным раствором аммиака, гипнозом и "подкожными распылениями стрихнина и мышьяка". При сердечных приступах давали камфару. Они развлекали пациентов граммофоном.
Подобные учреждения, как и Народные дома, появились во всех крупных городах России и действовали до 1917 года.
Через несколько лет после создания первых "приютов для пьяных" подобные учреждения были открыты почти в каждом провинциальном центре Российской империи. После 1917 года все приюты были закрыты.
Система медицинских центров детоксикации была создана в СССР в 30-40-е годы XX века с целью предупреждения появления на улицах и в других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оказания им медицинской помощи, предупреждения правонарушений, совершенных как ими самими, так и в отношении них, путем изоляции пьяных граждан до их естественного протрезвления.
2.2. Проблема отсутствия медицинских вытрезвителей
В целях оказания необходимой помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 2011 года № 1298 утверждена Инструкция о порядке доставки в медицинские организации лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей среде (далее-Инструкция). В соответствии с Инструкциями в большинстве субъектов Российской Федерации утверждены перечни медицинских организаций, в которые сотрудники полиции или бригады скорой медицинской помощи доставляют граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, где им оказывается медицинская помощь при наличии показаний. Однако анализ статистических данных свидетельствует о стабильно низком количестве людей, нуждающихся в медицинской помощи и последующей госпитализации. Нерешенным остается вопрос организации деятельности специализированных учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей среде и не нуждающимся в медицинской помощи (далее-специализированные учреждения).
Инструкция не предусматривает оказания таким лицам необходимой помощи в виде "технического обслуживания" в целях обеспечения их безопасности, а также безопасности окружающих граждан. В настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не обладают полномочиями по организации деятельности специализированных учреждений.
Несмотря на это, большинство субъектов Российской Федерации пытаются создать и организовать деятельность таких учреждений, но отсутствие соответствующих полномочий, четкое понимание ведомственной принадлежности и источников финансирования деятельности специализированных учреждений не позволяют в полной мере реализовать эту задачу. Кроме того, законодательством Российской Федерации не предусмотрены правовые основания для создания и функционирования специализированных учреждений как в системе органов здравоохранения, так и в системе органов социальной защиты. Создание специализированных учреждений для временной принудительной изоляции лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и не нуждающихся в медицинской помощи на базе медицинских организаций, а также в учреждениях социального обслуживания, является функцией, не характерной для этих организаций, влекущей нецелевое использование бюджетных средств. Решить проблему создания специализированных учреждений на основе государственно-частного или муниципально-частного партнерства не представляется возможным в связи с тем, что такие учреждения в соответствии с Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не являются ни объектами соглашений о государственно-частном партнерстве, ни объектами соглашений о муниципально-частном партнерстве. Проблема отсутствия специализированных учреждений актуальна для большинства субъектов Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации формируется практика их создания в прямом подчинении муниципальных органов в виде временных приютов с предоставлением социальных услуг. В некоторых регионах приняты решения о создании подразделений в медицинских организациях (как правило, на базе наркологических диспансеров) для временного пребывания этой категории лиц.
2.3 Проект восстановления системы вытрезвителей
5 ноября 2019 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект о восстановлении вытрезвителей в регионах России. Один из авторов инициативы, заместитель главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, привел статистику, согласно которой в 2018 году в России в медицинские организации в нетрезвом состоянии было доставлено 681,6 тыс. человек, 75% из которых не получили помощи. Документ предлагает программу создания центров детоксикации в субъектах Российской Федерации на основе государственно-частного партнерства: в этом случае появляется возможность взимать плату за услуги с людей, попавших в эти учреждения. По словам Хинштейна, законопроект направлен в первую очередь на обеспечение существующих вытрезвителей "необходимыми правовыми механизмами." Учреждения будут созданы на базе органов здравоохранения. По мнению законодателей, стоимость пребывания в детоксикационном учреждении составит в среднем 1500 рублей за ночь, но точная цена будет устанавливаться каждым субъектом Российской Федерации.
Инициатива была поддержана Кабинетом министров с учетом замечаний. В частности, правительство призвало разъяснить статус специализированных учреждений и правовые основания для направления в них лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, а также виды помощи, которая будет оказываться в таких учреждениях. 56 субъектов РФ высказались за концепцию законопроекта, два (Ростовская и Саратовская области) - против.
15 июля 2020 года Госдума приняла во втором, а 15 декабря - в третьем чтении сопутствующий законопроект, наделяющий сотрудников полиции полномочиями доставлять граждан в состоянии алкогольного опьянения, потерявших связь с реальностью, не только в больницы, но и в вытрезвители, в том числе платные.
Новый закон, одобренный Госдумой в декабре 2020 года, предусматривает восстановление системы детоксикации в новой форме, действующей на принципах государственно - частного партнерства. Регионам предоставляется право открывать вытрезвители, которые работают в частном порядке на платной основе.
Также администрации регионов смогут привлекать частные компании для создания центров детоксикации в том случае, если субъект РФ не сможет выделить средства на их обустройство.
Таким образом, восстановление системы детоксикации произойдет через десять лет после их отмены в 2011 году.
Решение о возрождении таких учреждений было обусловлено несколькими важными факторами.
Основными из них были:
значительное увеличение смертности людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. По данным Росстата, ежегодно по этой причине умирает более 50 000 человек, из которых 10 000-из-за переохлаждения, вызванного длительным пребыванием на улице,
люди, находящиеся под воздействием алкоголя, часто становятся объектами правонарушений.
значительно увеличилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. В период с 2011 по 2018 год рост составил более 39%
Таким образом, было принято решение о создании центров детоксикации, а более ранняя отмена действующей системы была признана ошибочной практикой. Это привело к росту уровня преступности и увеличению числа правонарушений в отношении лиц, находящихся в состоянии беспомощности вследствие опьянения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вытрезвители представляют собой организации медицинской направленности, предназначенные для временного содержания граждан, находящихся в разной степени алкогольного опьянения до момента их окончательного вытрезвления. С помощью такой системы государство обеспечивало сразу несколько задач.
С одной стороны, целью была борьба с пьянством населения, с другой – снижение криминогенной обстановки за счет снижения процента преступлений, совершенных под воздействием алкоголя. В соответствии с законодательством, неадекватное поведение граждан, вызванное опьянением, и дальнейшее их появление в общественных местах, расценивалось с точки зрения государства как нарушение правопорядка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. № 2–ФКЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Уголовно – процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [федер. закон от 22 ноября 2001 г. № 174–ФЗ] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. О государственной гражданской службе в РФ [Электронный ресурс]: [федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. О полиции [Электронный ресурс]: [федер. закон от 07 февраля 2011 г.
№ 3–ФЗ: в ред. от 05 декабря 2017 г.] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 19 июля 2011 г. № 247–ФЗ: в ред. от 29.07.2017] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ: в ред. от
01 июля 2017 г.] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: [указ Президента Российской Федерации от 23декабря 1992 г. № 4202-1] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: [указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
10. О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: [указ Президента Российской Федерации от
14 ноября 2010 г. № 1377] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
11. Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации: [указ Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 248: в ред. от
15 июля 2017 г.] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». –
12. Вопросы организации полиции: [указ Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 250: в ред. от 07 декабря 2016 г.] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации: [приказ МВД от 17 ноября 2013 г. № 850: в ред. от 20 июля 2017 г.] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
14. Аврутин, Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы / Ю.Е. Аврутин. - СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2015. – 501 с.
15. Базунов, В.В. Тюрьмы НКВД‐МВД России в карательной системе Советского государства / В.В. Базунов, М.Г. Детков. – М., 2017. – 69 с.
16. Беда, А.М. Полиция и милиция России: учеб. пособие / А.М. Беда, А.В. Борисов. – М.: Изд-во Наука, 2015. – 318 с.
17. Борисов, А.В. Министерство внутренних дел России (1802-октябрь 1917 гг.): учеб. пособие / А.В. Борисов. – М.: Изд-во Наука, 2015. – 44 с.
18. Воробейкова, Т.У. Преобразование административно-полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX века /
Т.У. Воробейкова, А.Б. Дубровина. – Киев, 2014. – 169 с.
19. Воронцов, С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: история и современность / С.А. Воронцов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2013. – 45 с.
20. Громов, Н.А. Правоприменительная деятельность органов предварительного следствия / Н.А. Громов. - М.: Изд-во Приор, 2014. - 86 с.
21. Ерошкин, Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты / Н.П. Ерошкин. – М., 2017. – 286 с.
22. Жаркой, М.Э. К вопросу о природе понятия «репрессия» / М.Э. Жаркой.- М., 2014. - 505 с.
23. Желудкова, Т.И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного порядка /
Т.И. Желудкова. – М., 2014. – 200 с.
24. Кваша, Л.Ф. Милиция в условиях переходного типа государства и права / Л.Ф. Кваша // Апробация. – 2014. – № 2 (17). – С. 98 – 100.
25. Кирнос, А.В. История внутренних дел России / А.В. Кирнос,
В.В. Никитяева, А.В. Плеханова. – Воронеж, 2014. – 400 с.
26. Коровин, В.В. История отечественных органов безопасности /
В.В. Коровин. – М., 2014. – 168 с.
27. Коротких, М.Г. Реформа следственного аппарата в России в 1860-1864 гг. / М.Г. Коротких. - СПб., 2015. – 96 с.
28. Костин, В.И. История российской полиции / В.И. Костин. - Н. Новгород, 2017. – 205 с.
29. Кузнецов, А.Д. Проекты реформирования полиции / А.Д. Кузнецов // Журнал российского права. – 2014. – № 3. – С. 88-90.
30. Кузьмин, С.И. Исправительно- трудовые учреждения в СССР /
С.И. Кузьмин. - М., 2017. – 96 с.
31. Курицын, В.Н. История полиции России. Краткий курс и основные документы / В.Н. Курицын // Государство и право. - 2014. - № 8. - С. 56-58.
32. Кушнир, М.И. МВД России: начало пути / М.И. Кушнир. – М.: Норма, 2016. – С. 15-36.
33. Лебедев, А.Е. Концепция реформирования системы органов внутренних дел / А.Е. Лебедев. - М., 2016. – 99 с.
34. Лобанов, А.В. История полиции России / А.В. Лобанов, Г.Г. Широков.- СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, 2015. – 200 с.
35. Малыгин, А.Я. Деятельность полиции по охране общественного порядка на основных исторических этапах / А.Я. Малыгин. - М., 2015. – 236 с.
36. Миронов, А.И. Возникновение и развитие криминалистических подразделений органов внутренних дел / А.И. Миронов. - М., 2013. – 105 с.
37. Моруков, Ю.Н. История органов правопорядка России в точных датах / Ю.Н. Моруков. - М.: Изд-во Элит, 2014. - 209 с.
38. Мулукаев, Р.С. История отечественных органов внутренних дел в материалах их информационных подразделений / Р.С. Мулукаев, А.Е. Епифанов, О.К. Чабан. - Волгоград., 2016. – 369 с.
39. Мухин, А.А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений / А.А. Мухин. - М., 2017. – 165 с.
40. Мушкет, И.И. Полицейское право России / И.И. Мушкет, Е.Б. Хохлов. - СПб., 2015. – 266 с.
41. Нарбутов, Р.В. Проект развития полицейских органов России 1907 г.: Советское государство и право / Р.В. Нарбутов. - М., 2015. – 69 с.
42. Некрасов, В.Ф. Органы внутренних дел России / В.Ф. Некрасов, С.И. Гирько. - М., 2014. – 189с.
43. Некрасов, В.Ф. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / В.Ф. Некрасов, А.В. Борисов, М.Г. Детков. – М.: Объединенная редакция МВД России, 2015. – 464 с.
44. Овчеренко, Ю.Ф. Полицейская реформа В.К. Плеве / Ю.Ф. Овчаренко. - М., 2014. – 100 с.
45. Организационно - правовые проблемы становления подготовки кадров полиции: учеб. пособие / под ред. А.А. Кобозева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 378 с.
46. Рыбников, В.В. История правоохранительных органов Отечества / В.В. Рыбников, Г.В. Алексушин. - М.: Изд-во Щит-М, 2016. – 294 с.
47. Сальников, В.П. История внутренних дел России / В.П. Сальников // Государство и право. - 2014. - № 2. – С. 13–22.