Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с наличием целого комплекса проблем. Во-первых, в современном обществе в глобальном смысле наблюдается кризис морали и нравственности. Последние события в Европе связанные с кризисом мигрантов продемонстрировал наличие такого кризиса. Люди не понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Европейцы не умеют защищаться в рамках своих прав.
В России кризис морально-нравственной сферы проявляется в частности в пропаганде националистических и фашистских установок, неуважении родителей и старших поколений. Кроме этого рушится институт дружеских или товарищеских отношений.
Во- вторых существует комплекс неразрешенных учебно-методических проблем в области воспитания нравственных качеств ребенка дошкольного возраста. Прежде всего, нужно сказать, что сегодня по данной теме написано множество научных и научно-популярных статей и работ.
Ведущие отечественные педагоги и психологи признают необходимость и важность обучения дошкольников морально-нравственным нормам. Более того современна педагогика подчеркивает, что самым идеальным возрастом для формирования нравственности является именно дошкольный возраст.
Однако здесь возникает проблема. С одной стороны научное сообщество не разработало четких программ по воспитанию нравственных ценностей у дошкольника. Фактически сегодня каждый педагог воспитывает нравственность своих подопечных исходя из своего опыта и наработок.
С другой стороны ученые требуют, что бы процесс обучения нравственности был непрерывным и постоянным. Другими словами необходимо, чтобы воспитатель во время занятия помимо основной темы урока касался вопросов нравственности. Однако здесь проблема состоит в том, что детский сад предполагает ситуативное обучение детей. Нужно помнить, что дошкольники все еще не могут длительное время концентрировать внимание на одном и том же вопросе.
Цель исследования – выявить возможности применения изучения гжельского искусства как средства воспитания нравственных качеств личности у дошкольников
Объект исследования – нравственные качества дошкольников
Предмет исследования – изучение гжельского искусства как средство воспитания нравственных качеств личности у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу на тему исследования.
2. Дать определение термину «нравственное воспитание».
3. Выявить особенности нравственного воспитания дошкольников.
4. Определить возможности применения искусства гжели для воспитания нравственности дошкольников.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Понятие о нравственных качествах дошкольников
Прежде чем охарактеризовать проблемы формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, охарактеризуем основные концепции исследования.
Нравственность - это личные интеллектуальные и эмоциональные убеждения, которые развиваются независимо путем определения личностной ориентации, духовной внешности, образа жизни и человеческого поведения. Это личностная характеристика, сочетающая в себе такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплина, коллективизм [7].
Р.С. Буре морально-этические качества определяет как «моральные нормы, ставшие внутренними мотивами поведения, содержанием которых является обеспечение морального выбора основных жизненных позиций» [2].
Социально-нравственные качества: постоянные черты личности, которые проявляются во всех ситуациях, связанных со стремлением человека соблюдать моральные нормы [3].
Норма - это требование, определяющее, как человек должен действовать в той или иной ситуации. Моральная норма - это правило, которое носит общий характер, то есть применяется ко многим одним и тем же действиям [1].
Дошкольный возраст, по мнению О.С. Смирнова, - период интенсивного нравственно-нравственного развития ребенка. Именно в этот период сформировались первичные этические инстанции, во многом определяющие личностные черты человека и его отношение к окружающим людям. Формирование внутренних этических инстанций происходит по нескольким направлениям. Во-первых, это развитие нравственной совести; во-вторых, формирование нравственной саморегуляции поведения; в-третьих, развитие нравственных настроений [8].
Г. Урунтаева отмечает, что дошкольное учреждение понимает мир человеческих взаимоотношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей. Ребенок учится подчинять свои действия социальным нормам и правилам поведения. Дети этого возраста часто используют в своей речи слова, обозначающие моральные качества (добрый, воинственный, жадный, честный, скрытный и т.д.), Но у них не всегда образное мышление, они связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта [9].
Содержание нравственного воспитания дошкольников дает определенный объем знаний о нормах нравственности, формирование навыков и привычек нравственного поведения, воспитание нравственных чувств.
Одним из результатов нравственного воспитания детей дошкольного возраста является проявление и подтверждение определенного набора нравственных качеств в личности.
Выделяется определенная типология моральных качеств, имеющих наиболее выраженное нравственное содержание:
Коллективистские качества. К ним относятся такие качества, как: чувство солидарности и товарищества, коллективизм, развитое чувство ответственности, совесть и чувство долга.
Гуманистические качества. В эту группу входят такие качества, как: благородство, человечность, доверие к людям, доброжелательность, такт, чуткость, чувство собственного достоинства, скромность, гордость, простота.
Сложные качества. Эта группа качеств характеризуется реализацией индивидом основных целей нравственного регулирования. В их рамках следует выделить следующие качества: нравственная активность, которая включает готовность делать что-то во имя общего блага и способность к самоотверженности, справедливости, чувство компетентности, благодарности, незаинтересованности и открытости [10].
Качества, которые связаны с характеристиками нравственной регуляции поведения: чувство честности, чести, порядочности, откровенности, искренности, порядочности, правдивости, верности, нравственной чистоты, развитой и чуткой совести [6].
Основные группы нравственных качеств (гуманизм, коллективизм, патриотизм) постепенно формируются у дошкольников в условиях целенаправленных педагогических воздействий: от простейших форм положительного отношения к взрослому, паре до начальных проявлений патриотизма и гражданственности. К концу дошкольного возраста моральная направленность личности ребенка уже достаточно четко вырисовывается.
Устойчивость и глубина нравственных качеств у ребенка характеризуют следующие основные показатели [5]:
- ребенок соблюдает нормы и правила поведения, которые он знает по собственной мотивации или по совету, указанию, распоряжению взрослого;
- в чем проявляется поведение, отношение, активность ребенка в присутствии взрослых и без них;
- Как ребенок ведет себя, относится к окружающей среде, к деятельности в нормальных и изменившихся, новых условиях.
Моральное качество включает три основных компонента: моральные чувства, привычки морального поведения и моральные идеи. Чтобы сформировать какие-либо моральные качества, педагог должен помнить, что эта задача может быть решена только при формировании у детей чувств, привычек и представлений о том, что эти компоненты взаимосвязаны.
Компонент I - нравственные чувства. Здесь формирование нравственных норм основано на чувствах ребенка, которые формируются под чужим влиянием с раннего детства.
Компонент II: воспитание нравственных привычек у детей дошкольного возраста. Моральная привычка - это устойчивая форма поведения, полезная для общества и коллектива, удовлетворение которой становится жизненной потребностью человека. Именно необходимость выполнять определенные действия отличает привычку от поведенческих навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2006. — 574 с.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 63 с.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. — М.: Академия, 2012. — 510 с.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 416 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: академия, 2006. — 608 с.
6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002. — 185 с.
7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. — М.: Академия, 2002. — 192с.
8. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях приобщения к искусству // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-priobscheniya-k-iskusstvu (дата обращения: 10.04.2021).
9. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
10. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. — 8-е изд., испр. — М.: Академия, 2010. — 368 с.
11. Цветова О.Н. Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. – Электронный ресурс – http://doshkolnik.ru/nravstvennost/22091.html (точка доступа 10.04.2021)
12. Шинкарёва Н.А., Рожкова Е.Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-nravstvennyh-kachestv-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.04.2021).