Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся всестороннего анализа понятия и видов коррупционных преступлений явления в российском обществе - коррупции и выработке механизмов по ее противодействию, поскольку в отечественном государстве в интересах общества крайне необходим отлаженный и действенный механизм противодействия коррупционным преступлениям, которые представляют для правового государства и гражданского общества серьезную опасность.
Коррупция как социальное явление представляется не только опасным фактором, подрывающим устои государственной власти и управления, общественной безопасности, дискредитировании деятельности органов власти, нарушения прав и интересов граждан, нарушений принципов законности, создании препятствий на пути проведения реформ в различных социально-экономических сферах, но и как причина, укрепляющая организованную, экономическую, политическую преступность.
Цель работы состоит в рассмотрение понятия и видов коррупционных преступлений и мер по их противодействию.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие коррупции в законодательстве РФ;
- изучить виды коррупционных преступлений;
- рассмотреть федеральные законы как правовую основу противодействия коррупции;
- раскрыть подзаконные акты как правовая основа противодействия коррупции;
- отразить предоставления должностными лицами сведений о расходах и конфликт интересов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе совершения коррупционным преступлений.
Предметом исследования совокупность нормативно-правовых норм, регулирующих коррупционные преступлений и противодействие им.
При написании работы использовались следующие методы:
1. Общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение.
2. Частные: формально-юридический, сравнительно-правовой.
Научную базу работы составляют научные статьи и юридическая литература.
Нормативную базу работы составляют нормативно-правовые акты и судебная практика.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Общая характеристика коррупционных преступлений
1.1. Понятие коррупции в законодательстве РФ
Коррупция является сложным и многогранным явлением. Ему свойственна видоизменяемость и изменчивость. Данное обстоятельство сильно затрудняет корректную формулировку определения коррупции, наличие которой крайне необходимо.
Существует большое количество мнений в отношении определения коррупции. Это явление рассматривалось с психологической, правовой, социальной, политической, экономической и иных точек зрения. Все эти определения, в какой то мере верны, а в какой то нет.
Законодательно закрепленная дефиниция коррупции содержится в Федеральном Законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно ст.1 данного ФЗ, коррупцией признается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица .
В данном определении законодатель решил не раскрывать сущность коррупции как негативно-правового социального явления, но перечислил конкретные виды проявления коррупции, которые можно соотнести со статьями 285, 291, 290, 201, 204 УК РФ . Скорее всего, именно на основании перечисленных выше статей законодатель и создавал определение, дабы оно отвечало признакам правомерности, закрепленными статьями УК РФ.
Ряд учёных вполне обосновано подвергает критике данное определение. Так, Р.А. Забавко считает нецелесообразным наличие перечня преступлений в данном определении, если в следующей статье закона содержаться признаки, под которые все эти преступления подпадают . По его мнению, это лишь частная позиция законодателя, так как указанные в определений преступления не обладают ни распространённостью, ни общественной опасностью.
На наш взгляд, как уже было сказано выше, данные преступления перечисляются в понятии с целью привязки определения к статьям УК, и как следствие - наделения определения правовой силой.
В то же время, Л.М. Прозументов пишет: «законодатель безосновательно отнес злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп к числу коррупционных преступлений. Указанные в определении закона должностные лица не могут быть субъектами данных преступлений (т.к. в ст. 201 УК РФ и ст. 204 УК РФ указанные иные лица). Нецелесообразно относить данные деяния к коррупционным, так как коррупция традиционно ассоциируется с продажностью государственного аппарата или же его должностных лиц. И в то же время, в определении не упоминается служебный подлог и превышение должностных полномочий, имеющих явную коррупционную направленность» .
Вполне возможно, указывая в определении словосочетание «злоупотребление полномочиями», законодатель подразумевал, что к нему можно будет отнести действия, указанные в ст. 292 УК РФ «Служебный подлог» и в ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Видимо, имелось в виду, что к «злоупотреблению полномочиями» относятся все субъекты коррупционной деятельности, не только лица, наделенные служебными и должностями полномочиями.
Говоря о корректном определении субъектов коррупционной деятельности, то ст. 201 УК РФ и 204 УК РФ вполне попадают под преступления коррупционной направленности, так как указанные действия указанных в этих статьях лиц входят в служебные полномочия этих лиц, что вполне соответствует определению. Коррупцию, также, можно отнести не только к государственному аппарату, так как это явление проникло во все сферы жизни общества и требует более широкой трактовки круга субъектов, осуществляющих определенные управленческие действия.
Однако, сказанное выше является крайне субъективным мнением. Законодательное определение построено таким образом, что порождает больше вопросов, нежели ответов. Указанные в нём словосочетания можно трактовать по-разному, что не отвечает признакам точности и лаконичности закона, что в свою очередь может привести к очень неприятным последствиям на практике.
Схожего мнения придерживаются Р.А. Забавко и Л.М. Прозументов. Так, Р.А. Забавко выдвигает своё определение коррупции: «Коррупция – использование лицом своих должностных и служебных полномочий вопреки служебным интересам в муниципальных, государственных, коммерческих и иных органов, учреждениях и организациях, направленное на получение прямой или косвенной финансовой или иной выгоды для себя или для других лиц, характеризующиеся конфликтом интересов между лицом и нанимателем» .
Л.М. Прозументов считает, что вообще наличие законодательно-закрепленного определение коррупции нецелесообразно, так как коррупция по своей природе является социальным явлением, они может быть реализована в различных формах и не обязательно тех, которые содержат
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959.
3. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138550.
4. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (ред. от 21.12.2020) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87844.
5. Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 10.12.2020) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91754.
6. Приказ МВД России от 24.02.2012 N 120 (ред. от 03.10.2017) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127820.
7. Письмо Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197140.
8. Абузярова Н.А., Артемов В.Ю., Булаевский Б.А. и др. Коррупциогенность законодательства: причины, факторы, преодоление: монография (отв. ред. Е.И. Спектор, А.М. Цирин), 2020. – 321 с.
9. Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2019. – № 4. – С. 21-26.
10. Авдеев В.А. Принудительные работы как новый вид наказания в системе мер уголовно-правового характера // Известия Иркутской государственной академии. – 2019. – № 6. – С. 100-103.
11. Авдеева О.А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2020. – № 1. – С. 119-123.
12. Басова Т.Б. Противодействие коррупции в фокусе административной реформы России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2019. – № 4. – С. 9-13.
13. Бурлаков В.Н., Пряхина Н.И. Эффективность наказания за взяточничество // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2020. – № 1. – С. 85-88.
14. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. – 2020. – № 11. – С. 68-75.
15. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/
16. Забавко Р.А. Понятие «коррупция» в Российском законодательстве: Критический анализ и перспективы совершенствования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2015. – №1 (72). – С. 1-6.
17. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник: В 2 т., Т. II. – М.: Юрайт, 2020. – 684 с.
18. Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. – 2020. – № 2. – С. 106-110.
19. Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Самара, 2018. – 28 с.
20. Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции и антикоррупционной политики в целом // Государство и право. – 2020. – № 4. – С. 110-114.
21. Прозументов Л.М. Уголовно-правовое противодействие коррупции в России: История и современное состояние // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – №405. – С. 1-6.
22. Хабриева Т.Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. – 2020. – № 7. – С. 6-12.