Фрагмент для ознакомления
2
Первый способ - использование разработанной дополнительной образовательной программы в качестве рабочей. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Второй способ – создание рабочей программы на основе разработанной с уточнением цели и задач, требований к структуре программы, ее содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников. Программа утверждается директором образовательного учреждения [3, c. 102].
Таким образом, проведенный анализ нормативно-правовой литературы показал, что внеурочная деятельность регламентируется образовательными стандартами, соблюдение которых обязательно. Учитель вправе сам определять программу внеурочной деятельности, количество часов, форму проведения и диагностики результатов.
Решая первую задачу экспериментальной работы, была разработана анкета для учителя.
Цель анкетирование - выявить методы и способы учителей по организации внеурочной деятельности в младших классах
Анкетирование позволит выяснить, как организуют работу по внеурочной деятельности учителя начальных классов. Какие трудности испытывают учителя при организации и проведении внеурочной деятельности. Анкетирование учащихся и родителей позволит выявить степень удовлетворенности школьников и их родителей качеством предоставляемых услуг.
Краткая характеристика учителя. Курносова Наталья Анатольевна – учитель математике в начальных классах. Имеет педагогический стаж 30 лет. Квалификация – учитель высшей квалификационной категории.
Для того чтобы выявить прикладной опыт организации и ведения внеурочной деятельности в работе была составлена анкета с вопросами разной направленности.
Анкета для учителя содержит 10 вопросов открытого и закрытого типа (Приложение 1).
Анкетирование учащихся позволяет реализовать следующую цель: выявить удовлетворенность учащихся организацией внеурочной деятельности, их заинтересованностью.
Анкета для учащихся содержит 5 вопросов открытого типа (Приложение 2).
Целью анкетирование родителей учащихся является оценка удовлетворенности организацией внеурочной деятельности, её эффективности и практическому эффекту.
Анкета для родителей содержит 4 вопроса закрытого типа (Приложение 3).
2.2. Результаты экспериментальной работы
Беседа с учителем проходила после классных уроков и проведения внеурочной деятельности. Нами было наглядно продемонстрировано ведение внеурочной деятельности по математике среди учащихся 2-ого класса.
Наталья Анатольевна использует внеурочную деятельность в своей работе, так как это является обязательным условием ее работы.
На 2-ой вопрос анкеты Наталья Анатольевна ответила, что превалирующим для направление внеурочной деятельности, обусловленное спецификой преподавания предмета, является общекультурное и общеинтеллектуальное направления.
Наталья Анатольевна в полной мере ознакомлена с нормативно-правовой документацией по внеурочной деятельности. Более того ранее она проходила дополнительные курсы переподготовки по программе «Внеурочная (внеклассная) деятельность в преподавании математики как составная часть образовательного процесса».
При организации и ведении внеурочной деятельности Наталья Анатольевна пользуется собственно-разработанной программой, утвержденной администрацией школы. Программа базируется на авторской программе «Для тех, кто любит математику», авторов М. И. Моро и С. И. Волковой. Программа была модернизирована учителем для апробации к учащимся 2 класса.
Внеурочная деятельность Наталья Анатольевна организует дважды в неделю, по вторникам и четвергам. Фиксация результатов внеурочной деятельности осуществляется с использованием листа активности, который висит в классном уголке. Участие каждого учащегося в акциях, конкурсах и т.д. отмечается цветом, посещение кружков и факультативов в нем не отражается.
Также отдельно ведутся карточки на каждого ребенка, в которых указано, сколько часов внеурочной деятельности у ребят в школе, сколько часов они занимаются вне школы. По требованию школы каждый ученик должен вести свое портфолио, где должны размещаться все достижения учащегося.
По мнению Натальи Анатольевны, внеурочная деятельность имеет несколько преимуществ:
1. Дополняет содержание предметов интересным и занимательным дополнительным материалом для более глубокого изучения.
2. Дает возможность ребенку раскрыть в себе новые таланты и способности, поверить в себя и в свои силы.
3. У учителя есть возможность больше заниматься с одаренными детьми.
4. Педагог получает прибавку в зарплате, ведя дополнительные часы по внеурочной деятельности.
5. Дает возможность использовать различные формы организации занятий, которые могут проходить как в школе, так и в музее, театре или где-то ещё, и максимально интересны для детей.
Среди недостатков Наталья Анатольевна назвала следующие основания:
1. Выбирают деятельность не дети, а родители. Нет возможности удовлетворить все их запросы. В итоге: все идут на одни и те же занятия.
2. Очень большая нагрузка для детей. После 5 уроков в день еще и внеурочная без перерыва. А если дети устают, то и интерес к занятиям падает.
3. Нет готовых программ. Учителю необходимо разработать кроме рабочих программ по предметам еще несколько программ внеурочной деятельности, что отнимает очень много времени.
4. Нет системы оценки или мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности.
5. Нет определенности в добровольности или обязательности посещения внеурочной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей» // Российская газета. – Выпуск №127. – 2014. – Текст : непосредственный;
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-926 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Вестник образования. – 2011. - №11. – Текст : непосредственный;
3. Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике / М. Б. Балк. – М. : УЧпедгиз, – 1996. – 608 с. – Текст : непосредственный;
4. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с. - ISBN 978-5-503-00157-0. - Текст : непосредственный;
5. Беспятова, Н. К. Программа педагога дополнительного образования : от разработки до реализации / Н. К. Беспятова. – М. : Айрис-Пресс, – 2004. – 90 с. - ISBN 5-8112-0376-4 : 5000. – Текст : непосредственный;
6. Буйлова, Л. И. Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова. – М. : АРКТИ, – 2004. – 189 с. - ISBN 5-88753-076-6. – Текст : непосредственный;
7. Вершинина, Т. В. Программа организации внеурочной деятельности по математике учителя математики МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкара Вершининой Т. В. / Т. В. Вершинина. – Текст : электронный // Инфоурок - URL: https://infourok.ru/vneurochnayadeyatelnost-po-matematike-529550.html (дата обращения: 15.05.2021). – Режим доступа : infourok.ru;
8. Волкова, С. И. Математика и конструирование. 2 класс / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. - М. : Просвещение, 2012. - 255 c. - ISBN 978-5-09-072721-1. – Текст : непосредственный;
9. Волкова, С. И. Математика и конструирование. 3 класс / С. И. Волкова. - М. : Просвещение, 2012. - 695 c. – ISBN 978-5-09-032101-3. – Текст : непосредственный;
10. Воронов, В. В. Технология воспитания : Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В. В. Воронов. - М. : Школьная пресса, 2000. - 96 с. - ISBN 5-9219-0033-8. – Текст : непосредственный;
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В Степанов. - М. : Просвещение, 2010. – 223 с. - ISBN 978-5-09-020549-8. – Текст : непосредственный;
12. Истомина, Н. Б. Математика и информатика : Учимся решать логические задачи. 1–4 классы : Пособие для учителя / Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2018. – 184 с. - ISBN 978-5-418-01378-1. – Текст : непосредственный;
13. Истомина, Н. Б. Математика и информатика : Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь для 1-2 классов общеобразовательных учреждений / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. – 8-е изд. Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2012. – 48 с. - ISBN: 5-89308-107-2. – Текст : непосредственный;
14. Зенина, Л. Е. Организация внеурочной деятельности по математике в малокомплектной школе / Л. Е. Зенина. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 9. – С. 36–40. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25999952 (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : elibrary. ru;
15. Курбатова, Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» / Н. Н. Курбатова. – Текст : электронный // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 343 – 351. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26528351 (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : elibrary. ru;
16. Кондаурова, И. К. Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС. В 2 частях. Часть 1. Общие вопросы : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 44.03.01 – «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата – «Математическое образование» ; квалификация (степень) выпускника – бакалавр ; форма обучения – очная) / И. К. Кондаурова. – Саратов, 2015. – 73 с. – Текст : непосредственный;
17. Матрос, Д. Ш. Информатизация процесса обучения : как определить ее результативность / Д. Ш. Матрос. – Текст : электронный // Управление школой. - 2006. - № 9. – С. 56-58. - URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:60193/Source:default (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : Электронный каталог Фундаментальной библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ;
18. Моро, М. И. «Для тех, кто любит математику». 2 класс / М. И. Моро, С. И. Волкова. М .: - Просвещение. – 2016. - ISBN 978-5-090-71419-8 . – Текст : непосредственный;
19. Моро, М. И. «Для тех, кто любит математику». 3 класс / М. И. Моро, С. И. Волкова. М. : - Просвещение. – 2016. - ISBN 978-5-090-73416-5. – Текст : непосредственный;
20. Моро, М. И. «Для тех, кто любит математику». 4 класс / М. И. Моро, С. И. Волкова. М.: - Просвещение. – 2016. - ISBN 978-5-0907-7854-1 . – Текст : непосредственный;
21. Пышкало, А. М. «Занимательная математика» / А. М. Пышкало, М. А. Гончарова, Е. Э. Кочурова. – М. : Астрель, АСТ, – 2000. – 257 с. - ISBN 5-237-02570-6. - Текст : непосредственный;
22. Сарычева, Н. И. Внеурочная деятельность в малокомплектной школе как способ повышения интереса к математике / Н. И. Сарычева. Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 91–95. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23845702 (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : elibrary. ru;
23. Семенова, И. Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников / И. Н. Семенова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 241 с. - ISBN 5-7186-0323-5. – Текст : непосредственный;
24. Ситаров, В. А. Дидактика : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Ситаров // Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. – Текст : непосредственный;
25. Шадрина, И. В. Обучение математике в начальных классах : Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов / И. В. Шадрина. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 118 c. - ISBN 5-9219-0171-7. – Текст : непосредственный.