Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня перед современным учителем стоит задача не только сформировать у учащихся прочную систему знаний, навыков и умений. Целью обучения является развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, разрабатывать способы их реализации, контролировать и оценивать свою успеваемость, то есть формирование способности к обучению.
Федеральный стандарт образования общего начального образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий, которые дают учащимся возможность учиться, развиваться и совершенствоваться. Все это достигается за счет сознательного и активного приобретения учениками социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов действий, т. е. они формируются, используются и поддерживаются в тесной связи с активными действиями самих учеников.
Актуальность исследования. В настоящее время школа продолжает сосредотачиваться на обучении, выпуская обученного человека - квалифицированного исполнителя - в то время как современное информационное общество нуждается в человеке, который способен учиться самостоятельно, готов к независимым действиям и принятию решений.
Окончив школу, большинство учеников очень слабо подготовлены к самостоятельной учебе, к самостоятельному усвоению необходимой информации. У них наблюдается низкий уровень умения решать проблемы и находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. В результате молодые люди, оканчивающие школу, либо остаются безуспешными в жизни, либо теряются и не могут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
По этой причине проблема самостоятельного успешного усвоения новых знаний, навыков и компетенций, в том числе умения учиться, становится актуальной. В решении этой проблемы большой успех имеет освоение универсальных учебных действий. По этой причине «планируемые результаты» образовательных стандартов второго поколения определяют не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты.
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Именно уроки окружающего мира обладают огромным потенциалом для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от репродуктивных методов обучения в пользу самостоятельного поиска учениками ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение, моральные установки и ценности ребенка.
Целью данной работы является изучение развития личностных УУД на уроках окружающего мира.
Объект исследования - личностные универсальные учебные действия.
Предмет исследования - формирование личностных УУД на уроках окружающего мира.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность универсальных учебных действий в начальной школе.
2. Раскрыть понятие и сущность личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
3. Определить особенности формирования личностных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;
- классификация и систематизация материала;
- обобщение.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.
Понятие и сущность личностных универсальных учебных действий в начальной школе
Согласно требованиям ФГОС при обучении основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учеников установить контакт при общении с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент делается на формирование УУД [6, с. 10–16].
Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3].
Т.В. Василенко дает следующее обоснование понятию: «Универсальные учебные действия – инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться» [1, с. 15].
По мнению А. В. Федотовой, «Универсальные учебные действия — это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой 9 направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [4].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) универсальные учебные действия (далее УУД) – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [6].
Универсальные учебные действия делятся на четыре больших блока - это личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учеников (способность соотносить действия и события с этическими принципами, знание моральных норм и способность подчеркивать моральный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В учебной деятельности следует различать три вида действий:
1. смыслообразование, то есть установление связи между целью образовательной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
2. самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности [8].
3. нравственно-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм, основанная на понимании их социальной необходимости; способность к моральной децентрализации - учет позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при решении моральной дилеммы; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов нравственного поведения. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младших школьников и их отношение к различным аспектам окружающего мира [5, с. 269].
К личностным УУД относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968;
2. Деятельность учителя по формированию личностных УУД в начальной школе – электронный ресурс: https://multiurok.ru/blog/dieiatiel-nost-uchitielia-po-formirovaniiu-lichnostnykh-uud-v-nachao-noi-shkolie.html;
3. Елфимова, Н.В. Особенности отношения учащийся к различным формам организации обучения. / Ильин Е.П., Маркова А.К. – М.: Педагогика, 2005;
4. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева. // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11;
5. Радугин, А.А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» / А.А. Радугин. –М.: «Центр», 1999;
6. ФГОС НОО: с изм. И доп. На 2011 г./М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
7. Формирование личностных УУД младших школьников на уроках окружающего мира – электронный ресурс: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008233;
8. Формирование личностных УУД в школе – электронный ресурс: https://урок.рф/library/formirovanie_lichnostnih_uud_v_nachalnoj_shkole_212223.html.