Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Ведущая педагогическая идея опыта внедряется почти через все линии Базового компонента дошкольного образования России. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. В связи с этим, наряду с традиционными формами обучения большое внимание следует оказывать организации различных видов деятельности и приобретения опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь использовать в реальной жизни, на практике.
Внедрение данного опыта работы в комплексе будет способствовать формированию у детей умения видеть опасность, сознательно относиться к вопросу личной безопасности, правильно действовать в определенных ситуациях, поможет обрести стереотип поведения в природе и обществе. А также будет способствовать повышению компетентности родителей и воспитателей по вопросам безопасности жизнедеятельности и поможет избежанию детского травматизма в дошкольном учреждении и за его пределами.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя решение трех основных задач: идентификация и распознавание опасностей, их источников, разработка мер предосторожности, ликвидация возможных последствий. Эту проблему невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между дошкольным учреждением и семьей.
Учитывая огромное значение безопасности жизнедеятельности дошкольников, вопросы ее обеспечения и формирование у детей соответствующих знаний и навыков, эта проблема довольно часто рассматривается педколлективом на педагогических советах, семинарах, консультациях.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Использование разнообразных методов и приемов в формировании практических навыков по безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста жизни является весьма актуальным в наше время.
Степень изученности проблемы. К освещению проблем формирования навыков безопасного поведения в быту обращались такие авторы, как К.Ю. Белая, В. Букатов, Л.П. Василенко, Н.Ф. Губанова, З.С. Дмитриенко, Т.В. Дуткевич, Л.П. Згурская, Д.Н. Кавтарадзе, Г. Казанцев, О.В. Л.бова, В.Н. Мошкин, С.Л. Новоселова, М.Н. Полякова, Л.И. Радзиевская, Ю.А. Соколова, Т.Г. Храмцова, В.А. Шипунова и др.
Объектом исследования является безопасное поведение в быту.
Предметом исследования является методика формирования безопасного поведения в быту у дошкольников.
Цель исследования: исследовать особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения в быту.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- выявить психологические особенности развития детей дошкольного возраста;
- рассмотреть организацию работы по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать методы и приемы в формировании практических навыков по безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать дидактической игры, как средства формирования безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие теоретические методы исследования: системно-структурированный анализ научных источников по проблеме исследования, синтез, систематизация, сравнение, сопоставление и обобщение теоретических данных.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 28 страниц печатного текста.
Глава 1 Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется интенсификацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его знаний о действительности [20, c.26].
Благодаря использованию ведущего средства общения - языка и вопросов - дети обогащают свое понимание мира. Дошкольники задают тысячи вопросов. Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется когнитивным общением.
В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения – личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей. Отношения дошкольника со взрослым приобретают познавательный и следственный смысл - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему много вопросов.
Однако подражание взрослому ребенку постепенно становится осознанным и избирательным.
Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника заключается в разрыве между его стремлением быть взрослым и невозможность реализовать это стремление непосредственно. Единственное, что может разрешить это противоречие ролевая игра.
Именно потому, что ролевая игра дает ребенку возможность взаимодействовать с таких сторон жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она является ведущей деятельностью дошкольника. Основным мотивом игровой деятельности является наилучшее исполнение роли, действовать «как взрослый». Этот мотив подчиняет прямые отношения ребенка и является ведущим. С этой точки зрения дошкольный возраст - это период интенсивного усвоения человеческих отношений, норм и правил поведения, существующих во взрослом мире.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника. На каждой ступени развития на первом месте стоит та или иная психическая функция. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является новая система психических функций, центром которой является память.
Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет все остальные процессы.
Важная особенность этого периода - произвольное поведение, которое можно определить, как поведение, опосредованное нормами и правилами. Впервые возникает вопрос о том, как вести себя, то есть, предварительный образ своего поведения. Ребенок начинает учиться и контролировать свое поведение, сравнивая его с тем, что становится моделью. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста [18, c.45].
Личностные новообразования:
1.Появление первого схематического наброска целостного детского мировоззрения.
2.Появление первых этических примеров: «что хорошо». Этические инстанции растут рядом с эстетическими: «красивое не может быть плохим».
3.Возникновение соподчинения мотивов.
4. Возникновение произвольного поведения.
5. Возникновение личного сознания – осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.
6.Развитие самооценки – осознание возможностей своих действий.
Самооценка ребенка имеет сильную эмоциональную окраску, зависит от одобрения взрослых. В процессе общения развивается потребность ребенка в доверии к взрослым и способность чувствовать их эмоциональное состояние.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белая К.Ю. Правила поведения при общении с животными / К.Ю. Белая // Дошкольник. Младший школьник. – 2008. – № 1. – С.33-37
2. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр / В. Букатов. – М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2017. – 144 с.
3. Василенко Л.П. Возрастная психология: Учеб. руководство / Л.П. Василенко, М.В. Савчин. – К.: Академиздат, 2015. – 360 с.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.
5. Детская энциклопедия: помоги себе и другим, или безопасность в чрезвычайных ситуациях / авт.-сост.: Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков. – М.: Аргументы и факты, 2005. – 72 с.
6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста / З.С. Дмитриенко. – М.: Детство-Пресс, 2012.¬ – 240 с.
7. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учеб. пособие / Т.В. Дуткевич. – К.: Центр учебной литературы, 2017. – 378 с.
8. Згурская Л.П. Знакомим с окружающим миром / Л.П. Загурская //Дошкольное образование. – 2004. – № 1. – С. 52-58
9. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского– М.: ИНФРА-М, 2019. – 155 с.
10. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Высь, 2015. – 124 с.
11. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях / Г. Казанцев // Основы безопасности жизни – 2011. – № 9. – С. 14-17.
12. Любова О.В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр / О.В. Любова // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 912-914.
13. Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности / В.Н. Мошкин // ОБЖ. – 2001. – №2. – С. 14-20.
14. Новоселова С.Л. Руководство формированием игры / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 2019. – №4. – C.1
15. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. / М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 96 с.
16. Радзиевская Л.И. Азбука безопасности / Л.И. Радзиевская. – М.: Оникс; Санкт-Петербург: Литература, 2008. – 95 с.
17. Соколова Ю.А. Правила безопасности / Ю.А. Соколова; B. Трубицын. – М.: Эксмо, 2007. – 47 с.
18. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста / Т.Г. Храмцова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 96 с.
19. Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие / В.А. Шипунова. – М: Цветной мир, 2013. – 96 с.
20. Чен Н.В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии / Н.В. Чен // Искусство. Все для учителя. Пилотный выпуск. – 2018. – №4. – С. 26–28.