Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные младшие школьники являются представителями того поколения детей, которые очень сильно избалованы родителями, что связано с недостаточным вниманием последних из-за сильной занятости, вызывающим вседозволенность и попытки угодить.
Дети мало что делают по дому, их жалеют, им помогают выполнять домашние задания, чтобы не возникало плохих оценок. В период карантина многие родители полностью проходили за своих детей дистанционное обучение.
Поэтому у младших школьников выработалось небрежное отношение к выполнению домашних заданий, а также стойкое нежелание делать что-то самостоятельно, без участия родителей.
Это стало серьезной психолого-педагогической проблемой, которую необходимо решать, чтобы современное поколение младших школьников не осталось безграмотным.
Цель исследования – разработать и апробировать программу формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – самоконтроль младших школьников при организации домашней работы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Рассмотреть особенности домашних заданий для младших школьников.
3. Изучить самоконтроль младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности.
4. Провести диагностику самоконтроля при организации домашней работы младших школьников.
5. Разработать программу формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
6. Провести анализ эффективности программы формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 1» города Омск.
Гипотеза исследования: разработанная программа может быть эффективной для формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, синтез, обобщение, классификация, хронологический, наблюдение, тестирование, опрос, эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом источников, посвященных организации самостоятельного выполнения домашних заданий младшими школьниками и включающих в себя попытки выработать максимально эффективные методы формирования способности детей данного возраста к самоконтролю.
Практическая значимость исследования связана с разработкой формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы и ее экспериментальной апробацией для выявления эффективности.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это период обучения в начальной школе, который определяется самым важным моментом в жизни ребенка – его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и тяжелым для детей.
Это самый необычный период в жизни каждого ребенка. С поступлением ребенка в школу начинается перестройка всей системы его отношения к действительности. У него появляются новые обязанности, связанные со школой. Вступление в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования личности.
Естественно меняется и социальная ситуация развития, теперь доминирующей становится коммуникативная сфера, которая называется «ребенок-учитель», что, по сути, является игровой моделью отношений «ребенок–общество». В школе есть закон, который для всех одинаков, воплощение этого закона – учитель, которого все должны понимать и которому нужно подчиняться [4, с. 87].
Качество учебной деятельности ученика и все его поведение оценивается школой. Эта оценка влияет на характер его отношений с другими людьми. Отношения «ребенок-учитель» пронизывают все этапы жизни ребенка. Это также определяет отношения «ребенок-родители» и «ребенок-сверстники».
Каждый младший школьник – самобытная личность, однако психологи пытаются выявить общие правила межличностного взаимодействия. Эта проблема приобретает особое значение в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, предполагающей более пристальное отношение к психологическому состоянию детей.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети 7–8 лет обычно мыслят определенными категориями. К концу этого возраста они должны учиться самостоятельно, делать выводы, сравнивать, обобщать, находить различия и общие черты и устанавливать простые модели.
Младший школьник характеризуется степенью приспособленности, готовности и вовлеченности в учебную деятельность. В этом возрасте ребенок быстро устает и нуждается в соответствующем режиме работы.
Ученикам этого возраста свойственна неугомонность, повышенная активность. В физиологическом плане следует отметить, что созревание крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому детям намного легче выполнять сильные движения. В связи с этим, младшие школьники быстро утомляются при выполнении мелких действий [8, с. 124].
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений личности ребенка. В этот период очень важны все уровни достижений, осмысленные ребенком на этом этапе. Чем больше положительных эмоций у ребенка, тем легче он справится с грядущими трудностями подросткового возраста.
Школа – это первая среда, которую ребенок встречает вне своей семьи. Важно, чтобы учитель осознавал свою роль. Дальнейшее развитие ребенка во многом будет зависеть от того, как педагог повлияет на младшего школьника своей личностью и поведением.
При этом школа – это первый фрагмент настоящего огромного мира, с которым сталкивается ребенок, а потому она обязана помогать ребенку выстраивать межличностные отношения в коллективе. В школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений детей (по сравнению с дошкольным возрастом) [1, с. 58].
Поступающий в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе человеческих отношений: у него есть постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. В конце концов, учиться не всем легко. Близкие взрослые, учитель, даже незнакомые люди общаются с ребенком не только как с обычным человеком, но и как с человеком, который имеет обязанность учиться как и все дети его возраста.
Дети младшего школьного возраста всегда активно занимаются разными видами деятельности – играми, работой, спортом и творчеством. Однако особое значение при этом имеет обучение. Учебная деятельность не ограничивается посещением учебного заведения или получением знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или работы [5, с. 58].
Ведущая роль обучения выражается в том, что оно опосредует всю систему отношений между младшим школьником и обществом (обучение является социальным процессом по смыслу, по содержанию и форме организации), в нем формируются не только индивидуальные психические качества, но и личность ученика младших классов.
В целом, младший школьный возраст можно назвать периодом позитивных изменений.
1.2. Особенности домашних заданий для младших школьников
Домашнее задание – это типичный пример самостоятельной работы младших школьников, без которого невозможно обеспечить единство их обучения и самостоятельной подготовки. Без домашнего задания невозможно полностью усвоить и запомнить материал, представленный на уроке. Эти задачи не менее важны для воспитания младших школьников, так как способствуют формированию у них трудолюбия, самостоятельности и организации внеучебного времени [4, с. 123].
В научной литературе выделяют шесть основных целей домашнего задания, которые предлагаются учащимся младших классов [2, с. 80]:
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь, здесь предлагается закрепить полученные на уроке знания и навыки. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдением за окружающими явлениями.
2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задачи, которые требуют установления причинно-следственных и иных связей и взаимосвязей между изучаемыми явлениями или процессами. Младшие школьники должны выделить наиболее важные концепции или закономерности в изучаемом материале, определить последовательность событий и классифицировать фактические данные.
3. Формирование обобщения. Речь идет о сложной умственной работе, которая предполагает достаточно сильные навыки и умения, связанные с использованием умственных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Младший школьник должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить существующие связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно такие задания завершают изучение теоретического материала и требуют от младших школьников наличия ряда практических навыков и умений, которые развиваются как на уроках, так и во внеучебной работе.
5. Контроль знаний младших школьников. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся младших классов требуется не только знать факты и концепции, но и достаточно глубоко их осознавать, уметь применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.
6. Нравственное воспитание младших школьников. Здесь речь идет о заданиях, специально направленных на формирование научного мировоззрения младших школьников и их нравственное воспитание. Несомненно, практически все виды заданий способствуют решению этой проблемы, но в этом случае учитель подчеркивает особую цель и, проверяя задание, акцентирует внимание учеников на ней.
Учитель может одновременно предложить младшим школьникам два или три уровня домашних заданий [10, с. 164]:
Первый уровень – это необходимый минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и выполнимым для любого младшего школьника, которому оно предлагается.
Второй уровень – дополнительное усложенное обучение. Его выполняют те младшие школьники, которые хотят хорошо знать предмет и без особого труда освоить программу. По усмотрению преподавателя эти ученики могут быть освобождены от задания первого типа.
Третий уровень – творческое задание. Использует ли его учитель или нет, зависит от темы урока и уровня подготовки класса. Обычно это делается на добровольной основе и поощряется учителем высокой оценкой и похвалой.
Качество и культура работы младших над домашним заданием включает соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основанных на психолого-педагогических законах учебно-познавательной деятельности, необходимых для усвоения изучаемого материала [3, с. 95].
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные младшие школьники являются представителями того поколения детей, которые очень сильно избалованы родителями, что связано с недостаточным вниманием последних из-за сильной занятости, вызывающим вседозволенность и попытки угодить.
Дети мало что делают по дому, их жалеют, им помогают выполнять домашние задания, чтобы не возникало плохих оценок. В период карантина многие родители полностью проходили за своих детей дистанционное обучение.
Поэтому у младших школьников выработалось небрежное отношение к выполнению домашних заданий, а также стойкое нежелание делать что-то самостоятельно, без участия родителей.
Это стало серьезной психолого-педагогической проблемой, которую необходимо решать, чтобы современное поколение младших школьников не осталось безграмотным.
Цель исследования – разработать и апробировать программу формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – самоконтроль младших школьников при организации домашней работы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Рассмотреть особенности домашних заданий для младших школьников.
3. Изучить самоконтроль младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности.
4. Провести диагностику самоконтроля при организации домашней работы младших школьников.
5. Разработать программу формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
6. Провести анализ эффективности программы формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 1» города Омск.
Гипотеза исследования: разработанная программа может быть эффективной для формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, синтез, обобщение, классификация, хронологический, наблюдение, тестирование, опрос, эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом источников, посвященных организации самостоятельного выполнения домашних заданий младшими школьниками и включающих в себя попытки выработать максимально эффективные методы формирования способности детей данного возраста к самоконтролю.
Практическая значимость исследования связана с разработкой формирования самоконтроля у младших школьников при организации домашней работы и ее экспериментальной апробацией для выявления эффективности.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это период обучения в начальной школе, который определяется самым важным моментом в жизни ребенка – его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и тяжелым для детей.
Это самый необычный период в жизни каждого ребенка. С поступлением ребенка в школу начинается перестройка всей системы его отношения к действительности. У него появляются новые обязанности, связанные со школой. Вступление в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования личности.
Естественно меняется и социальная ситуация развития, теперь доминирующей становится коммуникативная сфера, которая называется «ребенок-учитель», что, по сути, является игровой моделью отношений «ребенок–общество». В школе есть закон, который для всех одинаков, воплощение этого закона – учитель, которого все должны понимать и которому нужно подчиняться [4, с. 87].
Качество учебной деятельности ученика и все его поведение оценивается школой. Эта оценка влияет на характер его отношений с другими людьми. Отношения «ребенок-учитель» пронизывают все этапы жизни ребенка. Это также определяет отношения «ребенок-родители» и «ребенок-сверстники».
Каждый младший школьник – самобытная личность, однако психологи пытаются выявить общие правила межличностного взаимодействия. Эта проблема приобретает особое значение в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, предполагающей более пристальное отношение к психологическому состоянию детей.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети 7–8 лет обычно мыслят определенными категориями. К концу этого возраста они должны учиться самостоятельно, делать выводы, сравнивать, обобщать, находить различия и общие черты и устанавливать простые модели.
Младший школьник характеризуется степенью приспособленности, готовности и вовлеченности в учебную деятельность. В этом возрасте ребенок быстро устает и нуждается в соответствующем режиме работы.
Ученикам этого возраста свойственна неугомонность, повышенная активность. В физиологическом плане следует отметить, что созревание крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому детям намного легче выполнять сильные движения. В связи с этим, младшие школьники быстро утомляются при выполнении мелких действий [8, с. 124].
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений личности ребенка. В этот период очень важны все уровни достижений, осмысленные ребенком на этом этапе. Чем больше положительных эмоций у ребенка, тем легче он справится с грядущими трудностями подросткового возраста.
Школа – это первая среда, которую ребенок встречает вне своей семьи. Важно, чтобы учитель осознавал свою роль. Дальнейшее развитие ребенка во многом будет зависеть от того, как педагог повлияет на младшего школьника своей личностью и поведением.
При этом школа – это первый фрагмент настоящего огромного мира, с которым сталкивается ребенок, а потому она обязана помогать ребенку выстраивать межличностные отношения в коллективе. В школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений детей (по сравнению с дошкольным возрастом) [1, с. 58].
Поступающий в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе человеческих отношений: у него есть постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. В конце концов, учиться не всем легко. Близкие взрослые, учитель, даже незнакомые люди общаются с ребенком не только как с обычным человеком, но и как с человеком, который имеет обязанность учиться как и все дети его возраста.
Дети младшего школьного возраста всегда активно занимаются разными видами деятельности – играми, работой, спортом и творчеством. Однако особое значение при этом имеет обучение. Учебная деятельность не ограничивается посещением учебного заведения или получением знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или работы [5, с. 58].
Ведущая роль обучения выражается в том, что оно опосредует всю систему отношений между младшим школьником и обществом (обучение является социальным процессом по смыслу, по содержанию и форме организации), в нем формируются не только индивидуальные психические качества, но и личность ученика младших классов.
В целом, младший школьный возраст можно назвать периодом позитивных изменений.
1.2. Особенности домашних заданий для младших школьников
Домашнее задание – это типичный пример самостоятельной работы младших школьников, без которого невозможно обеспечить единство их обучения и самостоятельной подготовки. Без домашнего задания невозможно полностью усвоить и запомнить материал, представленный на уроке. Эти задачи не менее важны для воспитания младших школьников, так как способствуют формированию у них трудолюбия, самостоятельности и организации внеучебного времени [4, с. 123].
В научной литературе выделяют шесть основных целей домашнего задания, которые предлагаются учащимся младших классов [2, с. 80]:
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь, здесь предлагается закрепить полученные на уроке знания и навыки. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдением за окружающими явлениями.
2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задачи, которые требуют установления причинно-следственных и иных связей и взаимосвязей между изучаемыми явлениями или процессами. Младшие школьники должны выделить наиболее важные концепции или закономерности в изучаемом материале, определить последовательность событий и классифицировать фактические данные.
3. Формирование обобщения. Речь идет о сложной умственной работе, которая предполагает достаточно сильные навыки и умения, связанные с использованием умственных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Младший школьник должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить существующие связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно такие задания завершают изучение теоретического материала и требуют от младших школьников наличия ряда практических навыков и умений, которые развиваются как на уроках, так и во внеучебной работе.
5. Контроль знаний младших школьников. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся младших классов требуется не только знать факты и концепции, но и достаточно глубоко их осознавать, уметь применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.
6. Нравственное воспитание младших школьников. Здесь речь идет о заданиях, специально направленных на формирование научного мировоззрения младших школьников и их нравственное воспитание. Несомненно, практически все виды заданий способствуют решению этой проблемы, но в этом случае учитель подчеркивает особую цель и, проверяя задание, акцентирует внимание учеников на ней.
Учитель может одновременно предложить младшим школьникам два или три уровня домашних заданий [10, с. 164]:
Первый уровень – это необходимый минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и выполнимым для любого младшего школьника, которому оно предлагается.
Второй уровень – дополнительное усложенное обучение. Его выполняют те младшие школьники, которые хотят хорошо знать предмет и без особого труда освоить программу. По усмотрению преподавателя эти ученики могут быть освобождены от задания первого типа.
Третий уровень – творческое задание. Использует ли его учитель или нет, зависит от темы урока и уровня подготовки класса. Обычно это делается на добровольной основе и поощряется учителем высокой оценкой и похвалой.
Качество и культура работы младших над домашним заданием включает соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основанных на психолого-педагогических законах учебно-познавательной деятельности, необходимых для усвоения изучаемого материала [3, с. 95].