Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хорошо развитая устная и письменная речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для школьника – средством успешного обучения. Но именно речевое развитие остается наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку. Уровень развития речи современных школьников свидетельствует о серьезных пробелах в теории и практике организации речевой деятельности. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. И среди них самое распространённое - общее недоразвитие речи.
Наиболее ярко выраженные трудности формирования средств речевого общения проявляются при недоразвитии речи, которое наблюдается и рассматривается в качестве основного симптома или одного из симптомов таких распространенных форм нарушенного развития ребенка, как общее недоразвитие речи (ОНР).
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Р. Е. Левина, В. К. Воробьева, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская.
Каждому ребенку необходимо овладеть родным языком вначале как средством общения, а затем как средством мышления. Но наличие общего недоразвития речи препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет установление контактов со сверстниками, может приводить к изоляции в коллективе.
По определению Г.А. Волковой, общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР характеризуется поздним появлением речи, ограниченным словарным запасом, аграмматизмами, дефектами произношения .
Доказано, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, которые ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели.
Существует множество методов и приемов развития различных сторон речи ребенка. Мы остановим свое внимание на использовании одного из малых жанров фольклора – скороговорок – для развития звуковой стороны речи. Это, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный дидактический материал. Не нужно никаких вложений, кроме желания и нескольких минут совместного времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы скорее всего исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они и считаются особым шуточным жанром народного творчества. Скороговорка – это фраза или стишок, построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенная для проговаривания вслух.
Цель исследования: изучить возможности использования скороговорок как средство стимуляции речи младших школьников с речевыми нарушениями.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Охарактеризовать нарушения речевого развития;
• Изучить особенности детей с ОНР;
• Выявить возможности скороговорок для стимуляции речи младших школьников;
• Проанализировать методические аспекты использования скороговорок для стимуляции речи младших школьников с речевыми нарушениями.
Объект исследования: стимуляция речи младших школьников с нарушениями речи.
Предмет исследования: скороговорки как средство развития речи младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты нарушения речи у детей младшего школьного возраста
1.1. Характеристика нарушений речевого развития. Общее недоразвитие речи
В основу классификации речевых нарушений берут обычно причины, которыми эти нарушения вызываются. Поэтому очень важно выяснить самый характер этих причин. Это дает возможность лучше уяснить и классификацию речевых нарушений .
Причины по своему характеру, как это было упомянуто выше, могут быть двух типов — органические и функциональные.
Органические — это такие причины, в результате действия которых происходят серьезные нарушения строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов.
К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры.
Таким образом, все речевые нарушения, в зависимости от причин, их вызвавших, можно разделить на две группы:
а) органические речевые нарушения и
б) функциональные речевые нарушения.
Органические речевые нарушения, в свою очередь, в зависимости от локализации поражения, можно подразделить на:
а) органические речевые нарушения центрального происхождения и
б) органические речевые нарушения периферического происхождения.
К первым относятся такие нарушения, которые возникают в результате органического нарушения центральных участков речевых механизмов, расположенных в коре головного мозга.
К органическим речевым нарушениям центрального происхождения относятся алалия, афазия, а также отдельные формы косноязычия.
К органическим речевым нарушениям периферического происхождения чаще всего относят такие формы косноязычия, которые возникают на почве врожденных аномалий или повреждений периферической части речевого аппарата (языка, зубов, челюстей, нёба и т. д.).
К функциональным речевым нарушениям относятся заикание и косноязычие.
Достаточно продолжительное время вслед за изменением теоретических представлений о системном речевом недоразвитии понимание ОНР уточнялось и дифференцировалось от понятия «задержка психического развития». Это имело принципиальную важность. Многие авторы неоднородность группы ОНР связывали, прежде всего, с разным уровнем развития когнитивной сферы. По мнению А.Н. Корнева (2006), вопрос об интеллектуальной недостаточности при недоразвитии речи может быть интерпретирован с двух точек зрения. Особенности формирования интеллектуального статуса можно рассматривать как самостоятельное нарушение развития, имеющее независимый от речевых недостатков патогенез. Эта точка зрения представлена преимущественно в клинических исследованиях , и она перекликается с представлениями о сложной природе системного речевого дефекта и наличие сочетанности в рамках отдельного индивида. Но этот взгляд мало учитывает формирование в онтогенезе отношений взаимосвязи между мышлением и речью, концептуальное обобщение которых предложено Л.С. Выготским, и результаты дальнейших психологических исследований, доказавших взаимообусловленность этих функций. С этой точки зрения интеллектуальная недостаточность при ОНР
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников — М, Просвещение, 1972, с.32- 81
2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления детей и взрослых с нарушениями речи — М, 1990
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2007
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1980.
5. Ефремова Н.Б. Использование скороговорок на уроках в начальной школе//http://festival.1september.ru/articles/582059/
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопеда. 2-е изд, перераб.и доп.- М, Просвещение, 1990
7. Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи // Специальная психология, 2007, №2(13), с.10-17
8. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. – метод. пособие/ Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова.– Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
9. Кодолбенко, Е.А. Зашифрованные скороговорки/ Е.А. Кодолбенко. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 32с
10. Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития детей // Дефектология, 1995, №6, с. 3-7
11. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Наука, 2010.
12. Круглов Ю.Т. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
13. Лубовский В.И., Валявко С.М. Терминологические проблемы специальной психологии и специальной педагогики // Культурно — историческая психология, 2010, №1, с. 50-55
14. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Автореф.дисс….канд.пед.наук — М, 1991
15. Панкратова Н. В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа. 1997. № 3. С. 33-36.
16. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А. Поваляева. – Ростов –на – Дону: «Феникс», 2002. – 448с.
17. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста/ Т.Б. Полянская. – СПб.: «Детство –Пресс», 2009. — 64 с.
18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина. М.: Академия, 1998.
19. Рендакова Е. М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников // Начальная школа. 2000. № 11. С. 34-39.
20. Снежневский А.В. Причины и классификации психических болезней, их течение // Психиатрия — М, Медицина, 1968.
21. Ступина Е. А. Формирование речевой культуры учащихся на основе восприятия произведений народного искусства // Начальная школа. 2011. № 11. С. 49-53.
22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2005. – с. 24-26
23. Фомичева, М.Ф. Воспитание правильного произношения/ М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение,1989. – 239с.
24. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ. Автореф. дисс. …доктора психол. наук — М, 2003