Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Глубокие социальные преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали радикального изменения приоритетов школы, переориентации ее целей и задач. В то же время основополагающими целями общего среднего образования являются формирование и свободное всестороннее развитие личности средствами образования и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации.
В современной ситуации, когда объем необходимых человеку знаний резко и стремительно возрастает, важно, чтобы содержание общего образования, методы и организационные формы обучения были направлены на развитие творческого мышления и многогранного познавательного интереса учащихся. Поэтому основной задачей педагога является поиск и развитие таких форм воспитательной работы, которые бы объединили педагога и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной деятельности учащихся во всем процессе воспитательной работы. Совершенно очевидно, что традиционная система обучения не может быть достаточно эффективной для решения этой задачи из-за присущих ей определенных недостатков. Важным условием развития личности на современном этапе является усвоение учащимися не суммы, а системы ведущих знаний.
Учебно-воспитательный процесс в профессиональном учебном заведении - это целостная педагогическая система. Управление им требует системного подхода. Для этого необходим глубокий теоретический анализ сущности образовательного процесса, как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности процесса педагогической деятельности.
Теории системного подхода в обучении уделяется большое внимание в работах современных авторов.
В соответствии с основными положениями этих работ первым и необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, представляющие структурное объединение первичных элементов в единое целое.
Одним из основных принципов такого подхода является рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть некоторой большей системы, то есть среды, в которую она вписана и функционирует.
При системном анализе учитываются внешние и внутренние связи исследуемой системы, что подтверждается важнейшим принципом диалектики, принципом всеобщей связи. Представление о понятии целостности конкретизируется через понятие связи, которое является общепринятым критерием системности и целостности объекта. Именно такие связи объединяют целое в систему.
Следовательно, для анализа любого объекта, явления или процесса, с точки зрения системы, следует определить их структуру, т.е. выделить элементы и взаимосвязи.
При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы.
Степень изученности темы исследования. Анализ сущности системного подхода в педагогической деятельности осуществляется в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей, таких как, Л. Зевин, Б.Е. Кузнецова, Д. Ляшенко, С.В. Мочерный, А.М. Никаноров, Я. Олейник, Г.Г. Онищенко, А.Н. Павлов, В.И. Панов, А. Сиротенко, А.Д. Урсул, Н. Фидря, Е. Хохрина, В.А. Ясвин и др.
Объект исследования: педагогическая деятельность.
Предмет исследования: системный подход.
Цель исследования: изучить особенности системного подхода в педагогической деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решение таких научных задач:
- рассмотреть особенности педагогической подготовки в контексте современных требований к профессиональной готовности будущих учителей;
- раскрыть сущность системного подхода в подготовке будущего педагога к реализации дифференцированного обучения;
- обозначить принципы и признаки системного подхода.
Методы исследования. Во время исследования использовались общенаучные и специальные методы, основными из которых являются: абстрактно-логический, дедуктивный, индуктивный, исторический, моделирование и прогнозирование, методы системно-структурного, системного и функционального анализа, экономико-статистические (группирование, сравнение и т. д).
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 32 страницы печатного текста.
Глава 1 Педагогическая подготовка в контексте современных требований к профессиональной готовности будущих учителей
Несмотря на то, что постепенные шаги в направлении реформирования высшей школы России приближают всех участников этого процесса к осознанному результату - образования международного уровня, ответственность высших учебных заведений за состояние профессиональной подготовки будущих специалистов растет с каждым днем.
Гуманизация образования через реализацию личностно ориентированного подхода проявляется в признании личности студента как субъекта познавательной и предметной деятельности . Вследствие этого субъектность студентов находит отражение в осознании смысла предметного материала, активной позиции на отдельных этапах учебно-познавательного процесса, возможности выбора вида и формы своего участия в этом процессе.
В ходе образовательного процесса активно используют:
1) системно-структурный подход, который требует использования в системе, в тесной взаимосвязи всех структурных элементов процесса профессиональной подготовки от цели к конечному результату;
2) комплексный подход, который включает объединение усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса для успешного решения задач профессиональной подготовки специалиста;
3) целостный подход, который требует рассматривать педагогический процесс, обеспечивающий единство и взаимодействие всех составляющих процесса формирования готовности студентов к воспитательной работе – внешних (содержание, формы и методы обучения) и внутренних (основные сферы личности: мотивационная, волевая, интеллектуальная, деятельная, эмоциональная);
4) деятельностный подход, с позиций которого деятельность рассматривается как обязательное условие развития и саморазвития личности и средство организации образовательного процесса.
Указанные подходы положены в основу определения системы принципов как управляющей идеи, нормативных требований к организации учебно-воспитательного процесса: принцип социальной обусловленности учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип научности содержания и методов образовательного процесса; принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности; принцип осознания, творческой активности и самодеятельности студентов; принцип доступности обучения, связи его с жизнью, практикой профессиональной деятельности; принцип рационального сочетания индивидуальных и групповых форм, традиционных и инновационных средств обучения .
Обновляемая система профессиональной подготовки строится на признании приоритета самообразования и самовоспитания студентов, предусматривающее такую организацию образовательного процесса, самовыражение студентов в системе группового взаимодействия, их социальной ответственности за результаты своей деятельности.
Обучение в ВУЗЕ по сравнению со школьным имеет принципиальное отличие: от обучения внешне организованного к самостоятельному освоению научной картины мира, овладению методами обучения и самообразования.
Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития... Это «период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека» .
Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения, требует учет в учебно-воспитательном процессе той мысли, что каждый из них имеет свою систему взглядов на мир и свое место в этом мире. Другими словами, формирование личности специалиста означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом профессиональной деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью, поэтому главным признаком обучения в ВУЗА является помощь студенту выработать соответствующие умения учиться самостоятельно, развитие личности студента как широко образованного, компетентного профессионала, готового к творческому применению полученных знаний в различных нестандартных ситуациях теоретического и практического характера.
Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, предполагающей прежде всего необходимость научить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкой организации упражнений по их формированию.
Теоретический анализ научной литературы относительно факторов эффективности образовательного процесса по формированию готовности студентов к педагогической деятельности позволил выделить следующие три блока факторов: содержание образовательной деятельности; организация учебно-воспитательного процесса обучения; формы и методы образовательной деятельности, которые необходимо учитывать по поводу
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / Р. Акофф; пер. с англ.; под ред. Л. А. Волковой. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
2. Ахмеджапова Т.Д. Формирование информационной культуры студентов посредством проблематизации образовательной ситуации: автореф. дис. … канд. пед. Наук / Т.Д. Ахмеджапова. – Чита. 2009. – 20 с.
3. Берталанфи Л. фон История и статус общей теории систем / Л. фон Берталанфи // Системные исследования. – М.: Наука, 1973. – С. 20–38.
4. Бондаренко Т.Н. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / Т.Н. Бондаренко, А.П. Латкин // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С.3
5. Дуранов И.М. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / И.М. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 356 с.
6. Жариков О.Н. Системный подход к управлению: учеб. пособие для вузов / О.Н. Жариков, В.И. Королевская, С.Н. Хохлов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62 с.
7. Ипполитова Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: монография / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.Л. Соколова. – Шадринск: Исеть, 2006. – 236 с.
8. Истомин Е. Теория организаций: системный поход: учебник / Е.П. Истомин, А.Г. Соколов. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2009. – 314 с.
9. Литавор В.С. Системный подход как интегративный в образовательном процессе / В.С. Литавор // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 142-149
10. Педагогическая практика: Учеб.-метод. пос.для сред. пед. учеб. зав. / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – М.: Академия, 1998. – 144с.
11. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: уч. пособие / В.Н. Попов, B.C. Касьянов, И.П. Савченко. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
12. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления» / И.В. Прангишвили. – М.: СИНТЕГ, 2000. – 528 с.
13. Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Сев.Осет.гос.ун-т им.К.Л. Хетагурова / В.З. Течиева. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. – 132 с.
14. Течиева В.З. Реализация практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза / В.З. Течиева // Вестник СОГУ, Владикавказ. – 2013. – №2. – С.120-124
15. Фельдштейн Д.Н. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований / Д.Н. Фельдштейн // Сиб. пед. журнал. – 2006. – №1. – С. 35-44.
16. Феномен творческой неудачи / под общ. ред. [и с предисл.] А.В. Подчиненова и Т.А. Снигиревой. – Екатеринбург: Изд. Урал. Ун-та. 2011. – 424 с.
17. Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 254 с.
18. Юдин Э.Г. Методологическая природа системного похода / Э.Г. Юдин // Системные исследования. – М.: Наука, 1973. – С. 38–52.