Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из заметных тенденций нашего времени - признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, потому что без него в настоящее время ничего нельзя сделать.
Актуальность исследования заключается в том, что темперамент и конституциональные особенности играют важную роль в социализации человека. Проблема социально-психологической адаптации человека - один из значимых факторов, влияющих на процесс личностного развития человека. Интерес исследований к данной проблеме на современном этапе во многом обусловлен изменением условий жизни людей, их быстрыми и резкими изменениями в экономической, социальной, политической, культурной и других сферах. Если человек обладает достаточным адаптационным потенциалом, он быстро и безболезненно приспосабливается к новым условиям, будь то новое место жительства, коллектив и т. д., заканчиваясь более глобальными изменениями.
Цель исследования: изучение проблемы социализации детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: факторы успешной социализация ребёнка младшего школьного возраста в классе.
Предметом исследования: индивидуально личностные особенности, как факторы, влияющие на социализацию ребёнка в классе.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих теоретических и практических задач:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Исследовать особенности социализации у детей младшего школьного возраста и установить причины, которые влияют успешную социализацию ребёнка в классе.
1.Теоретическое обоснование проблемы влияния индивидуально-личностных особенной младших школьников на социализацию в классе
1.1.Подходы к изучению проблемы индивидуально-личностных особенностей
Темперамент - одна из важнейших черт личности, которая в основном влияет на социальную адаптацию человека в обществе. Интерес к этой проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад.
Самое древнее описание темпераментов принадлежит Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей в организме преобладает: если преобладает кровь, то темперамент будет сангвиническим, то есть энергичным, быстрым, веселым, общительным, легко переносящим жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь, то человек будет холериком - желчным, раздражительным, возбудимым, несдержанным, очень подвижным человеком с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь, то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.
Если преобладает черная желчь, у вас появляется меланхолия - болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, застенчивости, замкнутости, быстро устает, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Клавдий Гален дал подробную классификацию различных типов темперамента. Позже представители древней медицины сократили количество типов темперамента до четырех.
Имануэль Кант сказал, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, они означают физическое телосложение (слабое или сильное телосложение) и цвет лица (жидкий, с помощью жизненной силы, естественным образом движущийся в теле.
Для Вундта темперамент - это соотношение между скоростью и силой «мысленных движений». В процессе развития учения о темпераменте характеристики четырех основных типов темперамента меняются. Идея об их количестве уточняется. Начиная с Канта, они начали различать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности), хотя никаких строгих критериев для такого разграничения предложено не было.
П.Ф. Лесгафт писал, что в основе проявлений темперамента в конечном итоге лежат свойства кровеносной системы, в частности, толщина и эластичность стенок сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д., которые связано со скоростью и силой кровотока и, следовательно, мерой возбудимости и продолжительностью реакции в ответ на различные раздражители. Многолетние взгляды на важность биологических жидкостей частично подтвердились в современных эндокринных исследованиях, которые показали, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительности, эмоционального баланса во многом зависят от индивидуальных различий в функционировании организма. эндокринная система.
На рубеже 19 - начале 20 вв. сформировалась так называемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и физическими. Наибольший интерес представляет то, в котором свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, были связаны с индивидуальными различиями в характеристиках тела. Эти типологии называются конституционными типологиями. Поэтому типология, предложенная Э. Кречмером, является наиболее распространенной. Он опубликовал свою знаменитую книгу «Строение тела и характер». Его основная идея заключалась в том, что люди с определенным типом телосложения обладают определенными психологическими характеристиками.
Теория Э. Кречмер был очень распространен в Европе и США, приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего века. Взгляды Шелдона также основаны на предположении, что тело и темперамент - это два параметра человека, связанных друг с другом. Строение тела определяет темперамент, который является его функцией.
У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, при описании которых он заимствовал термины из эмбриологии.
По мнению У. Шелдона, эти типы телосложения соответствуют определенным типам темпераментов, названным им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. Viscera - «внутренности»), соматотония (греч. Soma - «тело») и церебротонии (лат. cerebrum - «мозг») психологической науки большинство конституциональных концепций стали объектом резкой критики. Главный недостаток таких теорий состоит в том, что они недооценивают, а иногда просто открыто игнорируют роль окружающей среды и социальных условий в формировании ментальных свойств индивида [4].
Наиболее удачная попытка связать темперамент с особенностями человеческого тела была предпринята российским физиологом И.П. Павлова, открывшего свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где изучали условные рефлексы на собаках, выяснилось, что условные рефлексы формируются у разных животных по-разному: у одних они формируются быстро и долго сохраняются, у других, наоборот, медленно и долго. исчезают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, другие при тех же условиях впадают в состояние торможения.
На основании полученных результатов исследований Павлов доказал, что в основе каждого из четырех темперамен
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Т.П. Авдулова. - М.: Владос, 2019. - 718 c.
2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 160 c.
3. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. - Л.: Пед. институт им. Герцена, 2020. - 286 c.
4. Ивашкина, Л.А. Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале: математика. ФГОС: моногр. / Л.А. Ивашкина. - М.: Планета, 2019. - 349 c.
5. Карандашев, В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника. Программа. Занятия. Дидактические материалы / В.Н. Карандашев. - М.: Учитель, 2020. - 525 c.
6. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.
7. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2019. - 224 c.
8. Лельчицкий, И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века / И.Д. Лельчицкий. - М.: Российская академия образования (РАО), 2018. - 292 c.
9. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2016. - 160 c.
10. Мищенкова, Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2016. - 577 c.
11. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: моногр. / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2016. - 560 c.
12. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М.А. Поваляева. - М.: Феникс, 2016. - 350 c.
13. Сластенин, В.А. Общая педагогика. Часть 2 / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва: ИЛ, 2018. - 834 c.
14. Смирнов, В. И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2016. - 304 c.
15. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика / И.В. Трайнев. - М.: Сфера, 2019. - 320 c.
16. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2021. - 184 c.