Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что изучение истории духовно-учебных заведений позволяет глубже понять социокультурные процессы, проходившие в провинции. Исследуемое в диссертации женское духовное образование являлось частью культурного пространства провинциального города.
Женское образование – любопытная тема для исторических размышлений и педагогических сравнений. Возможно, для кого-то она и покажется изолированной, узкой и не актуальной сегодня темой истории образования и педагогики, но только на первый взгляд. На деле она - часть нашей истории и как нельзя лучше отражает и культурный уклад на протяжении столетий, и российский менталитет прошлого и отчасти настоящего, и даже социальные неурядицы сегодняшней педагогической практики, которая стала нишей для женской работы. Эти три социокультурные особенности можно отнести к разряду внешних. К внутренним особенностям темы стоит отнести все те противоречия, которые порождены самой сутью организации образования в России: с одной стороны, непреодоленный авторитаризм, обилие профессиональных мифов, тяга к накатанным методикам, воздействие учительской субкультуры, а с другой стороны, альтруизм, самоотверженность, стремление к порядку, дисциплинированность. Эти противоречия как бы удваивались и были особенно заметны в рамках женского образования. Изучение процесса интеграции женщины в общественную жизнь актуально и на современном этапе, поскольку при проведении модернизации среди прочих вопросов необходимо учитывать влияние реформ на положение женщины в обществе и на изменение общественного сознания по тендерным вопросам.
Если первые женские учебные заведения для дворянского сословия возникли в столичных городах и были ориентированы на культуру большого города, то первые женские учебные заведения духовного ведомства возникли в провинции и были ориентированы на провинцию. Исследование культурного облика провинциального города является актуальным направлением в современной исторической науке, поскольку понимание социальных процессов, проходивших в провинции под влиянием политических и экономических преобразований, позволяет осмыслить неоднородность культурных процессов в российском пространстве и выявить отличительные особенности интеграции женщины в общественную деятельность в провинции. Без понимания отличий жизни провинциального города от столицы невозможен успех ни экономических, ни политических реформ.
Проблема исследования. Проблемы, связанные с исследованием состояния и становления системы высшего женского образования неразрывно связаны с вопросом о положении женщины в русском обществе. До сих пор они не утратили своего прикладного, педагогического и социального значения.
Объектом исследования – история женского образования в России.
Предметом исследования – развитие женского образования в XIX веке.
Цель исследования – рассмотреть женское образование на рубеже 19- нач. 20 вв.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть систему женского образования в России на рубеже 19- нач. 20 вв.;
изучить основные тенденции развития женского образования в России на рубеже 19- нач. 20 вв.
Гипотеза исследования: система женского образования в начала 19 века до 20 века, возможно, представляла собой совокупность преемственных государственных стандартов и образовательных программ, учреждений начального, среднего и высшего образования, органов управления, а так же общественных объединений
Теоретико-методологической основой исследования являются положения гуманистической парадигмы образования и воспитания (Н.. Головановой, А.Н. Джуринским, В.А. Капрановой и др.); работы в области методологии историко-педагогических исследований (Е.А. Князева, Д.И. Латышиной, Т.А. Ромма и др.).
Практическая значимость исследования: содержащиеся теоретические положения и выводы значительно углубляют и расширяют представления о вкладе выдающихся русских ученых 19 века в становление и развитие педагогической науки и женского образования.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Во введении представлены: актуальность рассматриваемой проблемы, цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы, теоретические исследования.
Первая глава посвящена «Система женского образования в России на рубеже 19- нач. 20 вв.». Во второй главе представлены «Основные тенденции развития женского образования в России на рубеже 19- нач. 20 вв.» В выводах и заключении изложены результаты всего изучения. Список использованной литературы содержит перечень работ авторов из 29 наименований.
Глава 1. Система женского образования в России на рубеже 19- нач. 20 вв.
1 ноября 1872 г. в Москве, в доме № 18 на Волхонке, в здании Первой мужской гимназии, состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов. В дальнейшем их главный аудиторный корпус был размещен на Малой Пироговской (ныне там МПГУ), и именно в тех стенах была реализована надежда множества жительниц столицы на получение высшего образования, предоставившего им (пусть не сразу, a лишь в 1910 е годы) доступ к профессиональной преподавательской и исследовательской деятельности. На протяжении десятилетия аналогичные женские курсы были открыты следом в Казани, Киеве и, конечно же, в Санкт-Петербурге.
Во всех этих городах и вузах сразу же открывалось словесно-историческое (или историко-филологическое) отделение. Кроме удовлетворения интереса русских женщин к исторической науке, отмеченного современниками еще во времена публичных лекций Т.Н. Грановского 1843 г., открывшиеся курсы дали женщинам возможность освоить новую профессию-университетского преподавателя и квалифицированного научного работника. Содержание и методы преподавания исторических дисциплин на Высших (Бестужевских) женских курсах проанализированы О.Б.Вахромеевой и О.А.Вальковой, впервые поставившими вопрос о неравенстве статусов женщин-ученых и их коллег-мужчин. Личные судьбы некоторых преподавательниц были описаны в небольших статьях.
Справедливо указывая на сложности, встававшие на пути исследовательниц, перечисленные авторы не касались тех пробелов в праве, которые мешали женщинам строить профессиональную карьеру. Анализ подобных норм может позволить понять, какие именно препятствия приходилось преодолевать первым женщинам-историкам и этнографам. Как именно формулировались запреты? Были они писаными или негласно подразумевались и зиждились на общих социально-этических нормах, не допускавших активности женщин вне семьи и дома? .
Обращение к этой теме, равно как к теме взаимодействий первых женщин-историков с коллегами-мужчинами, предполагает изучение социально-правовых механизмов вхождения женщин в профессорско-преподавательскую корпорацию (a это уже путь к пониманию особенностей женской эмансипации в России). Антрополог, применяющий методы гендерной экспертизы, заинтересован в реконструкции профессиональных и личных стратегий самореализации женщин в условиях патриархатного гендерного контракта (типичного для отечественной исторической науки второй половины XIX—начала Х Х в.) для уяснения путей его трансформаций или ломки.
Изменения при Александре I. В начале XIX века общеобразовательные гимназии существовали только в Москве, Петербурге и Казани. При этом действовало много специализированных учебных заведений различного типа.
В 1802 было основано министерство народного просвещения, издавшее новое положение об устройстве учебных заведений. Новые принципы провозглашали бесплатность получения образование в Российской империи на низших ступенях, бессословность и преемственность учебных программ.
Все существовавшие учебные заведения были разделены на четыре типа. К первому относились приходские училища, заменившие малые народные. Во второй вошли уездные училища, в третий — гимназии или губернские, а в четвертый — университеты .
Еще в начале правления Александра I открылись шесть университетов. Всю территорию империи разделили на шесть учебных округов с попечителями во главе. В 1804 году появился Университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономию. При вузе существовал собственный суд, высшая администрация не имела права вмешиваться в дела университетов, которые сами выбирали ректора и профессуру .
Стали появляться первые лицеи, которые считались средними университетскими заведениями. Относиться к ним и Царскосельский лицей, где учился Пушкин. Рассказывая кратко об образовании в Российской империи, нужно отметить, что при Николае I оно приняло сословный и замкнутый характер. Приходские школы предназначались для крестьян, уездные училища — для детей купцов, городских обывателей и ремесленников. Гимназии — только для детей чиновников и дворян.
Специальный указ 1827 года даже запрещал принимать крестьян в университеты и гимназии. Система образования в Российской империи на тот момент строилась на принципах бюрократической централизации и сословности. Школьный устав 1828 года делил начальное и среднее образование на категории: для детей из низших и средних сословий и для детей чиновников и дворян. Новый университетский устав 1835 года ограничивает автономию вузов, фактически устанавливая полицейский надзор над студентами. В то время активно расширяется сеть промышленно-технических учебных заведений. Появляется архитектурное училище, технологический институт .
Отмена крепостного права в 1861 году Александром II повлекла за собой важные изменения в истории образования в Российской империи. Этому способствовало утверждение капитализма и успехи в сфере промышленного производства. В этот период наблюдался всеобщий рост грамотности, развитие разных форм обучения.
Новый университетский устав 1863 года возвращает вузам автономию, дает самостоятельность в финансовых, административных и научно-педагогических вопросов. Это играет большую роль в развитии высшего образования в Российской империи.
В 1864 году появляется всесословное доступное образование. Наряду с государственными, появляются воскресные, церковно-приходские и частные школы. Гимназии делятся на реальные и классические. Теперь в них принимают, невзирая на сословие, однако образование является платным.
В 1869 году открываются Высшие женские курсы — первые учебные заведения для женщин.
Женское образование продолжило активно развиваться при Николае II. Однако, по сравнению с развитыми странами мира, расходы на обучение детей из расчета на душу населения все равно оставались мизерными. Если в Англии тратили 2 рубля 84 копейки в год, то в России — 21 копейку.
Уровень образования в Российской империи к этому моменту достиг относительно высоких показателей. В 1914 году 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет посещали школу. В городах этот показатель приближался к 50 %, а в деревнях был чуть больше 20 %.
При этом в целом уровень грамотности низших слоев населения оставался крайне невысоким, отсутствовал закон о всеобщем обязательном обучении. Согласно переписи 1897 году, грамоту знали только 21 % жителей.
При этом в большинстве стран Европы уже удалось преодолеть всеобщую неграмотность, всеобщее обучение уже существовало. Требовалось всеобщее начальное образование в Российской империи.
В России реформа образования обсуждалась Государственной думой до 1912 года. В результате она заключалась в введении общего начального образования, которое планировалось организовать в половине губерний к 1918 году, а по всей стране — к концу 1920-х годов.
При этом финансирование начального образования осуществлялось преимущественно на пожертвования и за счет земств. Растут кредиты на народное образование, к 1904 году они увеличиваются практически в два раза за десятилетие, с 22 до 42 миллионов рублей увеличивается бюджет министерства народного просвещения.
После революции 1905 года в обществе и на уровне властей активно обсуждается необходимость принятия закона о всеобщем начальном образовании. Частично его утверждают к 1908 году. Позже принимают четырехлетнее обучение для всех начальных школ.
При этом окончательное обсуждение законопроекта постоянно откладывается, затянувшись до 1912 году. В результате Государственный совет окончательно отклоняет данный законопроект .
Рассказывая кратко об образовании в Российской империи, нужно остановиться на всех типах учебных заведений, которые существовали за этот период. К начальным учебным заведениям относились волостные училища. В них готовили исключительно писарей для сельских управлений и государственных палат. На начальной ступени находились духовные училища, в которых готовили священнослужителей для Русской православной церкви, и начальные народные училища. Срок обучения в них составлял один-два года. Предназначались для людей с низким заработком, так как обучение в них оставалось бесплатным. Преимущественно открывались в сельской местности, находясь в ведении Земской управы.
Первоначальное образование давали и церковно-приходские школы, находившиеся под духовным ведомством. Промежуточное положение между начальным и средним образованием занимали городские училища, которые изначально назывались уездными. Они должны были обеспечить полным образованием малоимущих, однако занятия организовывались за плату.
Средние учебные заведения. Самое распространенное среднее учебное заведение в Российской империи — гимназия. Плата за обучение в ней была доступна большинству слоев населения. Причем гимназии были как государственными, так и частными. Женщины и мужчины обучались раздельно. Первая в России светская общеобразовательная гимназия появилась еще в 1726 году. Она заработала при академии наук. На тот момент для поступления следовало состоять в податном сословии. С 1864 года учреждены реальные и классические гимназии. В классических обучались восемь лет, а после их окончания имели право поступать в университет, так как изучали латинский язык. Отдельно при гимназиях существовали дополнительные подготовительные классы, которые были предназначены только для того, чтобы дать начальное образование. При этом в них могли подготовить и к поступлению в гимназию .
Реальное училище. В отличие от классических гимназий, в реальных основное внимание уделялось изучению прикладных дисциплин, в первую очередь, естественно-математического цикла. Первоначально они были созданы, чтобы распространять техническое образование в массы. С 1864 они стали подготовительной ступенью для желающих поступить в вузы. После принятия устава 1872 года их предназначение кардинально изменилось.
С этих пор в них давали образование, необходимое только для работы в промышленности и торговле. Срок обучения составлял шесть лет. Духовные семинарии были средними учебными заведениями для будущих священников. На полном пансионе созданы средние учебные заведения для будущих военных — кадетские корпуса.
Высшие учебные заведения. Основу высшего образования в Российской империи составляли университеты. К началу XX века они существовали на территории Москвы, Петербурга, Дерпта, Казани, Киева, Харькова, Одессы, Новороссийска, Томска и Варшавы. Также работали светские высшие учебные заведения — институты. В них готовили преимущественно специалистов естественнонаучных и технических отраслей. В системе РПЦ высшими учебными заведениями были духовные семинарии. Первой стала Московская, появившаяся еще в 1685 году. На протяжении долгого времени называлась Славяно-греко-латинской академией. Военное образование офицеры получали на базе академий. В школе навигационных и математических наук готовили для службы в артиллерии. Первое исключительно военное учебное заведение открылось в Гатчине в 1795 году .
Частные школы. В данной системе важную роль играли частные школы. Например, воскресные, обучение в которых проводилось один раз в неделю. В Российской империи такие учебные заведения представители интеллигенции устраивали для малограмотных рабочих, ремесленников, крестьян, а также работающих подростков, которые желали получить образование.
Таким образом, в описываемый исторический период совершались значительные изменения, которые коснулись разработки педагогики, а также школьного устройства в России. Политические партии принимали участие в преобразовании образовательной системы России. В частности, лидеры либеральных партий и педагогических организаций прилагали немало усилий по реализации демократической школьной реформы, программа которой была принята на съездах народного образования.
Буржуазная реформа 60-х годов XIX столетия обусловила открытие учебных заведений для женщин всех социальных слоев. При этом, были учреждения со сроком обучения 6 лет и училища трехгодичного срока обучения. Однако такие нововведения не понравились российскому правительству, что стало поводом для увольнения с поста инспектора Смольного института, известного педагога и писателя К.Д. Ушинского. Он пытался вносить существенные изменения в программы обучения для женщин, но поначалу это не увенчалось успехом.
Поскольку во второй половине XIX века основы Российской империи уже изрядно «всколыхнулись» предреволюционными настроениями, передовая общественность и многие представители интеллигенции были полностью на стороне женщин в плане их равенства с мужчинами в образовательном процессе. С 1859 года женщины получают право присутствовать вольнослушательницами на занятиях в университетах, а немного позже во многих городах вновь начинают открываться высшие образовательные курсы для женщин. Этому во многой степени способствовали великий русский физиолог и врач Иван Михайлович Сеченов и химик Дмитрий Иванович Менделеев .
Женское образование, возникло в связи с тем, что специфический социальный статус женщины, выполнявшей лишь «женские» функции (жена, мать, хозяйка), перестал удовлетворять общественные потребности. В античном мире девочки получали домашнее образование. В средние века элементарное образование в основном для девочек из знатных семей давали школы при Церкви. Гуманисты Эразм Роттердамский, Я. А. Коменский в своих трудах обосновывали необходимость женского образования. Практическая работа велась в монастырях; особенно успешной считалась деятельность урсулинок в Германии, Франции, Нидерландах, Италии. Ж. Паскаль, монахиня, работавшая в школе при монастыре Пор-Рояль, оставила труды на темы воспитания и женского образования. М. Ворд основала несколько католических институтов, где обучали девочек из семей английской и французской знати.
Системное женское образование начинает складываться в 18 веке в связи с трансформацией традиционного общества в индустриальное. При этом вплоть до начала 20 века доминирующей формой женского образования оставалось домашнее обучение. В 21 веке в большинстве стран Западной Европы существуют платные (закрытые) частные школы для девочек из состоятельных семей. Специальные учебные заведения для девочек сохранились в Австралии, Израиле, Новой Зеландии, Швеции, Швейцарии, мусульманских странах.
В России первые школы для девочек открывались при монастырях (11 век, Киев); существовали недолго. Хотя образование получали преимущественно девочки из знатных и богатых семей, найденные при новгородских раскопках берестяные грамоты свидетельствуют, что грамотой владели и девочки из низших сословий .
Широкое гуманитарное образование девочкам давали институты благородных девиц, где преподавали выпускники университетов, университетские профессора. Институтки славились отличным знанием русского и французского языков, им прививались привычки к постоянному чтению, труду, гигиене. Воспитание в институтах отличалось жёсткой дисциплиной, неукоснительным соблюдением правил. Важнейшим направлением женского образования была подготовка к педагогической деятельности. В 1803 году в институтах благородных девиц был открыт старший пепиньерский класс (пепиньер, французский - рассадник), где готовили учительниц, гувернанток, классных дам. В 1-й трети 19 века сформировалась сеть образовательно-воспитательных учреждений, охвативших центральные районы Российской империи. Открыты институты благородных девиц в Харькове, Одессе, Белостоке, Тифлисе, Казани и других крупных городах, которые содержались в основном за счёт местных дворянских обществ. Практически во все провинциальные институты допускался приём дочерей купцов 1-й и 2-й гильдий. В губернских городах основывались женские училища, социальный состав которых был более пёстрым: здесь учились дети дворян, мещан, священнослужителей. Институтское женское образование являлось первым и долгое время единственным системным образованием в России, оказав непосредственное влияние на возникшие позднее епархиальные училища и женские гимназии .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2018. - 592 c.
2. Буторина, Т.С. История педагогики и образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.С. Буторина. – М.: Академия, 2015. – 432 c.
3. Вербловская, М. Б. (2006) Судьба четырех «бестужевок» // Публичная библиотека и культура. Три века истории: документы, материалы, исследования. СПб.: Российская национальная библиотека. Вып. 1. С.136–154.
4. Вилков, М.И. История России. Хронология страны от древности до наших дней / М.И. Вилков, Д.М. Шарковский. - М.: Эксмо, 2017. - 320 c.
5. Вовина-Лебедева, В.Г. История России: XVI-XVII вв.: Учебное пособие / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
6. Вовина-Лебедева, В.Г. История России: XVI-XVII вв / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Academia, 2019. - 480 c.
7. Герасимов, Г.И. История России (1985 - 2008 годы): Учебное пособие / Г.И. Герасимов. - М.: Риор, 2018. - 736 c.
8. Гивишвили, Г.В. История России от Рюрика до Путина: Исследование причин плачевного состояния современной России / Г.В. Гивишвили. - М.: Ленанд, 2019. - 366 c.
9. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник / А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2015. – 400 c.
10. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
11. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебник для бакалавров / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2015. – 488 c.
12. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
13. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 675 c.
14. Из доклада «Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии»//Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. -М.: Педагогика, 1987. -279 с.
15. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: учебное пособие / В.А. Капранова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 176 c.
16. Князев, Е.А. История педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Князев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 505 c.
17. Кожинов, В.В. История России. Век XX / В.В. Кожинов. - М.: Родина, 2019. - 16 c.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.
19. Куксин, А.И. История России / А.И. Куксин. - М.: АСТ, 2018. - 317c.
20. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 260 c.
21. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 314c.
22. Мунчаев, Ш.М. История России: Уч. / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: Норма, 2018. - 560 c.
23. Никифоров, Ю.А. Новейшая история России: преподавание в школе: Учебное пособие / Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе. - М.: Альфа-М, 2017. - 505 c.
24. Основные положения о промышленных училищах. СПб., 1909.
25. Положение о городских училищах (1872 г.)//Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. Ч. II. -М.: Гос. уч.-пед. из-во, 1936. -С. 60-63.
26. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения (1870 г.)//Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. Ч. II. -М.: Гос. уч.-пед. из-во, 1936. -С. 55-60.
27. Протоколы заседаний историко-филологического факультета (СанктПетербургских высших женских курсов) за 1908–1919 гг. // Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). Ф. 113. Оп. 5. Д. 16.
28. Ромм, Т.А. История социальной педагогики: учебник для академического бакалавриата / Т.А. Ромм. – М.: Юрайт, 2018. – 260 с.
Источники
29. Андреева, Е.А. Епархиальные женские училища в России / Е.А. Андреева // Педагогика – 2015. – № 3. – С. 56-60.
30. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-genezis-i-soderzhanie-vysshego-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka#ixzz42oIgEFOm.
31. Система образования в Российской империи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://labuda.blog/186286.html
32. Становление системы женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века. Диссертации по гуманитарным наукам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/stanovlenie-sistemy-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka#ixzz42qyYNr9.
33. Усачева, Р.Ф. Новые тенденции в развитии женского образования в первой четверти XIX века / Р.Ф. Усачева // Образование в современной школе. – 2001. – № 11. – С.63-70.
34. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/доку- менты/543.
35. Щербакова, Т.Н. Традиции организации эстетической среды в частных женских гимназиях второй половины XIX – начала XX века / Т.Н. Щербакова // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 21-26.