Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития коррекционной педагогики проблема речевой деятельности у детей с нарушениями зрения приобрела приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуального, дифференцированного и поэтапного коррекционно-логопедического воздействия; с совершенствованием методических систем, которые должны ориентироваться на неоднородность контингента детей с нарушениями зрения и ведущие тенденции обновления содержания образования.
Также следует отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями зрения значительно увеличивается. По данным официальной статистики происходит неуклонное увеличение количества детей с нарушениями зрения, которые могут привести к возникновению трудностей во время усвоения учебного материала и нарушений личностной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития речевой деятельности у дошкольников в условиях онто- и дизонтогенеза имеет сегодня приоритетное значение.
Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является развитие речевой деятельности детей. Государственный стандарт ДОУ, учебные программы для детей слепых и со сниженным зрением предусматривают работу над развитием устной и письменной речи, умение пользоваться языком как средством общения, познания, коммуникативной компетентностью.
Школа должна готовить детей к будущей жизни. Насколько содержательно, четко, правильно ребенок выражает свои мысли, настолько у него развито общее развитие.
Под воздействием зрительного дефекта усиливаются изъяны речи. В связи с этим снижается компенсаторная роль речи, что негативно влияет на развитие познавательной деятельности и на учебный процесс в целом.
Большинство детей с глубокими недостатками зрения имеют фонетико-фонематические нарушения, у них несформированы процессы фонематического анализа и синтеза, небольшой словарный запас. Часто случаются серьезные нарушения связной речи, что обусловлено недостаточным опытом общения, бедным сенсорным опытом, а также пониженной общей и речевой моторикой.
Пороки речи у детей с нарушениями зрения своеобразны по симптоматике и структуре. В сочетании со зрительным дефектом они приводят к неподготовленности детей к обучению, вызывают отставание в формировании речевых навыков и накоплении языковых средств, склонность к нарушениям письменной речи, низкий уровень познавательной активности.
Большинство детей с недостатками зрения старшего дошкольного возраста не умеет самостоятельно строить монологические высказывания, содержательно, стилистически точно и интонационно выразительно выражать мысли, пересказывать прочитанное или услышанное. Недостаточный уровень сформированности связной речи ослабляет его компенсаторное значение для развития детей с недостатками зрения, снижает возможность их успешного дальнейшего обучения.
В специальной школе для детей с недостатками зрения необходимо работать над развитием речи, формированием навыков звукопроизношения, развитием фонематических процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, обогащением и уточнением словарного запаса, развитием внимания к морфологическому составу слов и словоизменения в словосочетаниях, над грамматической структурой предложения, правильным составлением простых и распространенных предложений, употреблением различных грамматических конструкций в связной речи, развитием диалогической и связной речи, предотвращением нарушения письменной речи.
Степень изученности проблемы. Проблеме импрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посвящены труды многих ученых.
Существенный вклад в изучение проблем детей с нарушениями зрения сделали такие авторы, как Т.Р. Армитэдж, Е.И. Гилилов, В.П. Ермаков, К.Э. Изард, А.В. Запорожец, Г.В. Никулина, А.И. Зотов, А.А. Романов, Л.И. Плаксина, И.М. Сеченов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.И. Шкарлова, Н.Д. Шлипко и другие.
Однако, несмотря на многочисленные исследования ученых, проблема развития речевой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения и на сегодня остается актуальной.
Объект исследования: дети с нарушениями зрения.
Предмет исследования: речь у детей с нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить особенности импрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Согласно предмету и цели определены основные задачи исследования:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения;
- проанализировать развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе;
- предоставить обзор методик коррекционной работы, направленных на развитие импрессивной речи.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской документации на детей, наблюдение, беседа.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 31 страница печатного текста.
Список использованной литературы содержит 30 источников.
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
Рассмотрим особенности развития восприятия у детей с нарушениями зрения. Согласно Т.Р. Армитэдж, наиболее ярко проявляющейся закономерностью их психического развития является сокращение возможности получения информации из прежнего мира и специфика ее переработки .
У детей с нарушением зрения эта закономерность проявляется в отсутствии зрительной перцепции или ее нечеткости, неточности, что отражается, в обеднённости образа объектов внешнего мира в которых не представлены зрительно воспринимаемые качества или они отражены искаженно, нечетко, фрагментарно.
При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений. У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях / Т.Р. Армитэдж. –СПб.: Питер, 2013. – 69 с.
2. Богуш А. Речевое развитие детей: сущность и пути реализации / А. Богуш // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 3-5.
3. Бородин A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородин. – М.: Педагогика, 2015. – 244 с.
4. Брелова А. Формируем связную речь / А. Брелова // Дошкольное воспитание. – 2014. - №4 – С. 15-17.
5. Гавриш Н.В. Художественное слово и детская речь: Метод. Пособие для воспитателей / Н.В Гавриш. – Донецк: ООО «Лебедь», 2016. – 170 с.
6. Гилилов Е.И. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспективный анализ, состояние, тенденции: учеб. пособие / Е.И. Гилилов, Г.В. Никулина. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2011. – 55 c.
7. Гончаренко А.М. Развитие речевой компетентности старших дошкольников: учеб.-метод. пособ. / А.М. Гончаренко. – К.: Свитич, 2015. – 160 с.
8. Гончаренко А.М. Каким быть речевому занятию? / А.М. Гончаренко // Дошкольное воспитание. – 2016. - №9. – С. 19-20.
9. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: «Просвещение», 1990. – 223 с.
10. Изард К.Э. Психология эмоций // Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
11. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
12. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / А.И. Зотов. – СПб: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2014. – 244 с.
13. Кожевникова Т. Речевое развитие дошкольников / Т. Кожевникова // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 12. – С. 7-9.
14. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование / Галина Никулина. – СПб.: КАРО, 2006. – 400 с.
15. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач / А.А. Романов. – М.: Плейт, 2004. – 112 с.
16. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении // Под ред. Л. И. Солнцевой. – М., 2011. – 320 с.
17. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. // Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2013. – 387 с.
18. Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания / Л.И. Плаксина // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М., 2019. – C. 5-28
19. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М.: Издательство «ГОРОД», 1998. – 262 с.
20. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2001. – № 2. – С.84-88.
21. Сеченов И. М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого / И.М. Сеченов // Избранные философские и психологические произведения. – М., 2013. – 229 с.
22. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Литера, 2015. – 59 с.
23. Смольникова Г. Учим детей общаться / Г. Смольникова // Дошкольное воспитание. – 2017. - №9. – С. 14-16.
24. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с.
25. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопсихологии и тифлопедагогики / Л.И. Солнцева // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 38-44
26. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 11. – С. 8-12.
27. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики / Т.Н. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 524 с.
28. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей: монография / В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
29. Шкарлова С.И. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм / С.И. Шкарлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 328 с.
30. Шлипко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями зрения в России / Н.Д. Шлипко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб., 2012. – 410 с.