Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В любом обществе, независимо от того, на какой стадии развития он находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это лица, имеющие определенные отклонения в физическом, психическом и социальном развитии. Проблема отношения к людям с ограниченной дееспособностью становится все больше актуальной в связи с тем, что наблюдается устойчивая тенденция к увеличению таких лиц. Рост численности инвалидов происходит вследствие низкого уровня медицинского обслуживания, роста бытового и производственного травматизма, сложной экологической ситуации, которая обостряется изменениями в социально-экономической сфере, переходом к рыночным отношениям хозяйствования и тому подобное. Все это неизбежно влияет на общее жизненное состояние и психологическое самочувствие человека.
Проблемы семей имеющих ребенка с особыми потребностями, могут возникать и обостряться на разных этапах жизни. Известно, что даже самые заботливые и оптимистично настроенные родители, воспитывая такого ребенка, испытывают огромное эмоциональное и психологические нагрузки, что в итоге может привести к срыву. Чаще всего подобная ситуация случается с матерью. Поэтому социально-психологическую помощь семьям призваны оказывать такие специалисты как психологи, социальные педагоги и социальные работники. Одним из главных направлений такой помощи является социальная реабилитация.
В Российской Федерации принимаются международные документы: Декларация прав ребёнка; Декларация о правах умственно отсталых лиц; Декларация о правах инвалидов; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для детей с ОВЗ и создаются законодательные документы: Конвенция о правах ребёнка; Закон Об образовании РФ; гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение.
По приблизительным оценкам ООН в мире насчитывается около 1 миллиарда инвалидов – это 15% населения Земли. Статистика затруднена, поскольку в разных странах по-разному оценивают количество граждан с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим отчетам в Российской Федерации количество людей, которым присвоена инвалидность той или иной степени, составляет 2 миллиона 800 тысяч человек. Это 9,2 % всего населения страны, которого насчитывается более 143 млн. человек. С каждым годом инвалидов в стране становится все больше.
Социальная политика государства изменила свои позиции - понятие «ребенок с ОВЗ», «ребенок – инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. До недавних пор социальная политика в России ориентированная на инвалидов строилась на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, ограниченные возможности рассматривалась как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляла социальную позицию человека имеющего ограничения в здоровье, обрекала на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими. Социализация, обучение и развитие детей с ОВЗ происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества.
Ученые-педагоги отмечают, что ребенок с ограниченными возможностями постоянно должен чувствовать себя в атмосфере любви и доброжелательности. Знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами родителей детей с ограниченными возможностями и специалистами, с которыми они имеют дело.
Степень разработанности проблемы в литературе. Весомый вклад в изучение проблем детей с ЗПР был внесен такими известными российскими исследователями, как Гостюшин А.В., Добровольская Т.А., Холостова Е.И. Над юридическими аспектами социальной защиты личности работают ученые В.Кузнецова, О.Роговцева, С.Костюк, В. Волчанский и др., над социально-психологическими - В.Мустаева, Р.Овчарова, В. Скуратовский и др.
Объект – коррекционное образование.
Предмет - особенности музыкальной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями
Цель работы – провести исследование особенностей формирования семейных ценностей у детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.
2. Исследовать особенности формирования семейных ценностей у детей с нарушением интеллекта.
Использовались такие методы исследования: обобщение, систематизация, сравнение и методы эмпирического исследования - наблюдение, беседа, анкетирование и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования семейных ценностей у детей с нарушением интеллекта
Понятие «задержка психического развития» (далее по работе – ЗПР) является психолого-педагогическим и характеризует отставание в психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отстаивания являются слабовыраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни).
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временны
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 2013 151 с.
2. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 2015 - 32 с.
3. Вопросы комплексной диагностики умственно отсталых детей / Под ред. М.С. Певзнер. – Иркутск, 2010. – 216 с.
4. Выгодский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 20122. № 2. с.114 - 123.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015. – 135 с.
6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.. Воспитание и обучение умственно-отсталых дошкольников - М.,2007. – 162 с.
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 2011. № 6.
8. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентации во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 2011. № 1.
9. Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2014. - 304 с.
10. Забрамная С.Д.. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2011 – 217с .
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. – 184 с.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 2011. – 184 с.
13. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков, самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей, 2012. – 117 с.
14. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
15. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 2015. – 274 с.
16. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М., 2012. – 153 с.
17. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2011. - 224 с.
18. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.: Академия, 2011. – 327 с.
19. Морозова Н.Г. Особенности поведения и развития нравственных отношений умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 2013. № 2.
20. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 2012. – 374 с.
21. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М., 2012. – 84 с.
22. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика - М., 2008. – 442 с.
23. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. - СПб.: Речь, 2012. – 112 с.
24. Саенко Ю.В.. Специальная психология. Учебное пособие.- М.,2013 – 364 с.
25. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с
26. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников //Дефектология. 2014. № 4