Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная педагогическая наука находится в процессе непрерывного развития. По мере изменения роли человека в культуре, экономике, политике и социальных отношений меняются цели, которые ставит для себя образование, совершенствуются педагогические методы, возникают новые идеи, возрождаются внезапно ставшие актуальными старые. Однако реальная система образования обладает достаточной инерцией по отношению к инновациям. Это, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, с другой стороны, оказывает положительное влияние, поскольку эта инерция также носит системный характер. В современной России в условиях относительной либерализации системы образования имели возможность развиваться и внедряться на практике различные педагогические технологии и методы обучения [5, с. 7].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1. ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАСИФИКАЦИИ
Термин " метод "происходит от греческого слова «методос», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности для достижения образовательных и воспитательных целей. При этом отмечается, что способы дидактической деятельности учителя (преподавания) и способы дидактической деятельности учащихся (учение) тесно взаимосвязаны и находятся во взаимодействии [7, с. 34].
Метод обучения характеризуется тремя признаками: указывает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, концепция метода обучения отражает:
- способы обучения работе учителя и способы обучения работе учащихся в их отношениях;
- специфика их работы для достижения различных целей обучения.
Таким образом, метод обучения является особым способом совместной работы учителя и студентов, направленных на решение проблем обучения.
Педагогика накопила большой арсенал методов преподавания. Всех можно разделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выбору. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в различных аспектах, вполне естественно существование различных подходов к их классификации [25, с. 42].
Рассмотрим три классификации традиционных методов обучения.
1. С. И. Перовский, Е. Я. Голант выделили методы обучения по источникам получения знаний (словесные, наглядные и практические).
Словесные методы позволяют передавать большую по объему информацию в кратчайшие сроки, ставить проблему перед учениками и указывать способы ее решения. С помощью слова учитель может вызывать в сознании детей яркие образы прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся.
При использовании словесных приемов необходимо учитывать ритм и тон изложения материала. Ритм не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к материалу. Они негативно влияют на усвоение слишком громкого или молчаливого материала, а также на монотонное изложение. Нередко, чтобы разрядить обстановку, учитель использует подходящую шутку. Дальнейшее усвоение предмета зависит от того, насколько интересным будет учебный материал. Если речи учителя скучны, ученики могут невзлюбить тему, которую они учат. Методы словесного обучения включают: рассказ, лекция, беседа и объяснение [26, с. 59].
Повествование - это повествовательный и информативный метод представления учебного материала, цель которого донести факты и выводы, описать события и явления.
Повествование - это повествовательный и информативный метод представления учебного материала, цель которого-донести факты и выводы, описать события и явления.
Этот метод предполагает устное повествовательное представление учебного материала, не прерываемое вопросами к ученикам.
Объяснение-словесная интерпретация закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. Это монологическая форма представления, применение которой наиболее эффективно при изучении сложного учебного материала с помощью методов доказательства и рассуждения. Объяснение может использоваться как в чистом виде, так и как неотъемлемая часть истории, беседы или лекции.
Учебная лекция включает в себя устную презентацию учебного материала, характеризующуюся большей способностью, чем повествование, большой сложностью логических конструкций, образов, тестов и обобщений. Лекция часто занимает весь урок, а рассказ занимает лишь часть его. Во время лекции используются методы устного изложения информации, длительное удержание внимания, укрепление мышления слушателей, методы обеспечения логического запоминания, доказательства, классификации, систематизации и обобщения.
Беседа — метод обучения, при котором ученики или учатся, или приходят к усвоению нового материала, или закрепляют изученное ранее. Он организован с помощью заранее подготовленных учителем вопросов, постепенно заставляя учащихся изучать систему фактов, новую концепцию или схему. Метод беседы включает в себя разговор учителя с учениками [20, c. 57-64].
1.2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Современное образование в Российской Федерации выдвигает на первый план развитие компетенций, что обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Для выполнения данных требований необходима модернизация не только содержания образования, но и методики его реализации. Поэтому в настоящее время распространение получают инновационные методы обучения.
Современная система методов обучения сложилась постепенно. Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре переломных момента, революции в области методов обучения. Первая революция произошла тогда, когда профессиональные педагоги заменили учителей-родителей. Вторая — когда устное слово дополнилось письменным. Третья связана с введением печатного слова, а четвёртая — с компьютеризацией обучения.
Требованиям ФГОС соответствуют активные и интерактивные методы обучения.
Активные методы предполагают энергичную умственную деятельность и практику учеников, то есть не учитель излагает готовые знания, а ученики осваивают их сами. Интерактивные методы включают взаимодействие с другими обучающимися в режиме диалога.
К активным методам относят проблемные лекции, вебинары, skype- конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты и эвристические методы.
Применение интерактивных методов обучения в школах решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых учителем. Такой подход активизирует познавательную деятельность обучающихся.
К интерактивным методам относят следующие формы организации обучения: проектный метод, кейс-метод, дискуссия, эвристическая беседа, мозговой штурм, тренинги, ролевые и деловые игры.
Рассмотрим некоторые интерактивные методы, которые имеют наибольший потенциальный приоритет: кейс-стади, проектный метод, ролевые и деловые игры.
Case-study (кейс-стади) — анализ конкретных ситуаций — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Кейс - это описание реальной ситуации или «фотография действительности».
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Младший школьный возраст — это период в жизни ребенка от шести до десяти лет, когда он обучается в начальной школе [11, стр. 43]. Основная деятельность этого периода — учебная деятельность. Младший школьник начинает усваивать социальный опыт, представленный в виде научного знания. Кроме того, младший школьный период характеризуется дальнейшим улучшением высшей нервной деятельности, опорно-двигательного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период является качественно новым этапом психологического развития человека. Потому что в это время психическое развитие происходит в процессе обучения и, следовательно, определяется степенью инклюзивности к нему самого обучающегося.
В начальных классах ученики начинают познавать науки. На этом этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этой стадии много психических новообразований, а старые улучшаются и развиваются. Школьный период характеризуется интенсивным развитием когнитивных, сенсорно-перцептивных, психических и других функций [28, с. 184].
В начальной школе ученик переживает семилетний кризис. Ребенок меняет восприятие своего места в системе отношений. Он осознает свое место в мире и приобретает новое социальное положение школьника, которое напрямую связано с образовательной деятельностью. Этот процесс радикально меняет самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Исследование приобретает для ученика большое значение, поэтому, например, цепь неудач ребенка в этой основной деятельности на данном возрастном этапе может привести к образованию комплексов или синдрому хронической неудачи [16, с. 253].
Чтобы учение в начальной школе стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Важным элементом учебной деятельности считается игра, в которой ребенок учится взаимодействовать с ровесниками, развивая социальные роли, требования и правила, которые приняты в обществе. Такая игра развивает соперничество и сотрудничество. Во время игры учащиеся начальной школы изучают такие понятия, как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Кроме того, школьники не могут оставаться на одном месте в течение длительного времени. Им нужно движение. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение пройденного. Но и время нужно выделять на различные двигательные действия, игры, подвижные действия.
Учитывая, что у детей дошкольного возраста игра была основной деятельностью, учебная деятельность, которая становится лидером на этом этапе развития, напрямую связана с игрой. Поэтому и учебная деятельность может происходить только на определенном этапе развития игры.
Обучение в школе — новая и интересная деятельность для детей, поэтому они сталкиваются с рядом трудностей. Школьники изначально, конечно, не способны самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. "На данный момент, учитель помогает им в этом, но постепенно приобретают навыки, соответствующие его самостоятельно (именно в этом процессе, которые формируют задачи для самостоятельного обучения, умение учиться" [6, стр. 32, 97]. У детей этого возраста есть доля импульсивности, прихоти, упрямства. Волевые процессы еще недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно в умственной деятельности и поведении школьников появляется способность прилагать волевые усилия. Учащиеся формируют произвольные умственные действия, например, умышленное запоминание, волевое внимание, непосредственное и настойчивое наблюдение, настойчивость в решении самых разных задач. Таким образом, возрастает важность оценки результатов деятельности ученика взрослыми. "Учебно-познавательная деятельность школы как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда ученик получает удовлетворение, приобретая новые знания и навыки, и внешнюю, когда его успехи в познании оценивают учителя" [28, с. 203]. Оценка учителем является стимулом для ученика. Эта оценка также сильно влияет на самооценку ученика. Кроме того, потребность в оценке и сила опыта гораздо выше у слабых студентов. Оценка служит поощрением. Необходимо помочь ребенку научиться оценивать свою работу с течением времени. И это должна быть не только оценка результата, но и действия ученика, выбранный метод решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может просто отметить в дневнике как оценку деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть учитель должен объяснить ученику, почему была поставлена эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребенка. Впоследствии педагог, оценивая воспитательную деятельность детей, ее результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки.
2.2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Средний школьный возраст от 11-12 до 15 лет — переход от детства к подростковому возрасту. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-- 9-й классы), характеризуется общим повышением жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма ребенка.
В этом возрасте происходит активный рост и развитие всего организма. Мышечная сила значительно увеличивается. Но развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащенному сердцебиению, учащенному дыханию. Развитие нервной системы, психической деятельности продолжается
Нерегулярность физического развития школьников сказывается на их поведении: они чрезмерно жестикулируют, их движения торопливы, плохо скоординированы.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система ценностных суждений, нравственные принципы, которые направляют ученика в его поведении, еще не приобрели стабильности, легко разрушаются взглядами сверстников, противоречиями жизни.
Правильно организованное образование в основной школе играет решающую роль. В зависимости от морального опыта, приобретенного подростком, будет формироваться его личность [31, стр. 204]
Психический мир подростка Н. К. Крупская характеризовала так: в своем развитии он уже "отошел" от детей, но еще не" прилип " к взрослым. Период труден как для подростка, так и для окружающих его людей.
В подростковом возрасте развитие нервной системы продолжается. Мозг подростка по весу и объему незначительно отличается от мозга взрослого. Повышает роль сознания, усиливает контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому подростки характеризуются повышенной возбудимостью [24, с. 132].
Основной деятельностью подростка, как и ученика начальной школы, является обучение, но содержание и характер образовательной деятельности в этом возрасте существенно меняется. Подросток начинает систематически осваивать основы наук. Обучение становится многомерным, место учителя занимает команда педагогов. К школьнику предъявляют повышенные требования. Это приводит к изменению отношения к обучению. Для ученика среднего возраста учебные занятия становятся обычным делом. Школьники иногда склонны не беспокоиться о ненужных упражнениях, выполнять уроки в пределах определенного предела или даже меньше. Часто наблюдается снижение успеваемости. То, что побудило ученика начальных классов активно учиться, сейчас не играет такой роли, а новых импульсов к обучению еще не появилось.
2.3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Старший школьный возраст охватывает учащихся с 16 до 18 лет (9-11 классы). К указанному возрасту относят и учеников средних специальных учебных заведений. Используемые методы обучения на уроках отличаются от предыдущих возрастных групп обучающихся.
Восприятие у старшеклассников становится последовательным и планомерным. Это способствует формированию наблюдения как целенаправленного и организованного восприятия. Большую роль при восприятии играет первое впечатление, если оно оказалось неполным, то это может привести к искаженному, неправильному усвоению материала.
Мышление по-прежнему остается образным. В усвоении знаний большое значение имеет визуальный материал. В дальнейшем мышление становится более логичным и оправданным, развивается способность самостоятельно анализировать, обобщать и сравнивать. Развивается словесно-логический тип понятия. Внимание улучшается и становится все более произвольным [12, стр. 73].
В 15-17 лет у обучающихся заканчивает формироваться познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами и подчиняют их определённым задачам деятельности.
Наблюдение становится конкретным и систематизированным. Но наиболее существенные изменения происходят в умственной деятельности, в характере интеллектуальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребности школы и общества в целом, уровень современных психологии и педагогики вызывали необходимость систематического изучения проблем методов обучения. Эти проблемы были рассмотрены в данной курсовой работе.
Рассмотрены различные традиционные классификации методов обучения. Самая популярная из них — это классификация методов обучения по источникам получения знаний, которую разработали С. И. Перовский и Е. Я. Голант. Они выделили методы обучения по источникам получения знаний: словесные, наглядные и практические.
М. А. Данилов, Б. П. Есипов подразделяют методы обучения на основе основных дидактических задач, реализуемых на определенном этапе обучения (методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1981. - 164 с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - 2-е изд. - М.: Просвящение, 1988. - 479 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
4. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения / А.Б. Воронцов. - М.: Русская энциклопедия, 1998. - 360 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 1999. - 234 с.
7. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
9. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 1160с.
10. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 323 с.
11. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
12. Зотов, Ю.В. Организация современного урока / Ю.В. Зотов. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
13. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф.Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
14. Крупская, Н.К. Методические заметки / Н.К. Крупская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т 3, - 556 с.
15. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.С. Кукушкин. - Ростов-на-Дону: Издат. центр «Март», 2006. - 368 с.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 462 с.
17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
18. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: «Роспедагенство», 1996. - 374 с.
19. Опищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Опишук. - М.: 1984. - 210с.
20. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения: учебное пособие для студентов вузов / И.М. Осмоловская. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
21. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения: учеб пособие для студентов вузов / И.М. Осмоловская. - М.: Академия, 2008. - 172 с.
22. Пидкасистый, П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
23. Писарева, Т.А. Общие основы педагогики: Конспект лекций / Т.А. Писарева. - М.: «Эксмо», 2008. - 128 с.
24. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС - пресс, 2004. - 365 с.
25. Потехина, Е.Б. Введение в педагогическую деятельность Е.Б. Потехина. - М.: Научная книга, 2007.
26. Прокопьев, И.И. Основы общей педагогики: Учебное пособие И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - М: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 544
27. Рощина, Н.Н. Основы педагогики: Учебное пособие / Н.Н. Рощина. – М.: РХТУ, 2005. - 132 с.
28. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие / Е.Ф. Рыбалко. - Л.: ЛГУ. 1990. - 339 с.
29. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.
30. Савин, Н.В. Педагогика / Н.В. Савин. - М.:«Просвещение», 1978 г. - 203 с.
31. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М., 1979 г., т.1, - 271 с.
32. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М.: «Радяньска школа», 1985. - 381 с.
33. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 4-е изд. переработанное, дополненное. - М.: Гардарики, 2002. - 519 с.
34. Хромов, Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости Н.И. Хромов. - М.: Айрис - Пресс, 2008. – 128 с.