Фрагмент для ознакомления
2
Понятие межличностные отношения исторически занимало центральное и значительное место в социальной психологии и других социальных науках. Некоторые из основоположников социологии, такие как Зиммель и Маркс, были озабочены проблемами притяжения и межличностных отношений. Чтобы понять, как развиваются навыки межличностных отношений у людей, нужно сначала выяснить сущность самого понятия «межличностных отноше-ний». Межличностные отношения - это сильная, глубокая или тесная связь, или знакомство между двумя или более людьми, продолжительность кото-рых может варьироваться от краткого до продолжительного [19, с. 54].
Большое значение психологи разных стран уделят вопросам межлич-ностных отношений и их возникновения. В частности, ими были исследова-ны:
Содержание межличностных отношений (Л. С. Выготский, Л. П. Буева, Б. Г. Ананьев и др.);
Механизмы межличностных отношений (Е. С. Кузьмин, Л. И. Божович и др.);
Структурно-динамические факторы, влияющие на статус (А. В. Кири-чук, В. И. Зацепин, Л. А. Зеленькова, М. И. Боришевский и др.); Эмоцио-нальные аспекты (Г.М. Андреева и др.).
Анализом внутригрупповых отношений и их значимости для каждого участника занимались А. А. Бодалев, И. С. Кон, Л. И. Божович, А. А. Кро-ник, Н. Н. Обозов, Е. А. Кроник, Дж. Мид, Г. Хаймен, Г. Салливан и др. А.В. Петровский разработал «трехфакторную модель значимого другого», в со-ответствии с которой каждый фактор является особой формой метаиндивид-ной репрезентации личности «значимого другого».
В. Н. Мясищев, раскрывая понятие «отношение» в психологии, пока-зал, что психологический смысл отношений заключается в том, что является разновидностью отражения действительности, окружающей человека. В сво-их работах ученый последовательно раскрывает зависимости, обуславлива-ющие познание друг друга людьми в процессе их совместной деятельности, учебы, отдыха, совместного проживания. Б.Г. Ананьев считает, что одной из закономерностей формирования характера является переход отношений в черты характера. Он указывал, что генезис характерообразования и отно-шения личности являются категориями одного порядка.
Г.М. Андреева считает, что межперсональные отношения взаимосвяза-ны с разными видами социальных отношений. Она указывает, существование межличностных отношений внутри разных форм общественных отношений выступает способом осуществления общественных обезличенных отношений в деятельности определенных людей, в актах их взаимодействия и общения. К общественным отношениям относятся объективизированные, формально закрепленные, официальные действенные связи. Все они являются ведущими в регулировании межличностных отношений. Межличностные отношения можно рассматривать, как объективно переживаемые, осознаваемые (в раз-ной степени) взаимосвязи между людьми. Основу таких взаимоотношений представляют различного рода эмоциональные состояния людей, вступаю-щие друг с другом в контакт. Межличностные связи называют иногда экс-прессивными, что указывает на их эмоциональную содержательность.
Эта ассоциация может основываться на умозаключении, любви, соли-дарности, регулярных деловых отношениях или каком-либо другом типе со-циальных обязательств. Межличностные отношения формируются в контек-сте социальных, культурных и других воздействий. Контекст может варьи-роваться от семейных или родственных отношений, дружбы, брака, отноше-ний с окружающими, работы, клубов, микрорайонов и мест отправления культа. Они могут регулироваться законом, обычаем или взаимным согла-шением и являются основой социальных групп и общества в целом.
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают межличностные отношения, как общение, процесс актуализации общественного отношения, его превращение из виртуальной формы в реальную, в форму «действительного отношения», реализуемую при определенных «условиях» или «обстоятельствах».
Межличностное общение, по сути, определяет отношения. Межлич-ностное общение носит реляционный характер; это происходит в отношени-ях, и то, как мы общаемся, зависит от того, какие у нас отношения с другим человеком. Тип общения может варьироваться от относительно безличного до очень личного. Межличностные отношения двух участников взаимозави-симы, где поведение каждого влияет на результаты деятельности другого. Люди формируют множество различных видов отношений с другими людь-ми, некоторые из которых являются интимными и близкими (например, ро-дитель–ребенок, супруг–супруг, дружба), а другие – нет (например, сосед, учитель-ученик). Большая часть исследований межличностных отношений была сосредоточена на тех отношениях, которые являются близкими, интим-ными и имеют высокую взаимозависимость. Келли и его коллеги (KelleyandСоlleсtоrs, 1983) определяют тесные отношения как сильные, ча-стые и с разнообразной взаимозависимостью, которые длятся в течение зна-чительного периода времени [22, с. 147].
Близкие отношения могут быть классифицированы как первичные группы, которые обеспечивают поддержку, воспитание и социализацию ин-дивидов в соответствии с нормами общества. В 1980-е годы исследователи обратили свое внимание на более интенсивные настроения и явления, проис-ходящие в реальных межличностных отношениях, а также на социальный контекст различных видов специфических отношений. Анализ исследований, проведенных с 1980 года, демонстрирует, что межличностные отношения жизненно важны и важны для физического и психического здоровья людей. Исследования показывают (Hоuseetal. 2003), что люди, вероятно, страдают от депрессии, тревоги, плохого здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений высокого количества и качества. Интересным выводом здесь является то, что качество и количество отноше-ний имеют решающее значение для общего здоровья и благополучия людей.
Установлено, что возраст или стадия жизненного цикла индивида име-ют отношение к тому, какие реляционные процессы важны для оценки инди-видами отношений (качества отношений). Еще один аспект изучения отноше-ний в 90-е годы - различия между намерением поддерживать отношения, личностными оценками в рамках отношений, воспринимаемых индивидами (качество отношений), и статусом отношений (стабильность отношений).
Третьим новым направлением в исследовании отношений стало сосре-доточение внимания на том, чтобы сделать диаду единицей анализа. Еще од-ним направлением исследования отношений стало применение символиче-ских интеракционистских концепций к изучению благополучия и стабильно-сти отношений (Брук и Каст, 1997).
Пятым направлением в исследовании отношений стало изучение кон-струирования смысла внутри отношений для обеспечения качества и ста-бильности отношений. В этих исследованиях признается, что индивиды мо-гут строить смыслы своих отношений, основываясь на социальном контексте этих отношений и личности, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на оценки индивидов и статус этих отношений.
В-шестых, были изучены более обширные условия окружающей среды и структурные условия, которые могут быть вредными или полезными для благополучия пары. Одним из специфических контекстуальных факторов, которым в последнее время уделяется большое внимание, являются социаль-ные сети, или связь между отношениями и людьми вне диады. В частности, исследователи отношений интересовались влиянием социальных сетей и дру-зей на стабильность и качество отношений (Фелмли и Спрешер, 2000).
Еще одним важным контекстуальным фактором, получившим внима-ние в последнее время, является контекст расы/этнической принадлежности для межличностных отношений (Мк. Лойд, 2000). Исследователи отношений начали подчеркивать сходства и различия между различными расовы-ми/этническими группами и внутри них. Недавние исследования показали, что как культурные, так и структурные факторы могут оказывать различное влияние на процессы взаимоотношений между различными этническими группами. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и эффективности производствен-ной деятельности.
Большая часть новичков при устройстве на новое место работы долго испытывает трудности, которые обладают коммуникативной основой. В очень редких случаях социальная группа, включающая уже привыкших друг к другу людей, с радостью способна принять в свой тесный круг новых и не-известных ранее людей. Тем не менее, если знать особенности межличност-ных отношений в коллективе, то эта проблема решается проще [17, с. 258].
Трудовой коллектив в соответствии со своей структурой включает два основных вида – первичный и вторичный. При рассмотрении этой структу-ры в пределах одной компании, первичной будет считаться группа всех со-трудников, которые работают в данной компании. Вторичная группа обла-дает более узким составом (например, коллеги, которые работают в одном отделе и имеют общую цель и направленность в труде). Межличностные от-ношения в первичных коллективах чаще всего будут носить общий характер. Здесь общение происходит на обычном уровне (деловой, бытовой и эмоцио-нальный). В рамках первичного коллектива близкий контакт и взаимодей-ствие людей друг с другом не всегда будут обязательными. Вторичный кол-лектив, как правило, включает малые группы людей, которые более тесно и эмоционально связаны друг с другом. По этой причине анализ межличност-ных отношений в коллективах необходимо осуществлять на примере вто-ричных групп.
Трудовые коллективы включают целую систему отношений. Их основ-ная задача представлена достижением общих целей, которые стоят перед компанией. Кроме формальной группы лиц в коллективах в любом случае есть неформальные группы, зарождающиеся при взаимодействии коллег. Та-кие группы не подчиняются администрации и руководству.
Неформальные группы в коллективах строятся на взаимной симпатии и антипатии коллег. Для них характерно наличие лидеров и аутсайдеров. Не-которые участники группы обладают свойством подавлять других, поэтому конфликтные столкновения в трудовых коллективах неизбежны.
1.2. Факторы, влияющие на межличностные отношения
Рассмотрим факторы, влияющие на межличностные отношения: Пер-вый фактор — это совместимость. Два человека в отношениях должны быть совместимы друг с другом. В отношениях не должно быть разногласий и недоразумений. Люди с аналогичным опытом и схожими жизненными целя-ми преуспевают в отношениях. Людям с разными целями, взглядами, мысли-тельными процессами трудно приспосабливаться и, следовательно, перено-сить отношения на следующий уровень. Человек, правильно воспринимаю-щий своего собеседника реже встретиться с типичными проблемами совмест-ного общения.
Открытость, честность и эмпатия так же имеют важное значение в от-ношениях. Не менее важно время. Время играет важную роль в отношениях. Люди должны совместно проводить достаточно времени, чтобы лучше узнать друг друга. В то время как недостаток контакта, провоцирует недо-понимание и конфликты из-за незнания личности друг друга. Каждые отно-шения требуют времени и усилий отдельного человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров: учебное пособие / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2019. – 224 с.
2. Афанасьев, В.Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Я. Афанасьев. – М.: Юрайт, 2018. – 665 с.
3. Балашов, А.П. Теория менеджмента: учебное пособие / А.П. Балашов. – М: Инфра-М, 2018. – 352 с.
4. Басаков, М.И. Управление персоналом. Конспект лекций / М.И. Басаков. – М.: Феникс, 2019. – 129 с.
5. Беляева, А.В. Основы социально-экономического управления в производстве: учебное пособие / А.В. Беляева, В.К. Федоров, М.Н. Черкасов. – М.: Инфра-М, 2018. – 60 с.
6. Блинов, А.О. Теория менеджмента: учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. – М.: Дашков и К, 2019. – 304 с.
7. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 688 с.
8. Голов, Р.С. Теория менеджмента: учебник / Р.С. Голов, А.П. Агарков. – М.: Альфа-М, 2018. – 272 с.
9. Грибов, В.Д. Теория менеджмента: учебное пособие / В.Д. Грибов, ВР. Веснин. – М.: Инфра-М, 2018. – 357 с.
10. Гусаров, Ю.В. Теория менеджмента: учебник / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова. – М.: Инфра-М, 2017. – 264 с.
11. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: учебное пособие / Л.А. Жигун. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
12. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – М.: Логос, 2019. – 1100 с.
13. Кафидов, В.В. Управление персоналом: учебное пособие / В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 2019. – 240 с.
14. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие / Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин. – М.: Инфра-М, 2017. – 159 с.
15. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Ю.Н. Лапыгин. – М.: КноРус, 2019. – 336 с.
16. Ларина, А.А. Особенности стиля руководителя как фактор удовлетворенности работой коллектива / А.А. Ларина // Территория науки. – 2017. - № 6. – С. 39-42.
17. Латфуллин, Г.Р. Теория менеджмента: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин. – СПб.: Питер, 2018. – 464 с.
18. Леонтьева, Л.С. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Л.С. Леонтьева. – М.: Юрайт, 2018. – 287 с.
19. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Юрайт, 2019. – 513 с.
20. Понукалин, А.А. Социально-психологические качества инновационного потенциала личности руководителя / А.А. Понукалин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. - № 4. – С. 85-89.
21. Сергеев, А.М. Теория менеджмента: учебник / А.М. Сергеев. – М.: Академия, 2019. – 320 с.
22. Федорова, Н.В. Управление персоналом: учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2018. – 432 c.
23. Федорова, Н. В. Управление персоналом: учебное пособие / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2019. – 240 с.
24. Хофстеде, Г. Организационная культура: управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уоррена. - СПб.: Питер, 2019. – 487 с.
25. Чурбанова, О. Современные системы управления персоналом / О. Чурбанова // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2019. - № 7.