Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей любого предприятия на рынке растущей конкуренции является наиболее эффективная организация труда своих сотрудников. Для решения задач на предприятии, связанных с распределением и использованием труда работников, существует отдельное направление в структуре предприятия – организация труда и управление персоналом на предприятии.
Организация труда персонала – это система экономически обоснованных мероприятий, проводимых на предприятии с целью оптимизации всех условий, в которых будет функционировать персонал предприятия. Такие мероприятия призваны достичь максимальной результативности трудового процесса в компании.
Понятие организации труда является широким и включает в себя такие направления, как стимулирование труда с помощью материальных и нематериальных методов, организация благоприятных условий труда, дисциплинирование сотрудников, развитие у них трудовой активности и инициативности.
Поэтому важно понимать, что управление персоналом, как многоплановое комплексное понятие, также должно учитывать состояние своих элементов, к которым относятся процессы по кооперации труда, выявление эффективных методов стимулирования труда с целью получения наилучшего для предприятия экономического результата.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии и достижением им лучших экономических показателей своей хозяйственной деятельности.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Очень часто получается в компаниях возникает ситуация, когда для сотрудников важнее становятся не денежные формы поощрения их труда, а различные нематериальные формы.
Сущностью нематериального стимулирования является процесс передачи информации о заслугах работника, результатах его деятельности в социальной среде и внутри коллектива предприятия. Оно имеет информационную природу, в которой источником информации о заслугах работников выступает работодатель, а приемником – тот, на кого направлено стимулирование, то есть работник и коллектив в целом.
Таким образом, объектом данной работы являются процесс по стимулированию труда персонала компании.
Предметом работы выступают нематериальные методы и инструменты стимулирования трудового процесса, протекающего внутри конкретного предприятия.
Цель исследования заключается в комплексном анализе вопросов, связанных с эффективной организацией и внедрением системы нематериального стимулирования персонала на основе компетентностного подхода.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
Определить сущность материального и нематериального стимулирования персонала в компании
Перечислить основные инструменты и цели нематериального стимулирования
Исследовать методы и основные направления развития системы нематериального стимулирования
Рассмотреть процесс разработки и внедрения системы нематериальных стимулов
Проанализировать существующую систему нематериального стимулирования в компании ООО «Вокруг света»
Выявить основные проблемы и пути совершенствования системы нематериальных стимулов компании.
Для раскрытия данной темы были использованы различные современные исследования проблем, связанных с нематериальным стимулированием, электронные публикации, сайты и порталы, посвященные проблемам организации труда на современных предприятиях.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии.
Стимулирование труда работника представляет собой комплексный процесс по побуждению и увеличению мотивации работника, проводимому руководством компании во время анализа трудовых ситуаций и эффективности работников. Таким образом, стимулирование в первую очередь направлено на изменение модели поведения и отношения к труду каждого работника.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Стимулирование персонала включает в себя также систему применения руководством по отношению к трудовому персоналу различных стимулов, которые могли бы воздействовать на рост его усилий, стараний, целеустремленности в работе и решении задач, стоящих перед предприятием .
Стимулами в данном случае выступают любые блага (или потребности работника), получение которых предполагает совершение им трудовой деятельности, т.е. материальные и нематериальные блага могут формировать мотивы труда у сотрудников компании.
Таким образом, процессы стимулирования труда персонала представляют собой выбор руководителем способов вознаграждения работника за его участие в производстве товаров или услуг предприятия или реализации его важных стратегических целей, который основан на сопоставлении эффективности трудовых процессов и требований предприятия к труду.
Выбор методов стимулирования зависит от политики компании в области управления персоналом и могут осуществляться в формах материального и нематериального стимулирования.
Материальное стимулирование может осуществляться в денежной и неденежной формах и касаться удовлетворения материальных потребностей работника (например, повышение заработной платы, выплаты премий, предоставление льгот, компенсация некоторых расходов рабочего).
Рис.1.1. Виды стимулирования персонала
Материально-денежное стимулирование осуществляется через поощрение работников денежными выплатами в связи с результатами их трудовой деятельности.
Материальное неденежное стимулирование касается социально-психологических отношений в коллективе компании и направлено на улучшение отношений между людьми, выраженных в выражении признательности со стороны руководства заслуг оцениваемого работника.
Сущностью нематериального стимулирования является процесс передачи информации о заслугах работника, результатах его деятельности в социальной среде и внутри коллектива предприятия. Оно имеет информационную природу, в которой источником информации о заслугах работников выступает работодатель, а приемником – тот, на кого направлено стимулирование, то есть работник и коллектив в целом.
Нематериальное стимулирование представляет собой использование таких средств привлечения сотрудников к труду, которые бы сформировали у работника отношение к труду как высшей ценности. Они не только предполагают наличие поощрений и наград со стороны руководства, но и создание такой атмосферы на предприятии, общественного мнения коллектива, морально-психологического климата внутри него, которые кардинальным образом изменяют поведение человека как трудового ресурса компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (действующая редакция, 2016)
3. ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания
4. Балабанов И.Т. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 382 с.
5. Буйленко В.Ф. Туризм. – Ростов на Дону.: Феникс, 2012. – 416 с.
6. Васильева О.Н. Модели и методы материального симулирования. – М.: Ленанд, 2013. – 288 с.
7. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа https://sbricur.com
8. Дмитриев Н.В. Экономика туристского рынка. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 412 с.
9. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности. – М.: Инфра-М, 2013. – 227 с.
10. Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 224 с.
11. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. – М.: Кнорус, 2011. – 280 с.
12. Кусков А.С. Основы туризма. – М.: Кнорус, 2015. – 401 с.
13. Рутицкая В. Система нематериального стимулирования персонала. Доступ через http://hr-portal.ru/article/sistema-nematerialnogo-stimulirovaniya-personala
14. Новости туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа http://news.turizm.ru/
15. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.russiatourism.ru/
16. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа http://tourlib.net/
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/