Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русский язык – непростой предмет, так как, только знать правила, недостаточно. Нужно научиться писать изложения, а для этого уметь понимать главную мысль текста и четко излагать свои мысли, подбирать правильную аргументацию в развернутых ответах на вопросы по тексту.
В школьной программе предусмотрено написание изложений. Поэтому многие учащиеся школьники считают, что проблем с написанием изложения не возникнет. Но это зачастую неправильное суждение, так как этот вид сочинения весьма сложен и имеет множество нюансов. С одной стороны, тренировка всегда помогает, с другой – есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить пристальное внимание.
Выборочно- сжатое изложение является часто сложным видом работы. Это связано с тем, что при написании выборочно- сжатого изложения нужно исполнить сокращение воспринятой информации, в результате чего добиться понимания и написания текста, в котором был бы предельно выражен тот смысл, который необходим для понимания при маленьких затратах средств речи.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ВЫБОРОЧНЫХ И СЖАТЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ: КАК ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ И ВЫБОРОЧНО-СЖАТЫХ
1.1 Выборочные изложения и методика уроков
Выборочное изложение - это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания.
Для основы выборочного изложения отбирается материал по тематике и в дальнейшем его необходимо отобразить.
Устный выборочный пересказ разрешает рассмотреть с учениками все плюсы и минусы, учит связывать, классифицировать материал, подобранный в процессе работы над текстом.
Временами при выборочном изложении определяют новые конфигурации связи между частями, приводят к своему изложению, - все это стимулирует созидательную деятельность обучающихся.
При выборочном изложении ребята прослушивают или декламируют весь рассказ, затем получают конкретное поручение, о чем собственно повествовать в изложении.
Сжатое изложение как специальный вид учебного пересказа устанавливает задачу показать из воспринятого текста центральное (существенное), употребляя языковые возможности обобщенной трансляции содержания.
При исключении нужно первоначально выделить важнейшее с точки зрения главной мысли текста и тонкости (подробности), далее убрать тонкости, соединить значительное и собрать новый текст.
Важнейшая дидактическая задача сжатого изложения - обучить лаконично, в обобщенной форме представить воспринятую информацию.
Если при доскональном изложении в основном совершенствуется умение раскрывать тему и главную мысль высказывания, применяя готовые языковые средства, то при выборочном изложении вырабатывается умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, обнаруживать свои языковые средства для связи отобранного материала. Трудясь над выборочно-сжатым сжатым изложением, школьники обучаются выделять важнейшее и значительное в высказывании, овладевают языковыми средствами обобщенной передачей содержания.
1.2 Сжатые изложения и их отражение в планах уроков, в подготовке к урокам
В написании изложения можно выделить несколько этапов, таких как: подготовка текста, написание изложения, анализ текста, контроль.
В сборниках по русскому языку для 10- 11 классов приводятся тексты для детальных изложений, сжатых и изложений с созидательными заданиями. При отборе текстов для сжатых изложений основное внимание обращается на интенсивность их разнообразными синтаксическими конструкциями. Это поддерживает учителя научить детей употреблению всевозможными синтаксическими средствами для выражения мысли.
Учащиеся подробно разбирают части текста, выделяют изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и др. Им предлагается записать такие слова и словосочетания, и отдельные из них употребить в сжатом изложении.
Авторы советуют учителю проводить общее составление плана текста из четырёх-пяти пунктов. Далее посредством беседы по содержанию выделяется основная мысль, которую следует выразить в сжатом изложении.
Сжать текст — это значит сократить его, но при этом сберечь главную мысль в каждом отдельном абзаце; нужно устранить все лишнее и оставить только основное, в этом и состоит вся трудность. Вся статья выстроена на сопоставлении сжатого и подробного изложения.
Обрисовываются способы и приемы сжатия текста: исключение деталей и конкретность. [3/2].
Приведены типы заданий на сокращение текста: сжать текст на одну треть, урезать текст, передав его содержание в двух предложениях, упорядочить на основе текста «телеграмму», т. е. осветить и очень кратко выразить основное в тексте.
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКИ ВЫБОРОЧНО-СЖАТЫХ И СЖАТЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ
2.1 Своеобразие подготовки к выборочно-сжатым изложениям
На каждых уроках в той или иной степени, предмет изучается методом изложения. Так как, основной целью изложения на уроках русского языка и не только — это обучение правильной и красивой речи. Каждый ребенок должен уметь выражать свои мысли, суждения, точку зрения умело и грамотно. В этом и заключается особая методика работы над изложением на уроках по русскому языку, литературы и других предметах.
Готовя класс к выборочно-сжатому изложению, нужно использовать следующие методические приемы, которые помогают успешно находить правильное решение на поставленные задачи.
Вопросы, задаваемые во время беседы, сразу определят стиль написания изложения. И помогут учащимся более детально изучить данный текст. Проблемы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.
В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся (на примере китайских сказок). Здесь необходимо понять специфику написания сказок, легенд для лучшего постижения сути текста. Для этого используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.
Учитель должен поэтапно объяснить каждое предложение, далее абзац, и только потом все сложить воедино, только после такого детального разбора учащиеся смогут самостоятельно написать выборочно-сжатое изложение.
Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
1) чтение текста учителем;
2) чтение текста про себя (здесь необходимо пояснить, что при чтении китайских сказок самостоятельно учеником восприятие текста будет не совсем точным);
3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя (этот метод хорош тогда, когда ученики неоднократно совместно с учителем разбирали подобные тексты и для них не составит труда изучать самостоятельно параллельно с учителем);
Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий.
Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие.
Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора. Так как каждый ученик пытается сложить воедино картину понимания. И если это затягивается по времени. Ребенок теряет суть.
Беседа нужна для того, чтобы ребенок мог лучше и глубже понять смысл текста и в дальнейшем без труда написать выборочно-сжатое изложение. Школьник не только должен запоминать выражения автора, но и уметь выражать своими словами мысли.
При контакте вопрос-ответ, не желательно много задавать вопросов, так как при слишком большом количестве у учащихся пропадает интерес, что сказывается на положительных оценках при написании изложения.
Этот прием необходим для того, чтобы наглядно показать, где возможно совершение ошибок. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.
2.2 Опыт проектирования и подготовки к сказкам, методическое сопровождение (словарная работа, беседа и т. д.)
Немаловажное значение в обучении выборочно-сжатому изложению имеет работа над языком текста, в особенности это касается сказок других народов мира. Например, китайские сказки. В опыте учителей этот вид работы находит отражение, но обычно учителя отводят языковой подготовке всего несколько минут при анализе содержания текста, обращая при этом внимание в основном на выяснение смысла незнакомых слов. Учащиеся должны четко понимать значение и смысл незнакомых слов. Для этого необходимо уделять особенное внимание. Уметь разбирать каждое слово. Уметь пользоваться различными словарями, так как они расширяют наш словарный запас, повышают грамотность учащихся.
Необходима работа над лексикой. Она складывается из подбора синонимов, перифраз, разбора архаизмов, диалектизмов, неологизмов, терминов, слов с переносным значением. А при работе над образно-выразительными языковыми средствами, имеющимися в тексте, нужно выяснить, почему употреблено то или иное выражение, можно ли правильно передать содержание текста без данных образно-выразительных средств.
Каждый школьник должен уметь разбирать любой незнакомый материал. Будь это сказка, легенда и т. д.
При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением.
Заключение
Русский язык является неотъемлемой частью нашего общества. Поэтому необходимо правильно уметь излагать свою речь. Так важно научить современных школьников грамотно изъясняться среди своих сверстников, взрослых.
В современных школах необходимо больше уделять проблеме написания выборочно-сжатым изложениям, так как умение кратко излагать мысли пригодится любому ребенку не только в школе, но и во взрослой жизни. Мастерство выборочно сжато передавать информацию нужно человеку во всех сферах его деятельности, начиная с уроков в школе, где часто надо кратко пересказать содержание параграфа, и заканчивая простым разговором, в котором зачастую нужно ясно и кратко передать известную информацию.
Обучать этому следует уже с начальных классов школы. Детям нужна теоретическая информация о приёмах работы над выборочно-сжатым изложением текста и вводить специальные упражнения, направленные на развитие у учащихся умения сокращать текст, не изменяя основной его мысли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Книги
Книга одного автора
1. Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение. Лекция № 3 / Н.А. Борисенко Русский язык. - 2010. - № 19. - С. 3-10.
2. Ли Лин, С. Д. Глаза дракона Легенды и сказки народов Китая [Текст]: книга / М. Ложечко. –. – М.: изд. иностранной литературы, 1959. – 428 с.
3. Добротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста И.Н. Добротина. Русский язык. - 2008. - № 21. - С 11-13.
2.Книга двух авторов
1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы / В.В Бабайцева, Л.Д Чеснокова. - М.: Просвещение, 2007. - 206с.
3.Книга трех авторов
1. Баранов М.Т. Обучающие изложения в VII-VIII классах / М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская, Т.В. Напольнова - М.: Просвещение, 2004. -329 с.
2. Борисенко Н.А Современные подходы к написанию изложения. Лекция № 2 / Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич, Н.А. Шапиро Русский язык. - 2008. - № 18. - С. 2-9.
4.Книга четырех и более авторов
1. Баранов М.Т. Обучающие изложения в VII-VIII классах / М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская, Т.В. Напольнова - М.: Просвещение, 2004. - 211с.
5.Книга под редакцией
1. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке [Текст] / под ред. Н. Д. Арутюновой, И. Б. Левонтиной. – М.: Индрик, 1999. – 586 с.
6.Статья из сборника
1. Кубрякова, Е. С. Языковое сознание и языковая картина мира [Текст] / Е. С. Кубрякова // Филология и культура. Материалы Международной конференции. – Ч. 1. – Тамбов: ТГУ, 1999. – С. 6-13.
2. Пастернак, Б. Л. Речь на Первом Всесоюзном съезде советских писателей [Текст] / Б. Л. Пастернак // Избранное: в 2 т. – М.: Худож. лит-ра, 1985. – Т. 2. – С. 280-283.