Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная криминогенная обстановка в России характеризуется возрастающими масштабами коррупции, имеющей место практически во всех сферах жизни общества, во всех структурах государственной власти, включая правоохранительные органы. Такое положение дел угрожает национальной безопасности Российской Федерации и препятствует ее развитию в социально-экономическом плане. Не вызывает сомнений тот факт, что коррупция представляет собой общественно опасное противоправное явление, однако более детальное понимание ее сущности правовой наукой весьма неоднозначно, что негативно влияет на эффективность противодействия (предупреждения) коррупционной преступности.
Сказанное свидетельствует о необходимости всесторонних теоретико-методологических и практико-ориентированных исследований феномена коррупции и мер по противодействию коррупционной преступности, в том числе с криминологических позиций, что обуславливает актуальность выбранной темы работы, а также теоретическую и практическую значимость ее результатов.
ГЛАВА 1. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.1 Понятие коррупции в российском праве и причины ее возникновения
Анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что коррупция как явление сопутствует государственному устройству во все периоды зарождения и существования государственности. Есть основания полагать, что первоначальное возникновение коррупции относится к периоду существования Древнего Вавилона и связано с присвоением права распоряжаться имуществом и управлять людьми.
В социальном аспекте термин «коррупция» начинает употребляться во времена античности . Так, в Древней Греции коррупция приобретает значение приведения в упадок нравов, расстройства порядка.
Позднее в Древнем Риме коррупцией именуется подкуп судьи .
Значение, максимально приближенное к современному, согласно которому коррупция понимается как продажность и подкупаемость должностных лиц государства и общественно-политических деятелей, рассматриваемое явление приобретает в Европе в XV-XVI вв. .
В дальнейшем ключевой аспект понимания коррупции стал сводиться к ее криминологической и уголовно-правовой характеристикам.
Значительный вклад в формирование содержательных составляющих термина «коррупция» внёс выдающийся английский философ Томас Гоббс, в своей работе «Левиафан» написавший: «люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения» . Помимо этого, Т. Гоббс полагал,что коррупция – «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» .
В современный период в общеупотребительном смысле коррупция по-прежнему представляет собой подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей. Однако в науке существуют и более конкретные трактовки рассматриваемого понятия.
Так, коррупция определяется как социально негативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими ; как разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях ; как разложение власти, использование ее возможностей для личного обогащения .
При этом наиболее развернутым видится определение, согласно которому коррупция - это сложное социально правовое явление, связанное с подкупом лиц, находящихся на государственной или общественной службе, получение ими дополнительных доходов, благ и привилегий за совершение умышленных действий или бездействий (в том числе в интересах третьих лиц) вопреки интересам государства и общества .
Однако стоит заметить, что данное определение строится на отдельных признаках коррупции, не учитывая закономерности последней, что не позволяет считать данное определение универсальным, полноценно раскрывающим сущность изучаемого явления.
Представляется, что важнейшая сущностная характеристика коррупции заключается в использовании определенной категорией лиц своих служебных полномочий, авторитета и возможностей в корыстных интересах.
Так, по мнению Г.К. Мишина, коррупция представляет собой «явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных целях (в широком смысле - индивидуальных и групповых материальных и иных целях)» .
В контексте данной трактовки необходимо обратить внимание на то, что коррупция предполагает эксплуатацию власти и связанных с ней возможностей не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц или в интересах определенной группы лиц. То есть коррупция обусловлена неправомерным использованием власти в частных интересах. Коррумпированное лицо или другие лица, в интересах которых совершается коррупционное деяние, неправомерно, исключительно благодаря занимаемой должности, получают определенные блага, льготы, преимущества или иную выгоду, не обязательно материального свойства.
Таким образом, обобщая изложенные дефиниции, можно заключить, что коррупция есть сложный, многогранный феномен, изучение которого, безусловно, имеет высокое практическое значение.
Коррупционная преступность как феномен обусловлена совокупностью факторов, комплексом явлений, совместное действие которых порождает указанную преступность и определяет ее современное состояние и масштабы.
1.2 Правовое обеспечение борьбы с коррупцией
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Также к нормативным правовым актам в сфере противодействия коррупции относятся: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы»; Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Целенаправленная работа по снижению коррупционных рисков законодательства началась после ратификации Россией в 2006 году Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее - Конвенция ООН против коррупции). Ратификация данной конвенции придала факультативному вниманию к проблеме снижения коррупционных рисков законодательства статус официального требования, поскольку пункт 3 статьи 5 Конвенции устанавливает в рамках политики и практики предупреждения и противодействия коррупции, что «каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней» .
Если мы проанализируем нормы права, регламентирующие борьбу с коррупцией, то увидим, что эти нормы с точки зрения закрепленных в них методов правового регулирования можно разделить на несколько групп.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
2.1 Основные аспекты противодействия коррупции посредством права
Противодействие коррупции не сводится к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных нарушениях. Данный процесс характеризуется, прежде всего, формированием системы правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, устранение причин, ее порождающих. Организацию работы в сфере противодействия коррупции необходимо осуществлять комплексно и скоординированно, при взаимодействии общественных структур с федеральными органами государственной власти и местного самоуправления. Эффективность государственного управления и легитимность власти во многом зависят от уровня развития коррупции в стране. Из этого следует, что противодействие коррупции является крайне актуальным в настоящее время и требует как научного, так и практического обоснования в нынешних условиях развития Российского государства .
В настоящее время Правительство Российской Федерации активно проводит политику противодействия коррупции. Создаются законы, иные нормативно-правовые акты, препятствующие ее развитию. Принимаются и реализуются различные мероприятия и планы противодействия коррупции. Однако, несмотря на это, Россия по-прежнему занимает не последнее место по уровню коррупции в стране. Результаты общественных опросов свидетельствуют о том, что есть необходимость повышения эффективности антикоррупционных программ, которые реализуются в нашей стране. Для того чтобы в Российской Федерации успешно формировалась система противодействия коррупции, необходима комплексная, долговременная и постоянная политика, основанная на принципе неотвратимости наказания за нарушение законодательства.
Государству нужно наладить контроль на местном и региональном уровнях, а также более активно сотрудничать с институтами гражданского общества и повысить результативность контроля за деятельностью государственных органов. Среди задач, которые необходимо решить на данном этапе реализации антикоррупционной политики, необходимо указать достижение единообразия в применении антикоррупционного законодательства на всей территории Российской Федерации и повышение общественного антикоррупционного правосознания.
В настоящее время развитие федерального законодательства о противодействии коррупции идет по пути ужесточения административно-правовых средств противодействия коррупции, усиления запретов, ограничений, обязанностей в отношении определенных лиц. Еще одной тенденцией в развитии антикоррупционного потенциала нормативных правовых актов является их унификация, ужесточение санкций за нарушение антикоррупционных запретов, усиление контроля за антикоррупционной деятельностью и привлечение к ней общественных организаций. На основе действующих специализированных нормативных актов о противодействии коррупции ведется модернизация законодательства в иных отраслях права — уголовном, административном, гражданском, финансовом праве и иных отраслях. Данная модернизация имеет целью повышение антикоррупционного потенциала нормативно-правовых актов в указанных отраслях права. Так, например, в Уголовный кодекс Российской Федерации, уже содержащий составы коррупционных преступлений, в 2016 году было введено понятие мелкой взятки (ст. 291.2). Следует отметить, что увеличение числа правовых актов антикоррупционной направленности, с одной стороны, позволяет охватить широкий круг вопросов противодействия коррупции, а с другой стороны может спровоцировать появление правовых коллизий, снижающих эффективность проводимой государственной антикоррупционной политики. Рассматривая вопросы актуальности и перспектив национального законодательства о противодействии коррупции, необходимо также обратить внимание на факт низкой эффективности правоприменительной практики.
Применение российского антикоррупционного законодательства, признанного развитым по международным стандартам, ограничивается неэффективностью реализации механизмов публичной отчетности, неиспользованием существующего потенциала независимых экспертов и общественного контроля.
Таким образом, решение вопросов противодействия коррупции на современном этапе требует систематизации и гармонизации законодательной базы, развития системных межотраслевых связей и отдельных направлений государственной антикоррупционной политики, а также предотвращения коллизий антикоррупционных правовых норм. В настоящее время мотивацией коррупции выступает не только стремление к обогащению, но и власть, способность определять интересы общества и управлять ими. Поэтому коррупционные проявления могут иметь место в любой сфере, где действуют механизмы такого управления. «В ходе циклического развития теоретические знания о коррупции не только углубляются в пределах области первичного обнаружения познаваемого явления, но и транслируются в новые сферы его существования: экономику, социологию, бизнес, государственное управление и т. д.» .
2.2 Правовые основы антикоррупционной политики в Российской Федерации и перспективы ее совершенствования
Антикоррупционные меры представляются соответствующими правовыми инструментами и методами, применимыми в борьбе с коррупцией, направленными на искоренение всех проявлений данного преступления.
То есть, противодействие коррупции – это организационно-правовой механизм, с помощью которого обеспечивается режим законности в сфере государственной гражданской службы и функционирования в целом всех федеральных органов исполнительной власти в России, а также поиск эффективных инструментов и методов борьбы с коррупцией.
Основой антикоррупционных мероприятий должно стать законодательство, учитывающее международные антикоррупционные стандарты и опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах .
Что касается развития так называемой «антикоррупционной законодательной базы», в данном случае многие исследователи указывают на необходимость создания полноценного антикоррупционного законодательства путем имплементации в российскую правовую систему международно-правовых норм, что могло бы обеспечить переход от декларативных норм к действенным правовым способам противодействия коррупции. Однако, при всем при этом, нельзя забывать о том, что российское законодательство своеобразно, и имплементация международно-правовых норм должно быть осознанным, продуманных и взвешенным, подходящим для нашей законодательной системы, а потому, включая какие – либо элементы международного законодательства относительно коррупции, важно привести в соответствие как нормативно-правовую базу, так и подготовить общественность к нововведениям .
В целом, меры по борьбе с коррупцией на современном этапе в системе государственного (муниципального) управления состоят в следующем.
Во-первых, достаточно серьезно повышаются требования к государственным и муниципальным служащим.
Во-вторых, государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение может повлечь дисциплинарную, а в необходимых случаях административную и уголовную ответственность.
В-третьих, вводятся меры уголовного наказания за злоупотребление полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции в негосударственных организациях. Они будут соответствовать тем, что применяются к госслужащим.
В-четвертых, вводится административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица. И также целый ряд других мер.
Развитие и трансформация антикоррупционной политики в сфере государственной службы по пути ужесточения ограничивающего элемента, строгий учет и контроль за служебной деятельностью государственных служащих, позволит сделать ее наиболее действенным и эффективным способом противодействия «государственной коррупции», предполагающим информационную открытость деятельности должностных лиц государства и позволяющим противодействовать совершению коррупционных преступлений. Ограничительные меры направлены на то, чтобы государственный служащий, осознавая уровень серьезности наказания, воздержался от совершения преступления коррупционной направленности .
Однако, следует ввести положения, предусматривающие поведение, которое исключало бы саму возможность коррупции. Указанные стандарты должны разрабатываться для отдельных сфер деятельности (государственная служба, государственные закупки, распоряжение объектами государственной собственности, контрольно-надзорная деятельность).
Коррупция, к примеру, в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи, коррупция в органах полиции может рассматриваться с экономической, политологической и правовой точек зрения. Такой подход позволяет выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, дает возможность выявить связь полицейской коррупции с чиновничьей .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из приоритетных задач во всех структурах власти Российской Федерации является противодействие коррупции. Для разрешения данных проблем происходит формирование основ антикоррупционной политики.
Административное правовое регулирование и противодействие коррупции по действующему законодательству в настоящее время относят к введенью всех уровней государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации.
Актуальной является разработка модели антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих, в связи с чем проводится модернизация данного направления. Прежде всего административно-правовая модель поведения государственных гражданских служащих основывается на методике решения проблем профессиональной служебной деятельности, а так же строгом соблюдении принципов антикоррупционной системы государственной службы и ее нормативно-правовое обеспечение.