Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие мышления школьников, как известно, является одной из основных задач обучения в школе. В современных условиях, когда начальное образование в России модернизируется с акцентом на международную программу ЮНЕСКО «Образование для всех», на первый план выходит развитие творческой составляющей мышления, поскольку современному обществу нужны люди, способные генерировать оригинальные идеи и применять его на практике, который может быстро найти конструктивный выход из сложных и проблемных ситуаций, продиктованных повседневной жизнью.
На протяжении многих десятилетий усилия методистов в соответствии с традициями отечественных образовательных программ и учебников в основном были направлены на разработку методических подходов к решению конвергентных задач.
Однако жизнь, как известно, ставит перед человеком разные задачи, то есть наличие множества вариантов правильных ответов и, соответственно, различных вариантов решения. В традиционном обучении математике задания дивергентного типа встречаются крайне редко, при этом эффективность развития творческого мышления при использовании таких заданий очень высока, поскольку многовариантность ответов и решений задач создает оптимальные благоприятные условия для реализации ребенка. творческий потенциал, позволяет ему проявлять беглость, гибкость и оригинальность мышления в процессе работы над задачей.
В дидактическом и методическом плане проблема развития творческих способностей мышления за счет использования дивергентных заданий в процессе обучения математике изучена мало. Поэтому тема для исследования, на наш взгляд, очень актуальна.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
противоречие между запросами общества на учебный процесс, направленный на развитие творческих способностей мышления учащихся, и традиционной системой образования, которая эффективно не решает эту проблему.
противоречие между результатами психологического исследования и состоянием практики развития творческих способностей мышления младших школьников в процессе обучения математике;
неразвитая методика обучения юных школьников решению разнородных задач, эффективно влияющих на развитие творческих способностей в мышлении.
Задача исследования — выявить возможные пути развития мыслительных способностей детей младшего школьного возраста за счет использования в процессе обучения расходящихся математических задач.
Цель исследования — разработать методику формирования творческого мышления младших школьников в процессе обучения математике с использованием дивергентных заданий.
Предмет исследования — процесс развития творческого мышления младших школьников при обучении математике.
Предмет исследования — дивергентные задачи как средство развития творческого мышления младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие творческих способностей (плавности, гибкости и оригинальности) мышления у младших школьников в процессе обучения математике будет происходить более эффективно, если:
– при формировании умения решать задачи систематически использовать совокупность специально подобранных дивергентных задач с соответствующей методикой их решения;
– создавать на уроках математики доброжелательную творческую обстановку, призванную поощрять любые идеи и инициативы учащихся в поисках разнообразных решений задач — как конвергентных, так и дивергентных.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам:
психологических особенностей младшего школьного возраста;
психологии познавательной сферы и психологии мышления;
2) выявить сущность дивергентного мышления и его проявлений на основе существующих подходов и исследований, описанных в
психолого-педагогической литературе;
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования.
– теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
– изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация разработанного комплекса дивергентных задач в практике обучения приводит к значительному повышению креативности мышления у младших школьников. Дивергентные задачи и методические приемы обучения их решению могут быть использованы учителями и методистами при разработке уроков и дидактических пособий по различным разделам курса элементарной математики.
Работа имеет традиционную структуру, то есть, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Переход системы начального общего образования к ФГОС значительно увеличивает роль и ответственность учителей начальной школы перед обществом. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов педагог в процессе обучения обязан добиваться развития детей не только в достижениях предметных и метапредметных результатов обучения, но и формировать у них ключевую компетенцию — способность учиться.
Целью курса элементарной математики является не только подготовка учащихся по предмету, обеспечивающая преемственность с математическим образованием в основной школе, но и целевая отработка универсальных учебных действий (УУД) в процессе усвоения этого содержания. Именно развитие УУД в процессе обучения математике должно стать основным средством, обеспечивающим формирование у младших школьников способности к обучению, саморазвитию и самосовершенствованию.
1.1. Понятие и виды дивергентных задач
В государственной образовательной системе России на первом месте в списке основных целей начального образования стоит развитие личности учащегося, творческих способностей, интереса к учебе, желания и способности учиться. Таким образом, в учебном процессе на первый план выходит не владение стандартным набором знаний, навыков и умений, а не уровень самостоятельной творческой активности, достигаемый в процессе учебы.
В то же время американские ученые столкнулись с проблемой развития творческих способностей обучаемых в образовательном процессе в учебных заведениях страны. Затем президент Американской ассоциации психологов Д.П. Гилфорд представил неожиданную идею разделения мышления на конвергентные и дивергентные компоненты. Это был отход от классического деления мышления на индуктивное и дедуктивное, что позволило взглянуть на проблему развития творческого мышления с разных, более прагматичных и многообещающих позиций.
В то же время конвергентное мышление было определено как логическое, последовательное и однонаправленное мышление, а дивергентное мышление было определено как альтернативное мышление, отклоняющееся от логики, которое характеризуется способностью мыслить широко и видеть другие нетрадиционные атрибуты рассматриваемых объектов.
Беглость, гибкость и оригинальность мышления обычно называют основными факторами, определяющими дивергентное мышление. Эти факторы можно эффективно измерить с помощью специальных тестов на креативность.
Беглость, гибкость и оригинальность мышления обычно называют основными факторами, определяющими дивергентное мышление. Как вы знаете, эти факторы можно эффективно измерить с помощью специальных тестов на креативность.
Как точно утверждает Д.Богоявленская: «В последние десятилетия «дивергенция» стала «символом веры» не только для западных, но и для российских психологов. С ним связаны буквально все проявления творчества. «Это связано с тем, что это дивергентное мышление, которое большинство психологов называют определяющей и более важной частью творческого мышления (другими словами, творчеством). Однако этот факт никоим образом не умаляет важности другого, природы более простой компонент творческого мышления — конвергентное мышление. Известно, что низкий уровень конвергентного мышления приводит к низкому уровню дивергентного мышления и, в целом, творческого мышления. Этот вывод является следствием известной в психологии теории «порога интеллектуального мышления», разработанной Д. Перкинсом и
Д. Шнайдером.
Последующие исследования в этой области установили, что интеллектуальные способности человека также состоят из двух
компонентов — интеллекта и креативности, которые в процессе измерения с помощью специальных тестов определяют коэффициент интеллекта IQ и показатель уровня креативности Cr, соответственно. Вот как он об этом говорил А. И. Савенков: «За немногим более ста лет своего существования психология научилась различать эти функции (интеллект и творчество), и пусть даже не со стопроцентной надежностью, она все же может их измерить. Это создает основу для их различения как на уровне теории, так и на уровне практики».
Одновременно с делением мышления на конвергентное и дивергентное Д. П. Гилфордом были предложены термины «конвергентные задачи» и «дивергентные задачи», обозначающие соответствующие понятия. Итак, к заданиям дивергентного типа относятся проблемные, творческие задания, очень разнообразные по своей предметной направленности. Главное, что характерно для таких задач, — это то, что они допускают множество правильных ответов. Как известно, именно с такими задачами, когда требуется оценить и найти наиболее оптимальный ответ из доступного набора ответов, человек встречается в повседневной жизни и в любой другой деятельности.
Дивергентные проблемы предполагают существование только одного — «единственно правильного» — ответа, который может быть найден путем строгого логического рассуждения, основанного на использовании соответствующих законов, правил, алгоритмов, формул, теорем и т. д. В традиционном обучении математике проблемный дивергентный тип встречается крайне редко и эпизодически, а конвергентные проблемы встречаются чрезмерно, т.е. иногда составляют почти все содержание обучения. Особенно это проявляется при анализе содержания традиционных учебников по математике для начальных классов. Как известно, упражнения на решение конвергентных задач в основном способствуют развитию конвергентного мышления (однонаправленного, логического), а дивергентных задач — дивергентного мышления (беглого, гибкого, оригинального).
Поэтому для эффективного развития творческого мышления учащихся, наряду с конвергентными задачами, в учебный процесс необходимо вовлекать достаточное количество дивергентных задач, так как вариативность правильных ответов и способов решения таких задач создает идеальные благоприятные условия для проявления творческого потенциала ребенка, позволяющее ему постоянно совершенствовать свои творческие поиски. Именно в процессе решения таких проблем разрабатываются, развиваются и формируются важные факторы дивергентного мышления, такие как беглость, гибкость и оригинальность, так как в повседневной жизни и профессиональной деятельности человек часто сталкивается с задачами разнородного типа.
Ситуации разной степени неопределенности, вызванные разными проблемами, стимулируют активность, поскольку при решении задач такого типа необходимо искать разные подходы, не исключая самых невероятных. Решение таких проблем часто требует интуиции, проницательности и других факторов, присущих творческому мышлению. Другими словами, мыслительные процессы учащихся при решении различных задач действуют как катализаторы и раскрывают творческий потенциал каждого из них. В традиционных учебниках встречаются следующие различные задачи:
1) с отсутствующими данными;
2) составлять согласно заданному решению или уравнению;
3) о составе и изображении номера.
Обычно таким задачам уделяется мало внимания и роль таких задач в образовательном процессе незначительна, поскольку в их решении преобладает конвергентный подход. Наиболее подходящие виды различных заданий для начальной школы, на наш взгляд
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акрамова, Г. Р. Научно-теоретические основы развития критического мышления учащихся / Г. Р. Акрамова. — Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 3. — С. 127—129. — Библиогр. в конце ст. (4 назв.).
2. Архиреева, Т. В. Развитие общего интеллекта и творческих характеристик школьников в период с первого по второй класс / Т. В. Архиреева. — Текст : непосредственный // Психология обучения. — 2012. — № 1. — С. 22—32. — Библиогр.: с. 32 (3 назв. ).
3. Безусова, Т. А. Технология использования некорректных задач в школьном образовании / Т. А. Безусова. — Текст : непосредственный // Школьные технологии : науч. — практ. журн. — 2010. — N 1. — С. 97—104.
4. Белошистая, А. В. Развитие дивергентного мышления младших школьников / А. В. Белошистая, А. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Вопросы психологии : науч. журн. — 2010. — N 2. — С. 72—80 : табл. — Библиогр. в конце ст.
5. Богоявленская, Д. Б. К вопросу о дивергентном мышлении / Д. Б. Богоявленская. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 1. — С. 85—97.
6. Гагай, В. В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения / В. В. Гагай ; Шадр. гос. пед. ин—т. — Шадринск : ШГПИ, 1996. — 89 с. — Текст : непосредственный.
7. Галиуллина, Е. Н. Открытые задачи в начальной школе / Е. Н. Галиуллина. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2011. — N 2. — С. 40—44 : 2 табл., 2 схемы. — Библиогр.: с. 44 (4 назв.).
8. Гашаров, Н. Г. Дивергентные задачи — средство развития творческого мышления младших школьников / Н. Г. Гашаров, Х. М. Махмудов. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2014. — № 2. — С. 29—33 : рис. — Библиогр.: с. 33 (6 назв.)
9. Гетманская, Е. В. Продуктивное и репродуктивное мышление: общность или антагонизм? / Е. В. Гетманская. — Текст : непосредственный // Сибирский психологический журн. : науч.—практ. журн. — 2010. — N 36. — С. 27—31. — Библиогр. в конце ст.
10. Денисова, О. В. Постановка учебной проблемы и пути ее решения при реализации ФГОС / О. В. Денисова, И. А. Кокунова. — Текст : непосредственный // Начальная школа. Все для учителя! : [16+] : науч.—метод. журн. : осн. в дек. 2010 г. — 2013. — N 10. — С. 2—4. — Библиогр.: с. 4 (7 назв.).
11. Дубчак, Л. Число и цифра 9 / Л. Дубчак. — Текст : непосредственный // Начальная школа — Первое сентября. — 2015. — № 9. — С. 4—7 : 10 рис. — Доп. материалы к ст. см. в Личном кабинете на сайте 1september.ru.
12. Епанчинцева, Т. В. Развитие творческого мышления младшего школьника / Т. В. Епанчинцева. — Текст : непосредственный // Научный поиск : науч.—метод. журн. — 2011. — N 2 (3). — С. 151—153 .
13. Иванов, А. Н. Задачи конвергентные и дивергентные / А. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Начальная школа: плюс до и после. — 2007. — № 7.— С. 68—73.
14. Иванов, А. Н. Развитие дивергентного мышления младших школьников / А. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Педагогические .технологии. — 2008. — № 3. — С. 35—46.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2—е изд. — Москва : Просвещение, 2010. — 152 с. : табл. — (Стандарты второго поколения). — Библиогр.: с. 148—150.
16. Ковалева, Г. И. Вариативные задачи в обучении математике / Г. И. Ковалева. — Текст : непосредственный // Математика в школе. — 2014. — № 1. — С. 27—31 : 8 рис. — Библиогр.: с. 31 (2 назв.).
17. Марищук, Л.В. О применении системного подхода в изучении дивергентного мышления / Л. В. Марищук. — Текст : непосредственный // Психология обучения. — 2007. — № 10. — С. 20—31.
18. Махов, С. А. Работа по развитию математического творчества младших школьников на уроке / С. А. Махов. — Текст : непосредственный // Непрерывное педагогическое образование: результаты учебно—исследовательской работы студентов : сб. студен. ст. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин—т. — Шадринск : ШГПИ, 2008. — С. 66—73.
19. Махов, С. А. Работа по развитию математического творчества младших школьников на уроке / С. А. Махов. — Текст : непосредственный // Непрерывное педагогическое образование: результаты учебно—исследовательской работы студентов : сб. студен. ст. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин—т. — Шадринск : ШГПИ, 2008. — С. 66—73.
20. Машукова, Е. И. Интеллектуальные разминки / Машукова, Е.И.. — Текст : непосредственный // Начальная шк. — 2008. — № 1. — С.104—105.
21. Попова, Л. В. Когнитивные стили и их учет в обучении / Л. В. Попова. — Текст : непосредственный // Психология познавательной деятельности учащихся и студентов : межвуз. сб. науч. тр. / ред. Н. Е. Веракса. — Москва : Прометей, 1990. — С. 128—135. — Библиогр.: с. 135—136. Кл.слова (ненормированные): ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ —— КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ —— латеральное мышление —— УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КРЕАТИВНОСТЬ
22. Селькина, Л. В. Открытые задачи как компонент содержания начального математического образования / Л. В. Селькина, М. А. Худякова. — Текст : непосредственный // Нач. шк. : науч. — метод. журн. — 2009. — N 9. — С. 53—55.
23. Телегина, Э. Д. Формирование механизмов саморегуляции творческой мыслительной деятельности у младших школьников / Э. Д. Телегина. — Текст : непосредственный // Психология познавательной деятельности учащихся и студентов : межвуз. сб. науч. тр. / ред. Н. Е. Веракса. — Москва : Прометей, 1990. — С. 161—171. — Библиогр.: с. 171.
24. Тромпинская, Л. К. Развитие креативности мышления на уроках математики / Л. К. Тромпинская. — Текст : непосредственный // Начальная школа. Все для учителя! : [16+] : науч.—метод. журн. : осн. в дек. 2010 г. — 2017. — N 7/8. — С. 54—59.
25. Утемов, Вячеслав Викторович. Креативная педагогика : Учебное пособие для вузов / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. — 2—е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 237 с. — (Высшее образование). — URL: https://urait.ru/bcode/455780https://urait.ru/book/cover/BAD87EC3—7870—4CB8—AE40—B52495BD997B. — Режим доступа: Электронно—библиотечная система Юрайт, для авториз. пользователей. — — Текст : непосредственный.