Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30–40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Как считает Б. Неменский, образовательная организация решает, что школьники начнут любить, а что не смогут терпеть, что их будет восхищать, и от чего они будут испытывать гордость, чему они начнут радоваться, а что будут подвергать презрению через несколько десятков лет. В этом есть тесная связь с предстоящим будущим мирового сообщества. Ни одно создание мирового взгляда не бывает завершенным, пока окончательно не сформирована эстетическая точка зрения. Без эстетического аспекта мировоззрение по-настоящему не интегрируется, и невозможно справедливое и всестороннее восприятие реальности. Если нереально увидеть себе общество людей, у которого отсутствует история эстетического развития, также нереально встретить образованного человека без хорошего эстетического воспитания [9].
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ
Эстетическое воспитание включает в себя довольно широкий круг вопросов, от самых глубоких теорий до повседневных (явления моды, развлекательная музыка того или иного типа). Несмотря на серьезные изменения, все они тесно связаны.
Эстетическое воспитание часто понимается как воспитание человека в соответствии с определенным эталоном идеала, который определяет как его внешнее физическое существование, так и его внутреннюю духовную природу. Поэтому эстетические стандарты зависят от общества и развиваются в соответствии с изменениями, которые произошли в обществе [14].
1.1. Сущность понятия «эстетический вкус»
Категория эстетического вкуса появилась в науке Европы в XVII веке в связи с появлением новейших движений в художественном мире, которые разрушили старые каноны, создали необходимость появления подходящих критериев классификации. В это же время индивидуальность в развитии, начиная отсчет с точки периода Возрождения, ставит глобальный вопрос о вероятности независимой субъективной оценки: деятельности опирается на чувство эстетической удовлетворенности или вкуса.
Эта ситуация на протяжении веков создала проблемный подход к определению эстетического вкуса как беспристрастного и субъективного суждения. Остановимся на подходах к решению этих проблем. Термин эстетический (от греческого «Aisthetikos» — чувственное восприятие) обязан своим рождением в XVIII веке А. Баумгартену, представителю немецкой философии . Именно он определил место данной науки в научной знаниевой системе. Философ был уверен, что эстетика — это самый низкий уровень эпистемологии, науки о чувственном познании с ее точным признаком наличия совершенной формы - красоты. Эстетической истории уже тысячи лет [7].
Однако эстетический вкус сформировался задолго до появления термина «эстетика». Эстетика основывается на чувственном восприятии реального мира и затрагивает все его составляющие: окружающую природу, существующее общество, людей и их продукты деятельности во всех жизненных сферах. Основной тематикой эстетических исследований выступает эстетическое знание, его реальность, существующие законы и нормы, принятые формы и типы, его связь с природой и искусством, его появление и ролевая позиция в художественном творчестве, а также удовольствие. Одной из областей, объединяющих людей во всех существующих исторических эпохах, выступает область эстетики.
В самом деле, эстетика в самом строгом словесном смысле — это не наука, и не ее часть, и не смежная в науке область, так как ее предмет в принципе не может быть полностью рационализирован и устно описан. Эстетика - это, по сути, метафизическая форма сознания; особое духовное состояние, при котором человек достигает одной из высших форм бытия, чувств и опыта полного участия в бытии [8].
А теперь поговорим о возникновении понятия «эстетический вкус» в специальной литературе. С целью получения эстетического опыта, эстетического общения человека (единения) со Вселенной, повышения уровня восприятия красоты и искусства, появления эстетической ценности объект должен быть наделен своеобразными характеристиками. Данное определение не привело к закреплению соответствующего термина до 50-ых годов XVII века, в тот период, когда наконец-то выбрана категория вкуса, и ранее использована только для называния одного из пяти внутренних органов, расположенных в полости.
Эстетико-художественный вкус - форма аналитического склада дифференциации эстетического человеческого сознания, определяющая структуру и основные качества произведений искусства, существующие жанры и стили, а также отданные предпочтения выбранным характеристикам искусства на основе собственной ориентации человека и его культурного уровня, художественного оценивания. Эстетико-художественные вкусы могут развиваться только на основе определенных компонентов эстетического сознания, например, эстетические эмоции, чувственное восприятие, суждения, сформированные интересы, спрос, принятый идеал, ориентация среди ценностей и т. д.
1.2. Особенности воспитания эстетического вкуса в школьном возрасте
Проблема школьного воспитания эстетической направленности — это проблема мирового уровня в целом и молодого поколения в частности. Сегодня существующее сообщество насыщено всевозможными предметами древнейшего и нового искусства, и они все не представляют особой разницы между собой. Единственной мерой, которая в современном мире определяет ценность художественного произведения, - это аукционная стартовая цена. Современной молодому человеку сложно оценить эстетическую красоту какого-либо творения, потому что сегодня понятие эстетики потеряло смысл, а в приоритете - практичность и доступность. Конечно, не следует обобщать, что от этого все сообщество страдает.
Есть и среди современной молодежи настоящие ценители великолепия. Главная задача образовательной организации - воспитать гармонично развитую личность, в которой эстетическая составляющая играет весомую роль. Сегодня необходимо улучшить эстетико-художественное воспитание школьников. Для этого важно развивать чувство великолепия, высокий эстетический вкус, формировать и развивать способность понимать и ценить произведения искусства, исторические и архитектурные памятники, беречь красоту и богатство родной природы.
Для реализации данной цели лучше использовать комплексно возможности каждого учебного предмета, но особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, основ эстетики, обладающих огромным потенциалом познания и образовательной силы. Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности воспринимать и ценить прекрасное в реальности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также умение и необходимость участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни [10].
Великолепное в реальности - это источник прекрасного в искусстве. Только гармонично развитый человек может иметь стремление жить и работать естественно. Эстетическое воспитание, представляя собой нравственную основу физического и трудового воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, интеллектуальное и физическое совершенство которого сочетается с высокой чувственной культурой.
Эстетическое отношение к миру — это, наконец, не только созерцание прекрасного, но, прежде всего, поиск творчества в соответствии с законами красоты. Эстетическое воспитание имеет тесную связь с трудовым обучением. Невозможно представить образование без познания прекрасного в целях, содержании и процессе работы, в то же время нельзя представить себе эстетическое воспитание отдельно от активной творческой деятельности.
Эстетический вкус – это оценочное выражение действительности с позиции объединяющихся в человеке представлений: и о великолепном, и уродливом, и комическом, и трагическом и т. д.
У каждого человека есть обязанность воспитывать, обогащать и совершенствовать собственный эстетический вкус. Эстетическое воспитание включает формирование у человека восприимчивости к искусству и прекрасному, которое присуще творениям человека [16].
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ
В первую очередь эстетическое воспитание направлено на то, чтобы помочь школьникам овладеть основами научной эстетики. Основные знания, концепции, которые заложены в школе в контексте учебно-воспитательной деятельности, помогают развивать эмоциональную и нравственную сферу ребенка. Одной из важных задач эстетического воспитания является формирование эстетических идеалов, вкусов и суждений младших школьников в соответствии с общепринятыми обществом. Это позволяет учащемуся начальной школы понять произведение искусства, дать ему правильную оценку и тонко увидеть грань между настоящим и ложным в искусстве или бездарным произведением.
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетического вкуса у детей школьного возраста
Метод воспитания эстетизма у детей основан на их восприимчивости к различным категориям предметов в зависимости от возраста. По мере роста человека его чуткий акцент на природе и обществе меняется.
Начальная школа
Восприятие школьников начальных классов по-прежнему рассеяно, мозаично, поверхностно. Ребенок долго не удерживает внимание на теме. Его больше интересует динамизм сюжета, чем описательный образ.
С точки зрения культурного развития, детям средней школы рекомендуется посещать театр. Литературные произведения в исполнении артистов создают сильный эмоциональный фон. Ребенок идентифицирует себя с персонажами, с удовольствием смотрит спектакль.
Причастность к искусству длится. Ученики начальной школы больше ориентированы на рукотворный процесс, чем на конечный результат. Ограничивающим фактором является неугомонность и повышенная активность детей школьного возраста.
Подростки
Старшеклассники лучше владеют базовыми знаниями в области эстетики и могут применять их на практике. Однако стремление выделиться из общей среды часто доводит подростков до крайностей, стирая грань между великолепным и абсурдным, абсурдным.
Условия современной жизни диктуют новые подходы к формированию эстетических взглядов. Необходимо учитывать не только тенденции классического искусства, но и новейшие тенденции в искусстве.
Молодежь, в первую очередь интересуют:
музыка: рэп, рок;
живопись: компьютерная графика, граффити;
литература: комиксы.
Выпускники
У старшеклассников есть система мировоззрений. Через свою призму они воспринимают эстетическую сущность окружающих предметов и явлений. Основное внимание уделяется рассмотрению эстетических аспектов поведения человека и межличностных отношений. [3]
2.2. Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на воспитание эстетического вкуса школьников
Во время первоначального планирования эксперимента мы обнаружили, что ни одна техника не будет успешной, если ребенок не овладеет базовой терминологией, касающейся искусства и рисования. Поэтому в первые дни практических занятий мы проводили историю искусств с целью постоянно произносить концепции, чтобы они вошли в словарный запас студентов и начали использовать эти знания в дальнейшем. Как уже было сказано, первая задача заключалась в доступном формировании представлений о понятиях: живопись, рисунок, композиция, гармония, тема, сюжет, цвет.
В первый день спланированного эксперимента была проведена искусствоведческая беседа по репродукции картины Ивана Шишкина «Зима». Данный пейзаж И. Шишкин написан в 1890 году. Картина хранится в Государственном Русском музее города Санкт-Петербурга. На данной картине художник запечатлел зиму в еловом лесу. Он показал нам всю красоту зимнего заснеженного леса, который укрыт толстым слоем пушистого снега. На переднем плане картины мы видим занесенную снегом поляну.
Под глубокими снежными сугробами лежат огромные стволы поваленных деревьев. А между ними, под снежными шубами, были спрятаны крошечные елочки. Чуть дальше, на заднем плане картины, мы видим густой непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим совсем рядом с огромными елями, поэтому не видим верхушек деревьев. Можно видеть перед собою только огромные толстые стволы, похожие на великанов [1].
Особенность картины в том, что художник использовал мало цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Это беспрецедентно: коричнево-белый, кремовый — это из-за коричневых стволов деревьев. А там, где есть глубокие тени, снег тоже голубоватый. В лесной глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил ели, окрашивая снег в слегка желтоватые тона. Даже птица задремала на одном из деревьев. Кажется, что все вокруг засыпало, не просыпаясь. Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствия холодного дня, заснеженного спящего леса, ее можно назвать «Зимнее царство».
Репродукция картины идеально вписывается в сюжет занятия изобразительным искусством на тему зимнего пейзажа. Целью этого урока было познакомиться с жанром живописи, который называется пейзажем, его особенностями, узнать, что художники мира написали в этом жанре.
В содержание данного урока нами были включены понятия «рисунок» и «композиция» скрытым контекстуальным способом. Для знакомства с шедеврами мирового уровня мы использовали репродукции картин пейзажистов А. Мещерского «Зима. Ледокол», К. Розена «Зимний лес», И. Шишкина «Зима», А. Саврасова «Зима», которые хотя и выполнены в холодных тонах, но отражают различные настроения.
Сначала преподаватель вел историю искусства, озвучивал общие сведения о репродукциях, затем ученикам предлагалось самостоятельно определить настроение воспроизведения изображения и с помощью автора удалось передать это настроение. В заключение студенты закрепили знания, полученные в ходе практического действия, а именно создания зимнего пейзажа [2].
Сначала учеников просили посмотреть репродукции картин, которые выражали разные настроения и в разных цветах, прежде чем приступить к занятиям. Сначала учитель сам ведет историю искусств, после чего предлагает ученику изложить свою версию истории и выступить в роли наставника. Так первым из жанров, оказавшимся доступным для понимания учащимися, стал пейзаж. Его пониманию способствовали репродукции картин знаменитых пейзажистов И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, К. Айвазовского.
2.3. Анализ результатов исследования
На шестой неделе мы подвели итоги нашей работы по закладке основ эстетического воспитания учеников начальной школы через живопись. Контрольный опрос был проведен среди учащихся 2 классов и дал следующие результаты:
Мы еще раз отразили результаты 2 класса «А» в курсовой работе, 2 «Б» в Приложении 3. Мы видим, что процент высокого уровня эстетического образования увеличился с 15% до 20%, а средний уровень от 46% до 60%. Следовательно, низкий уровень снизился до 20%. Результаты, показавшие в целом класс 2 «Б», не отличались от результатов, представленных ими ранее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественно-эстетическое образование — основная составляющая базовой культуры человека. Воспитание эстетической направленности в условиях современной школы достигается через искусство и через окружающую действительность. Живопись, литература, музыка имеют огромное влияние на сознание ребенка; они обогащают его внутренний мир, развивают его тягу к искусству, а также формируют эстетическое сознание ребенка.
Цель эстетического воспитания заключается в формировании ценного гуманистического эстетического идеала для многогранного развития личности, способности видеть, сопереживать и чувствовать красоту. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи: способствовать усвоению школьниками основ научной эстетики, формированию эстетических идеалов, вкусов и суждений в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитию эстетических идеалов во всех сферах человеческой жизни.