Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию речи детей. Актуальной является работа по запуску речи, развитию ее отдельных компонентов. Речевое развитие является важной стороной развития ребенка в целом. От того, насколько сформированы речевые навыки ребенка, во многом зависит успешность его дальнейшего функционирования в обществе, а также дальнейшее личностное и психическое развитие [1].
Работа по развитию речи является актуальным направлением работы, как для детей с нормой речевого развития, так и для детей с различными речевыми нарушениями. Одним из сложных аспектов развития речи ребенка является формирование слоговой структуры слова у дошкольников. Нарушения и затруднения при словообразовании довольно часто наблюдаются не только у детей с речевыми нарушениями, но и у детей с нормой речевого развития. У детей с нарушениями речевого развития, в частности, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), ситуация усугубляется в связи с наличием сопутствующей патологии, множественных дефектов. Так, у детей с ФФНР, нарушены навыки звукового анализа и синтеза, часто отмечаются нарушения фонематического восприятия, в связи с чем ребенку трудно составить из отдельных букв и звуков соответствующую слоговую структуру [3].
Все это требует своевременного выявления и проведения коррекционной работы, поскольку от того, насколько эффективно дети справляются с корректным выстраиванием слоговой структуры, зависит эффективность словообразования, а также успешность дальнейшего развития речи, коммуникативных навыков.
Способность к выстраиванию слоговой структуры слова, словообразованию является важным этапом в развитии связной речи ребенка, лежит в основе не только говорения, но и понимания, восприятия устной речи на слух. От того, насколько четко ребенок воспринимает, дифференцирует различные составляющие слова, произносит их, образует новые слова во многом зависит успешность всей коммуникативной деятельности детей, а также правильность письменной речи. На основе звукопроизношения формируется умение правильно воспринимать и произносить слова, умение строить предложения, и наконец, строить связное высказывание, выражать свои мысли.
Старший дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи и речевого развития, в особенности для работы над слоговой структурой слова. Это связано с тем, что в этот период у ребенка уже достаточно хорошо развиты навыки звукового восприятия, звукового анализа, ребенок хорошо умеет дифференцировать звуки родного языка. Все это способствует переходу к следующему этапу – построению слогов. Кроме того, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается высокая пластичность мозга, способность всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению различными компонентами речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений, то они превратятся в стойкий дефект [2].
Степень разработанности тематики. Разработанность тематики находится на низком уровне. В литературе недостаточно сведений, касающихся особенностей развития слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста, как в норме, так и при патологии. Ряд исследователей и практикующих специалистов недооценивает значимость работы над слоговой структурой слова, и зачастую упускает этот этап, переходя от постановки звуков и развития навыков звукопроизношения сразу к работе над словобразованием и расширением активного словаря детей. Практически нет комплексных исследований, в которых исследовались бы особенности слоговой структуры старших дошкольников, нет источников, в которых бы рассматривались различные способы и методы развития навыков формирования слоговой структуры слова. Также нет каких-либо разработок, посвященных исследованию и коррекции слоговой структуры у детей с ФФНР.
Проблема исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев нарушения слоговой структуры у дошкольников с ФФНР. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как нарушения слоговой структуры весьма затрудняют дальнейшее речевое развитие ребенка, что приводит к нарушению взаимоотношений ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождает неуверенность ребенка в своих силах. Важно начать коррекционно-развивающую работу своевременно, еще в дошкольном возрасте, до того момента, как ребенок начнет осваивать грамоту, что позволит сделать такую работу более эффективной.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что дети с ФФНР нуждаются в специально организованной работе, направленной на формирование слоговой структуры слова.
Объект исследования – слоговая структура слова у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Цель исследования – изучить особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития слоговой структуры слова у детей в норме.
2. Привести психолого-педагогическую характеристику детей с ФФНР.
3. Проанализировать особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению слоговой структуры слова у детей с ФФНР.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Развитие слоговой структуры у детей в норме
Дошкольный возраст – период жизни ребенка, 2-6 лет. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни, в том числе, и в речевом развитии [3].
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Важную роль при этом играют различные формы общения с воспитателями, проведение тематических бесед с детьми. В дошкольном возрасте преобладает внеситуативно-личностная форма общения, которая стимулирует речевое развитие ребенка [4].
В первую очередь ребенок осваивает звукопроизношение. В основе правильного звукопроизношения, восприятия и анализа речи ребенка лежат условные рефлексы. Основные рефлексы формируются в течение первого года жизни ребенка. Постепенно они усложняются, и формируются основы понимания ребенком речи окружающих. Примерно в конце первого года жизни ребенок уже накопил достаточно опыта для того, чтобы научиться распознавать устную речь, а также правильно произносить и воспроизводить звуки. Навык звуковосприятия также формируется именно в это время, что дает ребенку возможность слышать определенные звуковые сочетания, различать их. Постепенно этот навыки усовершенствуется и усложняется [5].
Нормы развития слоговой структуры слова различны у детей разной возрастной категории.
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)
4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...) [6].
Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам [7].
В основе понимания ребенком устной речи лежат условные рефлексы. Постепенно условная связь осложняется и усложняется восприятие звуковых и зрительных образов. Звуковое сочетание постепенно способствует формированию ассоциаций и возбуждения в коре головного мозга, что влечет за собой условную связь. С момента образования связи в головном мозге
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедзянова, В. В. Формирование глагольного словообразования в структуре преодоления системного недоразвития языковых и речевых средств у дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / В. В. Ахмедзянова. – Екатеринбург, 2008. – 203 с.
2. Вахитова, Г. Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности / Г. Х. Вахитова // Научно-педагогическое обозрение. – №4 (6). - 2014. - С.12-19.
3. Волков, Б. С. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2017. — 287 c.
4. Волкова, Л. М. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л. Волковой. – М.: Владос, 2017. – 547 с.
5. Воробьева, В. К. Методологические проблемы практического применения системного анализа в логопедии / В. К. Воробьева // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. Под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. – 336 с.
6. Глабова, Ю. А. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Ю. А. Глабова, Е. Ю. Медведева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С.34.
7. Глозман, Ж. М. Детская нейропсихология: учебное пособие / Ж. М. Глозман. — 2-е изд. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 247 c.
8. Глухов, В. П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Специальная педагогика. - №1. – 2017. - С.89—97.
9. Горина, Е. А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Горина // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
10. Горошко, Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Горошко // Вестник науки и образования. – №4(40). – Т.1. - 2018. – С. 86- 89.
11. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 12–19.
12. Динмухамедова, А. С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР / А. С. Динмухаметова // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». - №2(12). – 2013. – С. 5-12.
13. Дорофеева, О. В. Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности / О. В. Дорофеева // Образование и наука. – №10 (78). – 2010. - С.79-87.
14. Засорина, Л. Н. Речевое развитие детей 2–8 лет [Электронный ресурс]: методики. Учебно-игровые материалы / Л. Н. Засорина, Н. Н. Беляковская, Н. Ш. Макарова; под ред. Л. Н. Засорина. — СПб.: КАРО, 2013. — 144 c.
15. Искандарова, Г. Р. К вопросу о словообразовании в детской речи (на материале русского, немецкого, английского языков) / Г. Р. Искандарова, Р. З. Мурясов // Вестник Башкирского ун-та. – Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2012. – Т. 17. № 1 (1). – С. 514-517.
16. Лалаева, Л. И. Особенности проявления взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Л. И. Лалаева // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2008. – № 6 (20). – С. 145-157.
17. Микляева, Н. В. Разработка диагностики языковой способности / Н. В. Микляева // Вестник Воронежского гос. ун-та. - 2011. – № 1. – С. 208-212.
18. Минькина, Н. С. Особенности словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. С. Минькина // Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее: сборник научных статей по материалам межвузовской студенческой научнопракт. конференции (20-21 марта 2017 г.) / под общей ред. Л. А. Головчиц, Н. В. Микляевой, А. В. Кротковой. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – С. 147-150.
19. Михеева, И. А. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи / И. А. Михеева, С. В. Чешева. — СПб.: КАРО, 2009. — 256 c.
20. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребёнка: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. / С. В. Плотникова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 224 с.
21. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина - М.: Академия, 2015. – 248 с.
22. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. Москва: Просвещение, 2016. -240с.
23. Тулякова, О. В. Состояние здоровья, физическое и психическое развитие детей в зависимости от различных факторов: монография / О. В. Тулякова. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 332 c.
24. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.03 / Т. В. Туманова; Московский гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. – Москва, 2005. – 45 с.
25. Уварова, Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе применения наглядно -игровых средств: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01., 13.00.03 / Т. Б. Уварова. – Москва, 2011. – 24 с.
26. Харченко, В. К. Словарь детской речи: свыше 3500 слов / В. К. Харченко. – Белгород: Белгородский гос. пед. ин-т, 1994. – 256 с.
27. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. – М.: Знак, 2009. – 592 с.
28. Четверикова, Т. Ю. Овладение глухими школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Т. Ю. Четверикова. – Москва, 2004. – 221 с.
29. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. – М.: КДУ, 2005. – 400 с.
30. Ширикова О. А. Творческие игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. А. Ширикова // Сибирский педагогический журнал. - № 1. – 2014. - С.217 – 220.