Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. С динамичным развитием информационно-компьютерных технологий, с внедрением телевидения поток информации поступает к ребенку с большей скоростью. Ребенок дошкольного возраста овладевает умением пользоваться современными гаджетами, компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, а литературный опыт ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих педагогов дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста интереса к чтению и книге.
Целенаправленно работать с книгой ребенок начинает в начальной школе, а дошкольник является нестандартным читателем. Определение «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чье отношение к книге выстраивается взрослым. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь к чтению, развивать его читательский интерес.
Ребёнок XXI века живет в новом социо-культурном пространстве. Как отмечается во многих исследованиях, на сегодняшний день наблюдается устойчивое снижение уровня читательской культуры среди детей и молодежи. Большинство школьников читает только школьную программу, необходимую для выполнения уроков. Дети дошкольного возраста, не умеющие читать, напрямую зависят от свободного времени родителей. На смену свободному времени с книгой, приходит время с мультфильмами, фильмами, или же просто игровыми гаджетами. Вырисовывается негативная тенденция в развитии духовности и нравственности подрастающего поколения.
Чтение в воспитании и образовании всегда являлось средством обогащения внутреннего мира ребёнка. Современная система дошкольного образования постоянно выдвигает новые требования к воспитательно-образовательному процессу, направленному на полноценное развитие личности дошкольника. Большим потенциалом для формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста обладают аудиокниги.
Как отмечают О.А. Пичугина, С.Е. Чушкина социальные медиа и IT-технологии являются эффективным средством привлечения молодежи и детей к чтению [13; 19].
История аудиокниги началась задолго до цифрового звука. С появлением цифровых носителей и форматов звукозаписи аудиокниги стали значительно более удобным и полезным средством образования и интеллектуального досуга, в том числе для детей дошкольного возраста, за счет новых возможностей хранения и поиска информации.
Цель данной работы: изучение потенциала аудиокниг для развития интереса к чтению у дошкольников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть проблему приобщения дошкольников к чтению;
• Охарактеризовать круг детского чтения;
• Изучить проблему использования аудиокниг в процессе обучения и воспитания;
• Определить потенциал для развития читательского интереса у дошкольников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: аудиокниги как средство формирования интереса к чтению у дошкольников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития интереса к чтению у дошкольников
1.1. Проблема приобщения дошкольников к чтению
Дошкольный возраст является сензитивным для включения ребенка в читательскую деятельность. Именно в этот период у него начинают формироваться первые представления о мире, вырабатываются привычки, навыки, характер. В это же время у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. И процесс формирования дошкольника как читателя можно делить на два этапа: пассивный – ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; и активного – ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам [12]. Но, как показывает реальная ситуация, для современных детей книга отошла на второй план, уступив всевозможным гаджетам. Поэтому перед педагогами стоит задача подбирать такие способы приобщения детей к книге, чтобы, в первую очередь, заинтересовать их. Рассмотрим реализуемые педагогами методы, средства, позволяющие прививать детям любовь к чтению, уважение к книге.
О.С. Поносова и Е.В. Шамаева описали свой опыт использования педагогических условий приобщения дошкольников к чтению на практике.
Во-первых, это организация предметно – развивающей среды, к которому относится оформление книжного уголка, выставки рисунков по произведению, атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры «Библиотека», уголок сказки для театральных представлений и мини-спектаклей, а также музей книги.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005.
3. Бенеш Н.И. Принципы формирования круга детского чтения // [Электронный ресурс] URL: http://www.sworld.com.ua/index. php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individualconferences/june-2013
4. Бенеш Н.И. Принципы формирования круга детского чтения // [Электронный ресурс] URL: http://www.sworld.com.ua/index. php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individualconferences/june-2013
5. Василина Д. С. Современный тип трансляции культуры // Культура и образование : сб. ст. / под ред. В. Л. Бенина. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. – Вып. 14. – 182 с.
6. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
7. Демьянов И. URL: https://demyanoff.ru
8. Донская М.В. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации // Педагогика и современность. – 2014. – №3. – С. 42–44.
9. Коротаева Н.В. Использование аудиокниги в работе школьных библиотек // Vетодическое пособие. URL: http://moikompas.ru/compas/audiobooks
10. Лебединцев В. Б. Литературное чтение в разновозрастном учебном коллективе // Школьные технологии. – 2009. – № 4. – С. 126–136.
11. Лукашина А. URL: https://vk.com/page-40564184_44186004
12. Мамеева Э.М. Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы // Приоритеты педагогики и современного образования. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 220–222.
13. Пичугина О.А. Трансформация массовой коммуникативной реальности в эпоху социальных медиа // Вестник Российского государственного гуманитарного университета.— 2013.— № 1.— С. 268–276.
14. Поносова О.С. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы / О.С. Поносова, Е.В. Шамаева // Молодежь. Наука. Современность. IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2017. – С. 193–197.
15. Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru
16. Продвижение чтения в социальных медиа // Университетская книга.— 2013.— № 2.— С. 30–33.
17. Проект «PROчтение» URL: https://vk.com/pro_chteniye
18. Что нужно знать об аудиокнигах + лучшие чтецы. URL: https://an2-studio.xyz/luchshie-chtetsy-audioknig/
19. Чушкина С.Е. Тематические сообщества в социальных медиа как инструмент повышения читательской культуры // Вестник Башкирского университета.— 2014.— № 19.— С. 596–599.
20. Шафран Н.М. Особенности организации досуга ребёнка дошкольного возраста в семье // Наука и школа.— 2015. № 1.— С. 187–194.
21. ReadRate. Сайт для любителей чтения. URL: https://readrate.com