Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время у психологов и педагогов вырос большой интерес к проблеме формирования и развития самоконтроля младших школьников. Актуальность проведенного исследования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться самостоятельно. Одно из универсальных учебных действий – действие контроля. Действие контроля, которое осуществляется самим учеником, мы понимаем, как самоконтроль. В данном исследовании самоконтроль рассматривается, как действие, которое направлено на достижение высокого результата и способа учения.
Именно поэтому проблема успешного самостоятельного усвоения младшими школьниками новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, является одной из важнейших. Высокие возможности для этого предполагает освоение универсальных учебных действий. Для того планируемые результаты стандартов второго поколения выделяют как предметные, личностные так и метапредметные результаты.
Разработка теории развития универсальных учебных действий в системе образования соответствует новым социальным запросам, основанным на знаниях и высоких инновационных возможностях.
Математика всегда являлась одним из ведущих предметов общеобразовательной школы: она способствует изучению других дисциплин. Практические умения и навыки математики нужны для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
В широком смысле универсальные учебные действия трактуются саморазвитием и самосовершенствованием, путем сознательного и активного усвоения социального опыта.
Опираясь на вышенаписанное, мы видим, что формированием самоконтроля и самооценки в начальной школе связаны универсальными учебными действиями. Немаловажным компонентом в деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые результаты самостоятельно выявляются и оцениваются им самим. Если сравнить с контролем, осуществляемым учителем для проверки знаний и понимания возможности изучения материала в дальнейшем, действие самоконтроля осуществляется на протяжении всей учебной деятельности.
Очень важное значение развитие самоконтроля у учащихся начальных классов приобретает в личностно–ориентированном образовании. Неумение младших школьников контролировать учебную деятельность и искать способы преодоления ошибок не может привести к разностороннему развитию.
Проблему формирования действий самоконтроля у младших школьников в своих работах рассматривали П. Я. Гальперин, А. С. Лында, Г. В. Репкина, Е. В. Зайка и др.
Необходимо учесть, что практические аспекты в этих исследованиях не рассматриваются. Потому наблюдается противоречие между необходимостью формирования самоконтроля младших школьников при обучении решению задач и недостаточной разработанностью педагогических условий. Это обусловлено актуальностью темы и постановкой проблемы: выявления и обоснования педагогических условий формирования самоконтроля младших школьников при обучении решению задач.
Цель курсовой работы: изучить педагогические условия формирования умений самоконтроля учащихся начальных классов при обучении решению задач.
Гипотеза исследования: формирование самоконтроля при обучении решению задач будет эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- осознание учащимися смысла решения задач, связи между компонентами действий;
- систематическое и целенаправленное использование специальных приемов самоконтроля (сличение с образцом, самопроверка с использованием связи между компонентами действия и др.).
Объект исследования: процесс формирования умений самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников при обучении решению задач.
Предмет исследования: педагогические методы, направленные на формирование умений самоконтроля младших школьников при обучении решению задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «самоконтроль»;
2. Выявить особенности развития сферы самоконтроля у младших школьников;
3. Изучить особенности обучения младших школьников решению задач на уроке математике;
4. Выявить уровень умения самоконтроля у учеников начальной школы при решении математических задач;
5. Разработать и апробировать педагогические приемы и методы формирования умения самоконтроля учащихся начальной школы при решении задач;
6. Провести сравнительный анализ полученных данных и определить эффективность проделанной работы.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы была школа.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы;
- частнонаучные – составление программы тестирования, наблюдение, диагностические задания, методы математической обработки и графического представления данных.
Методологической основой исследования являются основные принципы педагогики, такие как природосообразности, культуросообразности, профессиональной целесообразности, целостности.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обосновании важности формирования умений самоконтроля у учащихся начальной школы при обучении решению задач для дальнейшей успешной учебной деятельности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была проведено опытно-экспериментальная работа, которая показала, что без целенаправленной работы педагога учащиеся начальной школы не способны самостоятельно овладеть умениями самоконтроля при решении математических задач. Также были выявлены и апробированы педагогические условия, которые показали свою эффективность в учебной деятельности.
Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы, приложения.
Список использованной литературы состоит из 34 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе представлено формирование самоконтроля младшего школьника как научная проблема, описаны особенности самоконтроля младших школьников и потенциальные возможности предмета математика для формирования умений самоконтроля у учащихся.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование умений самоконтроля у учащихся начальной школы при обучении решению математических задач. Приведены и апробированы педагогические приемы и методы работы, используемые в педагогической практике.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1.1 Понятие о самоконтроле в научно-психологической литературе
Г. В. Бельтюкова считает, что самоконтроль - это умение учащегося оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? [6]. Очень близко к этому определению определение И. Н. Семенова который считает, что самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов [27].
Действие самоконтроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ [13]. Так, в определении, данном В. И. Кузнецовым, самоконтроль отождествляется с сознательной деятельностью вообще: самоконтроль - это сознательное планирование и регулирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной цели [6].
П. Я. Гальперин пишет: «....контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности» [12].
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) [1] установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Самоконтроль, рассматриваемый в качестве контроля, отнесенного к самому себе, к собственной деятельности, является необходимым компонентом деятельности учащихся. Для того, чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо не только осуществлять весь цикл деятельности, но и обращать особое внимание на его отдельные этапы:
- этап разработки вариантов предстоящей деятельности;
- этап планирования деятельности;
- этап проверки процесса и результата решения учебной задачи;
- этап их оценки в соответствии с критериями, выбранными для конкретных условий [34].
Создавая условия для накопления учащимися опыта контроля, используется комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля. Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение учебного года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля [10].
Анализ результатов исследования по проблеме самоконтроля показывает, что существуют различные методы и подходы к определению ее сущности. А. В. Баранников рассматривает самоконтроль как акт умственной деятельности человека, форму проявления и развития мышления, кaчества ума [6].
В. В. Давыдов, как компонент учебной деятельности, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результата, или умение контролировать свою деятельность [14].
А. С. Лында определяет самоконтроль как качество, связаннее с проявлением активности и самостоятельности личности, как структурный элемент процесса самовоспитания [20]
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее реализации. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Г. И. Вергелес утверждает, что общая
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2020. – 31 с.;
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М. : Просвещение, 2018. – 232 с.;
3. Баматова, Д. К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / Д. К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. - 2017. -№1. - С. 66–68;
4. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - М. : Просвещение, 1984.- 335с.;
5. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под. ред. М.А. Бантовой. - 3-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2018. - 3.35 с.;
6. Баранников, А. В. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования - на основную школу / А. В. Баранников // Начальная школа. - № 8. - 2017. - с.13-15;
7. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая. - М.:ВЛАДОС, 2017. - 455 с.;
8. Богданова, О. С., Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В И. Петрова. – 3–е изд, дораб. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.;
9. Болтянский, В. Г. Математика. Лекции, задачи, решение / В. Г. Болтянский, Ю. В.Сидоров, М. И. Шабунин, А. Б. Марткович.- Минск : А.льфа, 2018. – 638 с.;
10. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие / Г. И. Вергелес -3 изд. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2017. -174 с.;
11. Вергелес, Г. И. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2018. – 434 с.;
12. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабельницкая. – М. : Московский ун-т, 1974. – 216 с.;
13. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко - М. : У.Ц Перспектива, 2017. – 247 с.;
14. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. – Томск : Пеленг, 1999. - 114 с.;
15. Демидова, Т. Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики / Т. Е. Демидова, И. Н. Тижевская // Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 10. - С. 10-15;
16. Дубровина, И. В. Возрастная педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Академия, 1999. – 320 с.;
17. Иванова, Н. В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие / Н. В. Иванова, Г. Н. Марунина. – М.: АРКТИ, 2017. – 128 с.;
18. Истомина, Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе / Н. Б. Истомина. - М. : Просвещение, 2018. - 212 с.;
19. Каменкова, Н. Г. Организация деятельности самоконтроля младшего школьника с помощью ИКТ / Н. Г. Каменкова, И. И. Мейлах // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012 Т. 3 № 2 - СПб. : Изд-во ВВМ, 2019. - С. 47-54;
20. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С. Лында. - М. : Высшая школа, 2017. - 150 с.;
21. Максимов, Л. К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения / Л. К. Максимов. - М. : Вопросы психологии, 2017. – С. 57-65;
22. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении : хрестоматия по пед. психологии / А. М. Матюшин / - М. : ДиректМедиа, 2018. – 392 с.;
23. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. - М. : Дрофа, 2018. - 416 с.;
24. Нюман, О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности / О. В. Нюман // Начальная школа. - 2017. – №4. – С. 14-17;
25. Покровский, В. П. Методика обучения математике: функциональная содержательно-методическая линия: учеб.- метод. пособие / В. П. Покровский; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. – 143 с.;
26. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск : Пеленг, 2017. - 62 с.;
27. Семенова, И. Н. Особенности использования сюжетных задач для формирования математической компетенции учащихся / И. Н. Семенова, С В. Мечик // Тезисы докладов XXXI преподавателей математки. - 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mathedu.ru/text/materialy_31_seminara_prepodavateley_matematiki_2012/p50/ (дата обращения 01.06.2021);
28. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие / Н. П. Слободяник. - М. : Айрис-пресс, 2017 - 176 с.;
29. Титаренко, Н. Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности / Н. Н. Титаренко // Начальная школа. - № 9 – 2017. - с.10-13;
30. Тухман, И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И. В. Тухман // Начальная школа. – 2017. – № 2 – С. 20-25;
31. Чернокова, Т. Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности / Т. Е. Чернова // Science Time. 2017. №7 (7). [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-samokontrolya-v-poznavatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.06.2021);
32. Самарина, С. Д. Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики. Педагогическая статья / С. Д. Самарина // Образовательная социальная сеть. 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.uchportal.ru/publ/23–1– 0–2547 (дата обращения 01.06.2021);
33. Цукерман. Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Начальная школа.2014. - № 12. – С. 42–45;
34. Шикова, Р. Н. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач / Р. Н. Шикова, Е. И. Бологова // Нач. шк. - 2018. - №1. – С. 14-18.