Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения познавательного интереса - одна из злободневных.
Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этого вопроса и осуществление её практикой воспитания.
Интерес к знанию проявляется в желании узнать новую информацию, стремиться самостоятельно искать новое, решать потребности возникающие в ходе работы вопросы.
Возраст от 3 до 5 лет - период для развития и познания. В это время дети постоянно изучают мир вокруг. Самые главные познавательные годы для детей. В этом возрасте закладываются основы характера, формируется развитие ребенка. И не совсем правильно, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. В этом возрасте ребенок должен радоваться жизни, так как через призму радости он познает мир.
Цель исследования: изучить условия педагогики для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и определить основные пути его формирования.
Объект исследования: познавательный интерес детей 6–7 лет с нарушением речи.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательного интереса у детей 6–7 лет с нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучить основы изучения познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
2.Провести работу по формированию познавательного интереса у детей 6–7 лет с нарушением речи.
Методологические основы: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся метод анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование. Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и студентов.
База исследования: Мурманская область, Логопедическая группа при МБОУ СОШ.
Глава 1. Теоретические основы изучения познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности развития познавательного интереса у детей 6–7 лет, развивающихся в норме
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими тех качеств, которые свойственны взрослым людям. Для каждого ребенка начинается полностью новая жизнь, где все для него впервые. Дети включаются в новые для них виды деятельности, строят новые отношения, требующие от них наличия новых психологических качеств. Так как каждый ребенок школьного возраста знакомится заново с ребятами, выстраивает с ними дружеские и приятельские отношения. Для них начинается абсолютно новая жизнь. В это время очень важно понимать учителю ,что у детей меняется полностью мировоззрение на окружающий мир.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее все познавательные процессы, такие как внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь. Все эти навыки необходимы для поступления в школу. Ведь именно в школе они начинают по-другому мыслить, включать свои память и внимательность. В общеобразовательной школе школьники начинают мыслительную работу совершенно в новом понимании.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Самый главный фактор для успешного обучения детей заключается в понимании преподавания учителем предмета. Без внимания процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Так как они уже понимают всю ответственность, которая лежит на них. Они прекрасно понимают, что все те знания, которые они получали до школы, их очень мало. И не хватает для дальнейшей жизни. Поэтому перед ними стоит задача сложнее, чем у дошкольников. Они каждый раз развивают в себе это качество, которое так необходимо для дальнейшего обучения в школе. Школьники младших классов проходят и усваивают те материалы, которые они поверхностно изучали в садике. Они уже более-менее умеют концентрировать свое внимание на уроке, важной информации, которую им дает учитель. Но нужно заметить, что внимание направлено на облегченный материал. Им еще трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Здесь главное это внимание развивать с помощью упражнений, направленных на внимательность. Поэтому очень важно учителю составлять такой материал, который по своему возрасту сможет усвоить ребенок.
Все дети по-разному проявляют внимательность. Свойства внимания развиваются в неодинаковой степени. Проявляя индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей, им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.
Все зависит от темперамента ребенка. От его подготовленности к школе, его психическом состоянии. Все задачи, которые необходимо решать школьнику младшего возраста, для ребенка дошкольного возраста не под силу. В школе для ученика младшего возраста не просто сосредоточить свое внимание только на учителе или на материале. На начальном этапе школьники выполняют несложные задачи, которые им под силу выполнять. Он выбирает только один объект. Вот тут, конечно, необходимо составлять программу так, чтобы ученики могли адекватно реагировать те или иные задания. Многие задачи решаются совместно учениками, что тоже необходимо для дальнейшего обучения.
Еще с младшего дошкольного возраста у учеников преобладало непроизвольное внимание, так как они больше играли, смеялись ,прыгали.
Каждый урок должен составляться так, чтобы школьник усваивали весь материал в полной мере.
В школьные годы продолжается развитие памяти. Поэтому почти все уроки должны вестись так, чтобы присутствовал элемент памяти. Вообще память детей младшего школьного возраста хорошая, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Ведь все способности, которые заложены изначально в ребенке они просыпаются в школьном возрасте. Ребенок запоминает материал глазами, он как-бы фиксирует наглядно, затем все это производит на бумаге. Тем самым фиксируя свою память.
Дети сами того не замечая, запоминают тот материал, который вызывает у них интерес. Но для этого учителю нужно помочь заинтересовать ученика новым материалом преподавания. Поэтому надо преподносить в игровой форме, с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т. д. Также использовать на своем уроке видео и аудио материалы, которые помогают дополнительно понять урок. Но, все же они отличаются от дошкольников, они уже способны четко, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В ходе постоянных упражнений на память школьники учатся запоминать любую информацию, преподаваемую учителем.
И младшие школьники и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Память в общем необходима для изучения большого объема. Но тут важно понять ,что память необходимо разрабатывать. Поэтому не всегда механическая память помогает в учебном
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков.- М.: Дом педагогики, 1999.- 378 с.
2.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1997. -227 с.
3.Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- М.: 1991
4.Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Профессиональное образование, 1993.
5.Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.:2011
6.Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет: Психологическая наука и образование.
7.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова.- М.: Просвещение,1991.
8.Выготский Л. С. Психология познания [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1977.- С.127.
9.Зеньковский В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - М.: Изд. центр Академия,1995. - 352 с.
10.Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002. - С.345.
11.Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. -- М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
12.Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др, Специальная дошкольная педагогика/ Учебное пособие, М. - 2002 г. с. 179–180
13.Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддяков.- М.: Просвещение, 1996.
14.Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. - М.: Академический проект, 2000. - 197 с.
15.Баранова Э. А. Познавательный интерес в дошкольном и младшем школьном возрасте: теория и практика изучения и формирования: Монография. - Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006.
16.Баранова Э. А. Диагностика мотивации поисково-познавательной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте: подходы и методы: учебное пособие / Э. А. Баранова, А. Р. Мустафина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 114 с.
17.Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 128 с.