Фрагмент для ознакомления
2
Слово «власть» в толковом словаре русского языка означает: 1) право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей во-ле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, облеченные правительственными административными полномочиями .
Необходимо акцентировать внимание, что власть всегда осуществляется в обществе. В.Е. Чиркин отмечает - «.. .вряд ли можно видеть власть (в той трак-товке, которая сложилась в обществоведении) в отношениях между животны-ми, в колониях пчел и муравьев (где существует свое «разделение труда»), в командах циркового дрессировщика по отношению к зверю.» . Действительно, в этих случаях данные взаимоотношения определяются инстинктами, привыч-кой, подражанием, условными рефлексами.
К. Маркс указывал, что нельзя трактовать природные факторы в качестве стороны отношений власти в ее социальном смысле, что «предпосылкой отно-шений господства является присвоение чужой воли» .
Власть включает в себя элемент осознания. Волевой характер отношений, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенны-ми сознанием и волей (лицами, коллективами, социальными общностями), ха-рактерная черта власти среди людей .
Кроме того, стоит отметить, что и в отношениях людей, когда присут-ствует повиновение, не всегда можно говорить о власти. Например, поклонение красоте, восхищение картиной или отношения в толпе, которая бежит в панике. Эти отношения больше похожи на зависимость, влияние, воздействие, а не на власть, поскольку отсутствует волевой характер отношений, субъекты которо-го наделены еще и сознанием.
Исследуя власть, важно делать акцент не столько на качестве субъекта, от которого исходят те или иные импульсы (иногда бессознательно для него), сколько на природе отношений, которые устанавливаются в прямых и обрат-ных связях: субъект - объект. Природные, ценностные качества, явления, осо-бые свойства людей, стихийные чувства самосохранения (толпа в панике) и т.д. не определяют осознанным и принудительным путем поведение субъекта воз-действия, который к тому же не является зачастую конкретной целью влияния или воздействия. Красота женщины, талантливая игра музыканта объективно обращены на неопределенный состав лиц и часто действуют независимо от во-ли субъекта . Таким образом, власть всегда носит общественный, осознанный и волевой характер.
Появление или возникновение власти является тем рубежом, который в большинстве случаев показывает огромный скачок человечества от существо-вания хаотичных, беспорядочных связей к упорядоченности общественных от-ношений. Власть в любой форме и виде положительно влияет на общественные отношения и придает определенную форму социальным структурам. Право-установительная функция власти одновременно считается государствоустано-вительной . Это означает, что возникновение власти предполагает закрепление правил общежития, правовых норм, которые необходимо было уважать, со-блюдать и жить согласно им. Поэтому власть имеет политическую и правовую социальную сущность, несмотря на насилие и подчинение одних другим.
Власть - это способность, возможность и право оказывать воздействие на людей с помощью различных средств - права, авторитета, воли, принуждения. Его определяют, как лицо, облеченное соответствующими властными полно-мочиями .
Т.Н. Радько определяет власть, как способность класса, социальной группы, личности подчинять своей воле другие классы, другие социальные группы, других людей, побуждать их или принуждать действовать в интересах властвующих или не препятствовать осуществлению и достижению интересов тех, кто обладает властью .
Власть как философская и общесоциологическая категория представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соот-ветствующий достигнутому характеру и уровню общественной жизни, харак-теризующийся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений (подвластных) руководящей (властвующий) в данном сообществе воле, подкрепленный возможностью принудительного ее исполнения. Данное определение характеризует любой вид общественной власти: в обществе, семье, государстве .
Таким образом, помимо волевого и общественного элемента власти су-ществует и элемент принуждения, подчинения, насилия.
Рассуждения о власти возникли еще в эпоху Античности. Платон и Ари-стотель успешно классифицировали власть, описали формы ее проявления и воздействия на людей. Так, например, Аристотель, изучая данный феномен, характеризует его как имманентное, неотъемлемое свойство, атрибут любой сложносоставной системы, а любая система, состоящая из нескольких частей, по его мнению, имеет властвующий и подчиненный элемент .
Тезис об имманентности власти в обществе поддерживается российским ученым М.М. Рассоловым. Власть, по его мнению, характеризуется как необ-ходимая составляющая общественной жизни любой группы или общества. «Даже первобытное стадо нуждается в управлении» - пишет он . Действитель-но, любой коллектив, в том числе трудовой, семья и государственно-властные органы нуждаются в управлении. И даже порядок в государстве осуществляет-ся с помощью управления, что в свою очередь является функцией власти.
Функциональная необходимость государственной власти в управлении обществом была подвергнута анализу П.В. Гармозой. По его мнению, власть есть необходимость выполнения определенных функций, задач, которые не в состоянии выполнить общество или отдельные личности .
Определение власти как функции дается И.Е. Фабером, который полагал, что «общее понятие власти, приложимое к государственным и негосударствен-ным властям, может быть сформулировано следующим образом: власть есть необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности» .
Функциональный подход к пониманию власти демонстрирует и Г.Н. Ма-нов, утверждающий, что «любая власть, в том числе государственная, - эта особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей» .
Если смотреть обобщённо, то все концепции власти можно свести к двум основным. Согласно одним, власть - это универсально-онтологический фено-мен , согласно другим, она является исключительно социальным феноменом . Но и среди сторонников второй точки зрения понимание сущности, структуры и типологии власти существенно различаются между собой. Многие авторы считают, что понятие власти следует определять через понятие отношения . Так, например, П.А. Сапронов пишет: «Исходный пункт для последующего рассмотрения власти можно попытаться найти в констатации того несомненно-го обстоятельства, что власть - это отношение. Его наличие требует как мини-мум двух начал, одно из которых господствует, другое - подчиняется, одно - властвующее, другое подвластное» .
Итак, власть в научной литературе можно рассматривать с разных пози-ций:
1. Власть как отношение (субъект - объект);
2. Власть как функция (деятельность, направленная по руководству коллективом);
3. Власть как система государственных органов;
4. Власть как способность и состояние.
1.2 Понятие, общая характеристика государственной власти
Вопросы власти традиционно привлекали и привлекают внимание исследователей, что обусловлено значением и ролью власти в функционировании социума. Эта проблематика обостряется на переломных этапах развития общества, когда угроза дестабилизации механизма управления обществом приобретает реальность и от организации и деятельности власти и, прежде всего, государственной власти зависит состояние общества, его институтов, в том числе и государства
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в свя-зи, с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государствен-ной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, спо-собную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. .
Государственная власть способна осуществляться исключительно посред-ством специально сформированных органов. Каждая служба государственной власти подразумевает под собой организацию, либо должностное лицо, кото-рое является наделенным государственно-властными полномочиями для осу-ществления функций государства. В комплексе органы государственной власти формируют сложную систему с различным множеством закономерно объеди-ненных элементов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Литература:
2. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 4–е изд., перераб. и доп. / С.А. Авакьян. – М.: Норма; ИНФРА–М, 2013. – 639 с.
3. Авакьян, С.А. Организация государственной власти в России и за-рубежных странах: учебно–методический комплекс . / С.А. Авакьян. – М.: Юс-тицинформ, 2017. – 562 с.
4. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексе-ев, В.Д. Перевалов. – М.: Норма: Инфра–М, 2011. – 668 с.
5. Алтухов, В. Компромисс – новое слово эпохи? / В. Алтухов // Сво-бодная мысль. – 1993. – № 16. – С.22.
6. Альбов, А.П. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.П. Альбов, С.В. Николюкин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. –134 с.
7. Аристотель. Политика / Аристотель. – М., 1984. – 274 с.
8. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. 764 с.
9. Гармоза, П.В. Власть как категория юридической науки / П.В. Гар-моза // Государство и право. – 2008. – № 5. – С. 82–84.
10. Гончаров, В.В. Понятие и сущность государственной власти: кон-ституционно–правовой анализ /В. В. Гончаров, С. М. Жилин. //Социология власти . – 2017. – № 1. – С. 149.
11. Давыдов, Ю. Н. Современный политологический словарь / / Ю.Н. Давыдов; под ред. В. И. Даниленко. – М. : Nota Bene, 2000. – 524 с.
12. Дегтярев, А. А. Основы политической теории / А.А. Дегтярев. – М., 2015. – 651 с.
13. Дуденкова, А. А. Легитимность как теоретическая категория: поли-тико–правовой анализ / А.А. Дуденкова // Философия права. – 2015. – № 4. – С. 65–67.
14. Ирхин, Ю.В. Политология : учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. – М. : Юристъ, 2002. – 571 с.
15. Козлов, Ю.М. Административно–правовые проблемы управления социалистической экономикой / Ю.М. Козлов. – М., 1974. – Вып. 1. – 233 с.
16. Конституционное право: Составитель И.Е. Бочкарев. Учебное посо-бие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 527 с.
17. Коренев, А.П. Административное право России: Учебник для вузов юридического профиля системы МВД России. Ч. 1. / А.П. Коренев, Д.А. Гав-риленко. – М., 1996. – 361 с.
18. Куликова, А.А. Основы формирования аппарата государственных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / А.А. Ку-ликова // Законодательное регулирование общественных отношений в отдель-ных отраслях российского и зарубежного права. Сборник статей магистрантов. – 2017. – № 2. – С. 59–62.
19. Лебедев, В.А. Государственная власть как форма выражения пуб-личной власти / В.А. Лебедев // Вестник Челябинского государственного уни-верситета. – 2010. – № 25 (206). Право. – Вып. 25. – С. 5–9.
20. Макарейко, Н. В. Государственная власть: понятие и признаки / Н.В. Макарейко // Бизнес в законе. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya–vlast–ponyatie–i–priznaki (дата обращения: 23.11.2020).
21. Макарейко, Н.В. Административное право: Учебное пособие / Н.В. Макарейко. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 613 с.
22. Малько, А.В. Основы государства и права / А.В. Малько. – М.: Кнорус, 2015. – 387 с.
23. Мамут, Л. С. Легитимация государства / Л.С. Мамут // Право и об-щество в эпоху перемен. – М., 2008. – 321 с.
24. Манов, Г.Н. Признаки государства: новое чтение / Г.Н. Манов // Политические проблемы теории государства. – М., 1993. – 242 с.
25. Матузов, Н.И. О роли убеждения и принуждения в период развер-нутого строительства коммунизма / Н.И. Матузов // Ученые записки Саратов-ского юрид. ин–та. – Саратов, 1962. – С. 20–22.
26. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матуз-ов, А.В. Малько. – М.: Издательство Юристъ, 2017. – 320 с.
27. Мельников, В.А. Проблемы определения понятия административ-ного принуждения / В.А. Мельников // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. – С. 2–4.
28. Новиков, Т.В. Феномен власти в классической и современной фило-софии: сравнительный анализ / Т.В. Новиков, В.Т. Новикова. – М., 2011. – 241 с.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1996. – 883 с.
30. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 5–е изд., перераб. и доп. / В.Д. Перевалов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 341 с.
31. Правоведение/Под ред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2015. – 487 с.
32. Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М.: Про-спект, 2017. – 560 с.
33. Рассолов, М.М. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассо-лова. – М., 2004. – 580 с.
34. Реутов, Е. В. Общество и власть. Кризис легитимности? / Е.В. Ре-утов // Социс. – 2006. – № 1 (261). – С. 83.
35. Самойлюк, Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти / Р.Н. Самойлюк // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2015. – № 4. – С.53–55.
36. Самойлюк, Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: монография / Р.Н. Самойлюк; под ред. канд. юрид. наук, доцента Н.В. Макарейко. – Нижний Новгород, 2015. – 429 с.
37. Самойлюк, Р.Н. Методы осуществления государственной власти в современной России / Р.Н. Самойлюк // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 3 (16). – С.311.
38. Сапронов, П.А. Власть как метафизическая и историческая реаль-ность / П.А. Сапронов. – СПб., 2000. – 396 с.
39. Современный политологический словарь / под ред. В. И. Данилен-ко. – М. : Nota Bene, 2000. – 636 с.
40. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 1997. – 537 с.
41. Халипов, В. Ф. Введение в науку о власти / В.Ф. Халипов. – М., 1996. – 525 с.
42. Чиркин, В.Е. Государственная власть в развивающихся странах / В.Е. Чиркин. – М.: «Наука», 1990. – 234 с.
43. Чиркин, В.Е. Публичная власть / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ. 2005. – 239 с.