Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С появлением христианства и переводом Священного Писания на другие языки многие государства изменили представление об образовании и обучении. Ценность просвещения и распространения знаний постепенно оказалась осознана странами Европы, России и Америки и изменила человечество к лучшему. Христианство, набирая все больше последователей, оказало благотворное влияние на весь мир: миссионеры вместе с проповедью Евангелия приносили людям возможность получать образование и развиваться. Так, например, толчком для распространения знаний на Руси было создание славянской азбуки – глаголицы и кириллицы. Ее разработали византийские миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие на рубеже девятого-десятого веков. Эти великие ученые, лингвисты и ораторы были преданными последователями учения Иисуса Христа. Их алфавит был изначально создан специально для переложения Священного Писания на язык славян, а первые переведенные молитвы начинались словами, давшими название буквам кириллицы.
Кирилл и Мефодий разработали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека и торжеству христианской веры. Их азбука быстро распространилась во всех славянских странах, а в десятом веке пришла и на Русь.
Целью данной работы является рассмотрение влияния христианского мировоззрения на педагогическую мысль и школьное обучение в Западной Европе и Киевской Руси.
Задачи:
- описать христианство и его роль в Западной Европе;
- рассмотреть христианство в Киевской Руси, образование в монастырских школах на Руси.
Объект исследования – христианское мировоззрение и его роль в педагогике. Предмет исследования – роль христианства на Киевскую Русь и Западную Европу, в отношении образования.
Глава 1 Христианство и его влияние на педагогическую мысль Западной Европы
1.1 Первые христианские общины
В Восточных провинциях Римской империи в 1 в н.э. возникают ранехристианские общины..
Христианская идея воздания внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном. Для христианских общин были характерны забота о духовности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола.они боролись за равенства, отказывались от собственности, высказывали глубокое уважение к труду. Со времени императора Константина Первого Великого когда миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией, христиане – учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиции христианского вероучения. Собственно христианское воспитание и образование осуществлялось лишь в отдельных замкнутых общинах типа «новый завет» кумранитов.
Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли «учителями праведности». Основными способами обучения были устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов с древнегреческого на арамейский и греческий.
Содержание образования ориентировалось на Библию – собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей – Ветхого завета и Нового завета.
Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353-430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании.
Содержание образования в монастырских школах опиралось главным образом на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику - знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии. Педагогическая мысль Средневековья имела своей главной целью образования в спасении души. База воспитания – это Божественное начало. Бог – это судья, высший и последний.
Но воспитание также было и синтезом религиозного и светского начал. Светское начало характеризовалось освоением земного знания. Религиозное воспитание обращалось к ребенку и воспроизводило сословную мораль.
Христианство впитало в себя многие идеи предшествовавших религий и учений. Например, иудаизма, митраизма, древневосточные религии. Позднее христианство впитывало в себя идеи эллинизма, стоицизма.
Из иудаизма христианство взяло следующие идеи:
1) Идея монотеизма (признание одного бога, который создал этот мир) – в христианстве впоследствии возникает идея божественной троицы;
2) Идея мессианизма – в христианстве воплощается в идею спасения всех людей через искупительную жертву Христа;
3) Эсхатология (идея гибели существующего мира в результате вмешательства бога).
В чем же состоит основная идея христианства? Прежде всего, в идее греха и спасения человека. Люди равны между собой, поскольку они грешны перед богом. При этом люди могут очиститься от своих грехов. Первый шаг – это осознание того, что человек грешен. Людям также нужна вера в бога и божественного спасителя – Иисуса Христа. Христос был послан на землю и принял на себя человеческие грехи. Пример Христа – это пример искупления грехов и путь к спасению человека. Сам Христос непоколебимо верил в единого бога, вел благочестивую жизнь. Любой человек может попасть в рай, если он покается на земле в своих грехах и будет вести праведную жизнь. Тот же, кто ведет греховную жизнь, не соблюдает заповеди, будет отправлен в ад. Христос призывал людей покаяться, отказаться от богатства, проявлять милосердие. Иисус учил любить врагов своих, молиться за тех, кто обидел нас. Кстати, по-гречески «мессия» - Христос, поэтому греки называли Иисуса Христом, а его последователей называли христианами . Бог – это воплощение добра и справедливости в христианстве.
Если говорить про раннее христианство, то можно выделить следующие основные идеи:
1) Все люди равны перед богом;
2) Идея справедливости и милосердия (помощь всем страдающим, независимо от того, почему человек страдает); Иисус учил бескорыстию, прощению.
3) Все люди имеют право на свободу и счастье.
Христианство учило ценить в человеке внутреннюю сторону, оно показало, насколько красивой и чистой может быть душа человека. Кстати, может быть, этот момент и стал причиной популярности христианства.
Раннее христианство еще не имело каких-то догматов, не было специальных мест для богослужений, икон.
Основа богослужения христианства – Библия (священное писание), которая включает в себя иудейский Ветхий завет, Новый завет (4 Евангелия, рассмотренные выше).
Среди христиан были и те, кто избегал театра, игр, поскольку считалось, что это – дело дьявола. Христианин – это не скульптор, и не солдат, и он не может занимать какую-то должность.
Если же говорить про Средневековье, то носителем христианской педагогики были служители католической церкви. Методы рассматриваемой церкви характеризовались авторитарностью. Очень часто можно было услышать неприязненное мнение об античности, которое относилось к «языческому» воспитанию. Изымалась греко-римская литература.
Монашество давало образец для воспитания. Монашество интенсивно начинает распространяться в ранее Средневековье. Важно было воспитывать при помощи постов, чтения текстов религиозного смысла, устранения страстей, пристрастия к благам. Важно было самоконтролировать желания, поступки и мысли. Духовным центром общества в Средневековье становится католическая церковь. Последняя отвергала традицию античности, предпочитая знанию невежество. Но уже в те времена существовала небольшая группа христианских богословов, которые базировались в своих знаниях на античности. Античные традиции используются для того, чтобы обосновать систему обучения и воспитания. Это было присуще Августину, который продолжал сценарий обучения клириков, это также было присуще Боэцию (480-524), Кассиодору – последние сформировали учебник Средневековья по арифметике, музыке, логике и пр. Архиепископ Мартин де Брага в VI веке рекомендует базировать воспитание на заповедях, которые были заложены стоиками. Эти заповеди говорили о наличии благоразумия, осторожности, осмотрительности, справедливости и воздержанности.
Очень важно также отметить и схоластику. Последняя была универсальной теологией и философией, которая была главной идеей в мысли общества в течение XI-начала XVI в. Схоластика формировала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов. Как теология схоластика подавала христианство для того, чтобы дать систематизированное знание. Важно было придерживаться определенных терминов и точности в из формулировке.
На рисунке 1 мы показали основные черты средневековой схоластики.
Средневековье понимало диалектику в разных значениях. Иоанн Скотт признавал в диалектике особое учение о сущем. Абеляр понимал под диалектикой искусство различения истины и лжи. Также под диалектикой понималась и логика и искусство спора. В период раннего средневековья до XII-XIII вв. схоластика играла огромную позитивную роль, в ней развивалась в том числе и педагогика. Схоластика в те времена являлась рыцарской наукой, которая формирует ценности культуры, базировавшиеся на идеях Аристотеля и христианство. Здесь также очень важно упомянуть идеи теолога и философа Фомы Аквинского (1225/26-1274). Теолог делал попытки синтезировать светское знание и христианство, главным обозначив религию. Уже после сочинения философа являлись главным источником изучения богословия в средневековой школе.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1) Баришанская M.M. Монастырские школы // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.Г. Панова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. Т. 2.
2) Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах // Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 149–223.
3) Владимир Киевский и Галицкий, сщмч. О необходимости, сущности и начале воспитания // Православное воспитание. Афоризмы и поучения / Сост. А.М. Яций. М.: Паломник, 2007. С. 46–52.
4) Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как должно родителями воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш: в 2 т. М.: Аспект Пресс, 1994. Т. 1. С. 173–195
5) Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни: Слово третье: К верующему отцу // Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского в русском переводе: в 12 т. СПб.: Издание СПбДА, 1898–1906. Т. 1, ч. 3. С. 179–124.
6) Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: в 6 т. / адаптир. пер. с фр. Т. 3. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. Т. 3. URL: http://stsl.ru/news/all/pamyatprepodobnogo-efrema-sirina-17 (дата обращения: 13.04.2021).
7) Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Диссертация на соискание научной степени доктора богословия. М., СПб., 2014.
8) Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова / пер. с греч иер. Василия Петрова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006
9) Тихон Задонский, свт. О христианских обязанностях родителей, детей и супругов / сост. Д. Иванов. М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011.
Литература
10) Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х тт. М., 2018
11) Афониада — школа на Святой Горе. URL: http://www.odigitria.by/2016/09/02/afoniada-shkola-na-svyatoj-gore-kak-vospityvayutbudushhix-monaxov/ (дата обращения: 13.04.2021)
12) Восторгов И., прот. Подвижничество и монашество // О монашестве: в 2 т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 411.
13) Дивеевская тайна и предсказания о Воскресении России: Преподобный Серафим Саровский Чудотворец / сост. Е. Поселянин. М.: Вече, 2011.
14) Жития русских святых. Патриаршее подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. М.: Сибирская благозвонница, 2003.
15) Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып. 1,ч. 1—2. М., 1989—1990.
16) Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс. – М: Логос, 2018
17) Кириллин В. М. О книжности, литературе, образе жизни Древней Руси. М.: РАН, 2013.
18) Конюхов Дм., прот. Возникновение исихастской педагогики //Вестн. Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13. Вып. 3. С. 213–221.
19) Курбатов Г.Л. Христианство: Античность Византия Древняя Русь /Г.Л. Курбатов. — М., 2016.
20) Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Библиотека СПбДА. Машинопись, 1986
21) Сизенко А.Г. Великие женщины великой России. Ростов-на-Дону: Владис, 2010.
22) Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991