Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Институту административной ответственности посвящено большое количество работ в отечественной науке. Однако мало работ отводится разбору административной ответственности по различным основаниям.
К примеру, малоисследованными являются вопросы, относящиеся к административной ответственности за нарушение трудового законодатель-ства. Кроме того, комплексное исследование института административной ответственности за нарушение трудового законодательства до сих пор в науке не предпринималось.
Однако, по нашему мнению, для всестороннего изучения интересу-ющей нас темы необходимо, в первую очередь, дать более подробную об-щую характеристику понятия административной ответственности.
В первую очередь следует отметить, что общественная жизнь, раз-личная деятельность граждан регламентируется правовыми нормами, сре-ди которых важное место занимают административные нормы.
В настоящее время административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений, посягая на различные виды общественных отношений, борьба с ними является основ-ной задачей многих государственных органов и общественных организа-ций, в том числе органов внутренних дел, которые выполняют свои функ-ции, используя определенные формы и способы правовой деятельности.
В настоящее время вопрос регулирования трудовых отношений яв-ляется достаточно значимым, поскольку работодатель в своей деятельно-сти допускает нарушение трудового законодательства, в связи, с чем неод-нократно подвергает себя административной ответственности.
Вместе с тем, с 01.01.2015 произошло изменение норм Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»), касающиеся ужесточения норм ответственности за наруше-ния трудового законодательства, что выразилось в введении дифференци-аций нарушений и увеличением срок давности.
Трудовое законодательство это, прежде всего гарантированное обес-печение и защита трудовых прав граждан, которое является одним из важных направлением деятельности государства.
Вследствие изложенного, обеспечение государством сохранности за-конных прав и интересов работников, всегда оставалось актуальным во-просом и предметом оживленных дискуссий, что, несомненно является правильным решением.
Принимая во внимание вышеизложенное, целью исследования в дан-ной работе является анализ административной ответственности за наруше-ние трудового законодательства.
Руководствуясь целью исследования, необходимо выделить следую-щие задачи:
1) рассмотреть трудовые правоотношения как объект администра-тивно-правовой охраны в законодательстве об административных право-нарушениях;
2) провести исследование теоретических и практических аспектов установления и применения административных санкций за нарушение тру-дового законодательства;
3) проанализировать особенности производства по делам об адми-нистративных правонарушениях в сфере трудового законодательства;
4) выявить актуальные проблемы и предложить основные пути их решения.
Вместе с тем, объектом исследования, являются правоотношения, возникающие в связи с наступлением административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
Предметом исследования в данной работе, являются нормы действу-ющего административного и трудового законодательства Российской Фе-дерации, а также сложившаяся судебная практика, статистические данные и научные публикации по исследуемой теме.
Вместе с тем большой вклад в теорию административной ответствен-ности за нарушение трудового законодательства, являющуюся методоло-гической основой для представленного исследования, внесли многие науч-ные деятели и специалисты.
Методологическую основу исследования составляют общенаучны, частнонаучные и специальные методы познания. Метод анализа использо-вался при толковании нормативных правовых актов, изучении специаль-ной юридической литературы и исследовании материалов судебной прак-тики. Метод синтеза был использован при обосновании выводов заключе-ния работы. Системно-структурный подход применялся к институту юри-дической ответственности как к целостной системе, состоящей из взаимо-действующих структурных элементов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, параграфов, за-ключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические и практические аспекты административной ответственности за нарушение трудового законодательства
1.1. Трудовые отношения как объект административно-правовой охраны в законодательстве об административных правонарушениях РФ
На протяжении всего периода существования и практического при-менения такого термина как «правоотношения» у общества, сложилось понимание, что в существующих сферах экономической деятельности имеют место быть разные виды правоотношений со своей «личной» спе-цификой.
Вместе с тем, правоотношения также предполагают собой опреде-ленный вид юридической ответственности.
Говоря о юридической ответственности, необходимо отметить, что Российское законодательство не закрепляет легальное определение поня-тия юридической ответственности.
Как было отмечено Е.Р. Брюхиной, «Юридическая ответственность – это негативное последствие совершения правонарушения, форма правово-го воздействия на лицо, совершившее правонарушение, выражающееся в возложении на субъектов права обязанности претерпевать определенные лишения (неблагоприятные последствия личного, организационного или имущественного характера), предусмотренные санкциями юридических норм и обеспеченные мерами принуждения» .
Принимая во внимание указанное понятие юридической ответствен-ности, необходимо отметить, что автором была дана точная формулиров-ка самого понятия «юридической ответственности», которое позволяет провести полноценный анализ видов юридической ответственности и отме-тить их значимость при регулировании правоотношений.
Кроме того, принимая во внимание тему настоящей работы, более подробно стоит остановиться на таких видах как административные и тру-довые правоотношения.
Анализируя административные правоотношения, необходимо отме-тить, что сам по себе институт административной ответственности активно принимает участие в обеспечении и контролировании законного порядка. Также данный институт принимает участие в повышении гарантий защиты прав физических лиц, должностных и юридических лиц ввиду чего рас-сматриваемый институт приобретает статус и значимость более эффектив-ного правового способа воздействия на общественные и иные правоотно-шения .
Вместе с тем, перед законодателем в настоящее время значится важ-ный вопрос в унифицировании понятия административной ответственно-сти.
Унифицирование понятия «административная ответственность» прежде всего, обусловлено фактом отсутствия единого определения адми-нистративной ответственности на законодательном уровне, что выражается в значимом пробеле в законодательстве России, который создает значи-мую проблему и препятствует единому пониманию данного института субъектами административного права и самими правовыми деятелями, а также самими субъектами административной ответственности.
Вместе с тем, принимая во внимание саму специфику КоАП РФ, научные статьи и учебные пособия, под административными правоотно-шениями стоить понимать следующее, административные правоотношения – это вид общественных отношений в сфере государственного управления и контроля, которые регулируются нормами административного законо-дательства.
Следовательно, административные правоотношения имеют место быть в большей степени общественных отношений, что также правомерно подтверждает трактовку указанного определения административных пра-воотношений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2) Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 197—Ф3 [ред. от 09.03.2021] // Собрание законода-тельства РФ. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 3.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195–ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 1.
4) Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
Специальная литература
5) Апалькова А.А., Бугаёва А.И. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ЮЗГУ. 2019. С. 12-16.
6) Багаутдинов Ф.Н., Михайлов А.А. Актуальные проблемы защиты трудовых прав граждан, работавших без оформления трудового договора // Вестник гражданского процесса. 2019. № 3. С. 253 – 262.
7) Брюхина Е. Р. Ответственность работника и работодателя по трудовому законодательству Российской Федерации. Пермь, 2018. 276 с.
8) Брюхина Е. Р. Трудовые отношения и осуществление иной работы государственным гражданским служащим в Российской Федерации // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 4 (25). С. 109-114.
9) Бутенко А.Ф. Принцип административной ответственности за нарушение законодательства о трудовой миграции //Академия педагогических идей Новация. 2018. № 1. С. 367-373.
10) Гетман Я.Б. Сущность и основание административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 7 (98). С. 111-113.
11) Гукасян Я. Некоторые аспекты административной ответственности работодателя за нарушение норм трудового законодательства // 25 лет конституционного развития России и проблемы государственного управления. материалы межвузовской научно-практической конференции. 2018. С. 185-191.
12) Зобова Е.П. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. № 6. С. 68 – 73.
13) Киселева В.В. Повышение ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства // Молодой ученый. 2018. № 9 (195). С. 119-121.
14) Петров А.Я. Специальная оценка условий труда: права и обязанности ее участников // Юрист. 2017. № 18. С. 25 – 29.
15) Самохин Р.В. Особенности административной ответственности должностных лиц за нарушение трудового и налогового законодательства // Правовые, экономические и гуманитарные вопросы современного развития общества: теоретические и прикладные исследования. Сборник научных трудов. Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. Новороссийск, 2018. С. 116-120.
16) Терентьев Р.В. Совершенствование норм, устанавливающих административную ответственность за нарушение трудового законодательства //Образование и право. 2020. № 8. С. 149-153.
17) Федорович В. Специальная оценка условий труда // Практический бухгалтерский учет. 2018. № 11. С. 42 - 52; № 12. С. 50 – 58.
18) Чистякова Л.В. Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 492 с.
19) Шаталов Е.А., Седнев Р.И. Проблемы квалификации невыплаты заработной платы и иных установленных законом выплат // Российская юстиция. 2019. № 6. С. 25 – 28.
20) Шевченко Л. Возмещение работодателю судебных расходов в случае неправомерного привлечения его к административной ответственности по результату проверки // Трудовое право. 2019. № 7. С. 75 – 85.
21) Якушова Е.С. Некоторые проблемы наступления ответственности работодателя // Государство, право, общество - россия и мировое сообщество: актуальные проблемы современности. Гартина Ю.А., Мурзина Е.С., Сывороткина И.Ю., Якушова Е.С., Мурзина Л.И., Зелепугин Д.А., Морозов С.Д., Бажуткина Л.П., Грачев А.А. Пенза, 2018. С. 42-48.
Судебная практика
22) Постановление Президиума ВАС РФ № 5598/13 от 31.12.2013 по делу № А40-94388/12-152/509. // [Электронный ресурс] URL: http://14aas.arbitr.ru (дата обращения: 12.04.2021).
23) Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми по делу № 12-355/2019 от 13.08.2019. [Электронный ресурс] URL: http://motovil.perm.sudrf.ru/ (дата обращения 15.04.2021).