Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современного общества речевое развитие детей приобретает всё большее значение. Речевая культура лежит в основе успешной коммуникации, а также в основе различных видов деятельности и взаимоотношений с людьми. Анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о том, что в настоящее время существенно возрастает количество детей с речевыми нарушениями. Отмечается тенденция к постоянному росту числа детей с различными дефектами, недоразвитием речи, тяжёлыми речевыми нарушениями. Одной из наиболее распространенных патологий на сегодня является общее недоразвитие речи, которое заключается в недостаточном развитии всех сторон речевой деятельности ребёнка. При этом отмечается сохранность интеллекта и слуха [2].
Общее недоразвитие речи (ОНР), является серьезной проблемой современной логопедии, поскольку негативно отражается на дальнейшем психическом и социальном развитии ребенка, на степени его адаптации к окружающей среде. В структуре речевого дефекта ребенка с ОНР, на первом месте находится нарушение всех компонентов системы родного языка. Это влечет за собой существенные трудности в коммуникации, нарушение познавательной активности. Ребёнок не может установить контакты ни со сверстниками, ни со взрослыми людьми.
Общее недоразвитие речи негативно отражается на всех сферах психической активности, в том числе на познавательных процессах, мышлении, памяти. Существенно снижается продуктивность запоминания, нарушается логическое мышление, смысловая память, нарушаются высшие психические функции, затрудняется формирование различных навыков, в том числе, навыков чтения [5].
Чтение представляет собой специфический навык, в основе которого лежит узнавание и озвучивание знаково-символических структур. В процессе чтения происходит узнавание знак и символов, их анализ и воспроизводство при помощи устной речи. Чтение представляет собой проявление высших психических функций [14].
Проблема исследования. Проблема нарушения чтения у детей с ОНР – одна из ведущих проблем у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Это связано с нарушениями устной и письменной речи, сопутствующим отставанием в развитии психических процессов. У детей с ОНР отмечается большое количество аграмматизмов в отдельных словах. Младший школьный возраст - это сенситивный период для развития навыков чтения и устранения аграмматизмов у детей с ОНР, поскольку в это время существенно расширяется круг общения ребенка, повышается значимость учебной деятельности, появляется познавательная активность, ребенок стремится к познанию, повышается концентрация внимания. Тем не менее, разработанность тематики находится на низком уровне. Практически не изучены особенности развития навыков чтения у детей с ОНР, не разработаны диагностические методики, нет практических исследований на данную тему.
Объект исследования – навыки чтения у детей младшего школьного возраста у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования – аграмматизмы при чтении у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Цель исследования – изучить аграмматизмы, наблюдаемые у детей младшего школьного возраста с ОНР в процессе чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития навыка чтения в онтогенезе.
2. Проанализировать особенности речевого развития детей с ОНР.
3. Привести общую психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с ОНР.
4. Исследовать аграмматизмы при чтении у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, нормативно-правовой документации, программных и нормативных требований), классификация, обобщение, систематизация полученных данных, практические (педагогический эксперимент, исследование навыков чтения, методы математической обработки результатов).
Методика исследования. Обследование проводилось с использованием Стандартизированной Методики Исследования Навыка Чтения (СМИНЧ). Автор Корнев А.Н. [16].
Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с ОНР при чтении наблюдается большое количество аграмматизмов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРАММАТИЗМОВ В ЧТЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Особенности развития навыков чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе
Чтение представляет собой специфический навык, в основе которого лежит узнавание и озвучивание знаково-символических структур. В процессе чтения происходит узнавание знак и символов, их анализ и воспроизводство при помощи устной речи. Чтение представляет собой проявление высших психических функций.
Как и при формировании других, инструментальных навыков, внутренняя структура организации чтения меняется по мере его совершенствования и автоматизации. Чтение формируется в процессе учебных действий. Любое учебное действие (УД) и операции, из которых оно состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются полностью под контролем сознания. Схема регуляции и контроля за действиями при этом максимально развернута и осознанна. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются, и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операций и некоторые глобальные стратегические аспекты. Эта схема приложима и к умственным действиям [11].
У детей младшего школьного возраста чтение имеет свою специфику. В первую очередь, чтением ребенка необходимо руководить. Важнейший вопрос - вопрос выбора книг для чтения. Детская книга должна отвечать не только художественным, но и педагогическим требованиям [17].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августова Ю.В. Историко-педагогический аспект развития практико-ориентированного образования в отечественной педагогике // Вестник ПГГПУ. – 2020. - №3. – С.95-100.
2. Алмазова А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
3. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников. Учебник для студентов учреждений высшего образования. - М.: Академия (Academia), 2015. - 947 c.
4. Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
5. Величенкова О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников (+ CD-ROM) / О.А. Величенкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 124 c.
6. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2009. - 256 c.
7. Внукова Л.А. Загадочная природа. Хрестоматия для дополнительного чтения для младших школьников / Л. Внукова. - М.: Ранок, 2013. - 918 c.
8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
9. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – 3-е изд. / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова – М.: Академический проект, 2019. – 256 с.
10. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности //Т. О. Гордеева М.: Издательство Психология в вузе. - 2015. -№ 4. - C. 3 - 27.
11. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
12. Даньшина Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина. - М.: АРКТИ, 2018. - 358 c.
13. Дунаева Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
14. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников. 1–4 классы. Учебное пособие / Ефросинина Л.А.. - Москва: Мир, 2015. - 144 c.
15. Зикеев А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2013. - 143 c.
16. Карпова Е.В. Акцентуации характера в структуре мотивационной сферы личности школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2017. - №6. – С.220-226.
17. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2017. - 224 c.
18. Ларин А. Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 3 (61). - С. 199-204.
19. Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 157 c.
20. Логинова Е.А., Юдина С.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2015. - №1. - С. 208-211.
21. Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. – 2018. – Т.1. - №4(40). – С. 82-86.
22. Макарычева И.А. Оценка уровня мотивации у младших школьников // Вестник науки и образования. – 2018. –Т.1. - №5(41). – С. 105-108.
23. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - М.: Высшая школа, 2013. - 168 c.
24. Постникова А.А. Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Современные инновации. – 2018. - №5(30). – С. 76-78.
25. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи: учебн. пособие. - М.: Речь, 2011. - 357 c.
26. Савенков А.И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. - М.: Академия развития, 2017. - 128 c.
27. Сухарева Л.С. Как помочь младшему школьнику по чтению / Л.С. Сухарева. - М.: Ранок, 2019. - 633 c.
28. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М.Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2018. – № 9. – С. 58–61.
29. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
30. Чукавина И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic, 2014. - 288 c.