Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Раннее детство - особое время в жизни ребенка. За это время происходит быстрое умственное и физическое развитие, закладывается фундамент для дальнейшего обучения и развития ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие детской психики, являются: овладение телом, владение языком, развитие предметной деятельности. Изменения, через которые проходит ребенок в первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают трехлетний возраст центром духовного развития человека.
Кажется, вчера ваш малыш был милым и послушным, а вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства), как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризен, упрям, с ним даже сложно договориться в тех ситуациях, в которых достаточно было просто спросить или даже указать, что нужно сделать раньше.
Примерно к трём годам дети начинают приобретать человеческие свойства: детскую память, восприятие, воображение и внимание. Но главное, чтобы в определенном возрасте ребенок овладел навыком, который существенно влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. В очень раннем возрасте ребенок сам обнаруживает тот чудесный факт, что все в человеческом мире имеет свое собственное имя. Благодаря вербальному общению со взрослыми он получает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех органов чувств, которые дает ему природа. Для ребенка речь не только незаменимое средство общения, но и играет важную роль в развитии мышления и саморегуляции поведения.
Трехлетний кризис впервые описала Эльза Келер в своей работе «О личности трехлетнего ребенка». Она определила такие важные симптомы этого кризиса, как негативизм, упорство, упорство, своенравие, обесценивание взрослых, восстание протеста, стремление к деспотизму.
Западноевропейские авторы различают негативные моменты и кризисные явления: ребенок уходит, дистанцируется от взрослых и социальных связей, которые ранее связывали его со взрослым. Л.С. Выготский подчеркнул, что такая интерпретация неверна. Ребенок пытается развить новые, более высокие формы взаимоотношений с окружающей средой. По мнению Д.Б. Эльконина, трехлетний кризис - это кризис социальных отношений, а каждый кризис отношений - это кризис самоотделения.
Гипотеза исследования – успешность переживания кризиса 3х лет связано с воспитательной стратегией родителей.
Объект данной работы - особенности развития детей раннего возраста, предмет – кризис 3х лет: сущность, причины, стратегия взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений.
Цель данной курсовой работы – изучить сущность, причины, стратегии взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: определить особенности развития ребенка в возрасте от 2 до 4 лет; рассмотреть кризис 3х лет как этап взросления ребенка; рассмотреть способы и возможности помощи в преодолении трудностей, связанных с трехлетним кризисом у ребенка.
1.Изучение научной литературы на тему кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка
1.1.Теоретическая основа кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка
Первой нашей задачей за три года кризисных исследований было изучение научной литературы по этой теме. Из всех психологов, которые три года обращали внимание на кризис, Л.С. Выготского. Он обозначил основные отличительные черты детей, находящихся в трехлетнем кризисе в процессе онтогенеза.
Онтогенез - это общий процесс развития человека от рождения до смерти. Онтогенетическое развитие включает в себя развитие психики и всех ее процессов от рождения человека до конца его жизни. В онтогенетическом развитии происходит несколько кризисов, за которыми следуют стабильные периоды жизни.
Кризис - это революционное, бурное и стремительное развитие событий, как по темпам, так и в направлении происходящих изменений. Для критических периодов характерны следующие особенности:
1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне расплывчаты. Кризис происходит незаметно, момент его начала и окончания определить очень сложно. В разгар кризиса наблюдается резкое обострение (кульминация). В этот момент кризис достигает апогея [6].
2. Трудность воспитания детей в критические периоды одновременно послужила отправной точкой для их эмпирического исследования. Наблюдается упрямство, падение успеваемости и успеваемости, рост количества конфликтов с другими людьми. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с болезненными переживаниями.
3. Отрицательный характер развития. Отмечается, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, ведется не созидательная, а деструктивная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет от ранее приобретенного. Однако появление нового в разработке, безусловно, означает отмирание старого. При этом в критические периоды наблюдаются процессы конструктивного развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Возрастные кризисы - это особые, относительно короткие (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического и травматического характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности. Возрастные кризисы возникают при переходе человека от одной возрастной стадии к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александрова, Г.В. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 223 c.
2. Баранова, Э. А. Введение в детскую психологию / Э.А. Баранова. - Москва: Мир, 2021. - 176 c.
3. Борисова, М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 508 c.
4. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2018. - 176 c.
5. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 677 c.
6. Веракса, Н.Е. ВПО Социальная психология дошкольника / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 577 c.
7. Герасина, Е.В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 288 c.
8. Глотова, Г.А. Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении / ред. С.И. Блохина, Г.А. Глотова. - М.: Екатеринбург: СВ-96, 2019. - 368 c.
9. Гуровец, Г.В. Детская невропотология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 304 c.
10. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
11. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2018. - 576 c.
12. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: Приор, 2019. - 150 c.
13. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2017. - 288 c.
14. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2020. - 480 c.
15. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - Москва: ИЛ, 2018. - 416 c.
16. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2019. - 272 c.
17. Смирнова, А. Естественнонаучные основы психологии / А. Смирнова. - М.: Педагогика, 2016. - 368 c.
18. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2019. - 176 c.