Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в обществе назрела проблема в формировании личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Закладывать основные качества личности необходимо в дошкольном детстве, так как это самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей у детей. В дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, которые будут проявлять активное исследовательско-творческое отношение к окружающему миру.
Необходимо, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, совместимость и несовместимость и другими, так как без умения оперировать этими понятиями, нельзя развить у ребенка творческие способности, сформировать навык саморазвития и самообразования.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании требует от педагогов поиска новых, более эффективных технологий, которые сформируют у детей интегративные качества: интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать и быть способным самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаи, когда у ребенка возникают затруднения, он мог бы обратиться за помощью к взрослому. Дети должны принимать живое, проявлять заинтересованное участие в образовательном процессе. Этим требованиям отвечает экспериментальная деятельность.
Новизна технологии детского экспериментирования заключается в создании собственной системы развития творческой направленности дошкольника посредством познавательно-исследовательской работы в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка.
Метод экспериментирования является очень важным и необходимым в работе детского сада, т.к. именно он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти, восприятия, воображения, развитие мыслительных процессов ребенка, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Ценность эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности дошкольника к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.
Цель исследования – выявить, обосновать условия использования детского экспериментирования в работе с дошкольниками.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть проблему использования детского экспериментирования в условиях ДОО;
• Выявить направления организации работы по экспериментальной деятельности в ДОО;
• Определить условия развития экспериментальной деятельности;
• Организовать и провести экспериментальную работу по использованию детского экспериментирования как средства умственного развития старших дошкольников.
Объект исследования – детское экспериментирование как форма познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия организации детского экспериментирования в работе со старшими дошкольниками.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
.
Глава 1. Теоретические основы изучения детского экспериментирования
1.1. Проблема использования детского экспериментирования в условиях ДОО
В федеральном государственном образовательном стандарте, обозначена группа ориентиров, предполагающая формирование у детей любознательности, интереса к причинно-следственными связям и т.д.. А также воспитание в них интереса к экспериментированию, объяснению явлений живой и неживой природы, проявление инициативы, как участника эксперимента, так и его организатора.
Возможности инициативной преобразующей активности ребенка увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая определяет выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Характер деятельности становится основным фактором. По мнению большинства психологов, решающее значение для развития ребенка тип усвоения знаний, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются [9].
Разработкой основ экспериментальной деятельности занимались А.Н. Поддъяков, Л.Н. Прохорова, Г.П. Тугушева и другие. Следует обратить внимание на то, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования рекомендует включать экспериментирование в различные виды познавательной деятельности [16].
Термин «экспериментирование» в науку ввел Ж. Пиаже. Он изучал значение данного вида деятельности для детей и подростков, и доказал, что важность детского экспериментирования состоит в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Детям присуще наглядно–действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Исходя из этого, дети любят экспериментировать и с помощью этого вида деятельности открывать для себя что–то новое, познавать мир во всем его многообразии [3].
Л. С. Выготский считал, что экспериментирование уходит корнями в манипулирование предметами. В дошкольной педагогике детское экспериментирование рассматривается как форма познавательно-исследовательской деятельности детей, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними (Т. И. Гризик, О. В. Дыбина, Т. И. Ерофеева, Н. Н. Поддъяков и др.) [5].
Творческий коллектив под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н.Подьякова выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности:
1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок бескорыстно подвергает проверке разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно выстраивая свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы ее достижения и т.д. В данном случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
2. Взрослый организует деятельность, он выделяет важные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают такие результаты, которые им заранее определили [21].
Огромное значение в развитии познавательной активности имеет первый вид экспериментирования, так как дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта, как с равнозначными и включают эти объекты в различные системы. Данный процесс не только способствует творческому развитию детей старшего дошкольного возраста, но и является гибким и тем самым обогащает «исследования». Л.А.Парамонова отмечает, что у значительной части детей этот вид экспериментирования может оставаться на операциональном уровне [20].
Исследователи, занимающиеся вопросами экспериментирования, основной особенностью обозначают познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, которые осуществляет ребенок, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [2].
С позиции теории развивающего обучения, ученые (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина и др.) рассматривают ребенка-дошкольника в как личность. Так как личность имеет свое лицо, свою позицию, свое положение в обществе, свои функции, свое отношение к миру и с миром, к себе и с собой.
Необходимо организовывать деятельность ребенка в соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск. Основными составляющими поиска, отмечает Т.В.Хабарова, являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдение, опыты, эксперименты, а так же сделанные на их основе суждения и умозаключения [4].
Эффективное усвоение представлений об окружающем мире обуславливает обеспечение определенных условий в процессе экспериментирования, а именно: создание проблемной ситуации, наличие игровой мотивации, игрового сюжета, косвенное направление деятельности детей со стороны взрослого, предоставление разнообразного материала для экспериментирования.
Широкий спектр положительных эмоций испытывают дошкольники, участвуя в процессе исследования. Дети учатся ставить цель, решать проблемные вопросы, выдвигать предположения и проверять их опытным путем, делать выводы. Через опыты и эксперименты развивается память, логическое мышление. Экспериментирование рассматривается как способ ознакомления с миром, а не как вид деятельность. Экспериментируя, ребенок учится ставить проблемные вопросы и самостоятельно искать ответы на них.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Детское экспериментирование – это изучение объекта, выявление его свойств и особенностей различными методами исследования (тактильными, зрительными и другими), при непосредственном контакте с ним. Детское экспериментирование во многом отличается от взрослого. В педагогике «детское экспериментирование» обозначается как метод обучения, применяется для передачи детям новых знаний, а также как вид познавательной деятельности.
Таким образом, термин «экспериментирование» понимается нами как особый прием духовно–практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко находят свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
1.2. Направления организации работы по экспериментальной деятельности в ДОО
Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети самостоятельно и охотно приобретают знания, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Дети овладевают коммуникативными качествами в процессе общения, работая в группе. Опытно-экспериментальная деятельность учит ребенка выявлять проблему, собирать информацию с помощью наблюдения, проведения опыта, делать анализ и строить гипотезу, производить обобщение.
Метод экспериментирования – творческий
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: автореф.дис.канд.пед.наук. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005/
2. Бандура Т.А. Организация экспериментально– исследовательской деятельности в дошкольном учреждении / Т.А. Бандура //Сборник материалов Ежегодной международной научно–практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5
3. Веракса Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников / Н.В. Веракса.—М.: Мозаика–Синтез, 2014.—80с.
4. Вишневская В.П. Экспериментальная деятельность как ресурс повышения качества образования / В.П. Вишневская, Л.Н. Малявкина, С.Н. Юревич //Среднее профессиональное образование. – 2014. – №6
5. Выскорко А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко//Сборник материалов Ежегодной международной научно– практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. №5 – 357с.
6. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей // Информационные технологии в образовании: материалы междунар.науч.конф. – М., 2003
7. Дмитриева, Е.А., Зайцева, О.Ю. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с.
8. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность / Э.Д. Днепров. - Москва : Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2008. - 224 с.
9. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей дет.садов //Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т.Н. Доронова . – . – М.: Воспитание дошкольника, 2002.– 127 с.
10. Доронова, Т.Н., Короткова, Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3.
11. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 342 с.
12. Дусавицкий, А.К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкий – М. : Знание, 2004. - 153 c.
13. Дусавицкий, А.К. Формула интереса. – М.: Педагогика, 2009. – 412 с.
14. Дыбина, В.О. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / В.О. Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
15. Дыбина, О.В., Поддъяков, Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
16. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М., 2001
17. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3-9.
18. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
19. Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5 – 8 лет: Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с.
20. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми /Л.А. Парамонова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010г. – 70с.
21. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996. –307с.
22. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л.Н. Прохорова. - М.: Арки, 2003
23. Соломенкова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О.А. Соломенкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006