Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Программа «От Рождения до школы» фокусируется на социальном воспитании дошкольника, которое основано на гуманистической традиции . Такой подход, на наш взгляд, наиболее полно может быть реализован через призму трудового воспитания, в частности путем приобщения детей к труду взрослых, что оказывает влияние на восприятие и усвоение детьми нравственных и социальных ценностей общества, является основой практического поведения, а также определения современных нравственных и социальных ценностей общества, которые влияют на формирование личности дошкольника и определяют отношение дошкольника к труду взрослых и к рабочим профессиям.
Малыш, пришедший сегодня в детский сад, - будущий работник, активный участник грандиозных свершений, происходящих в нашей стране.
Пройдет много лет, прежде чем он начнет работать на машине, водить комбайн в поле, лечить людей, учить детей или строить дома. Он пойдет в детский сад, пойдет в школу. И все это время должна быть подготовка молодежи к будущей трудовой жизни. И детский сад - это первый шаг на этом пути.
Образовательный процесс в детском саду предполагает ознакомление детей с работой взрослых.
Ознакомление с работой взрослых и воспитание уважения к ней является одним из способов формирования у детей трудолюбия, позитивного отношения к труду и к трудящимся. Знакомя детей с работой взрослых, воспитатель имеет возможность рассказать им конкретные задания о работе, сформировать определенные представления о ней и на этой основе воспитать чувство уважения к труду взрослых, научить их ценить труд, пробудить у детей интерес и любовь к нему, пробудить желание работать, желание работать добросовестно, прилежно.
Исследования показали, что в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к работе взрослых. У детей есть желание подражать старшим, участвовать в их работе.
Задачи трудового воспитания ребенка настолько многогранны, что их успешное решение требует тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, родителей и воспитателей.
Анализ последних исследований и публикаций, которые начали решать эту проблему и на основе которых работает автор. Вопросами развития представлений о труде взрослых у детей занимались следующие авторы: И. Бех, А. Богуш, Р.С. Буре, Л. Калушская, А.В. Карпов, С.А. Козловская, Л.В. Купакова, Ю.А. Мичурина, О.В. Пастюк, Д.В. Сергеева, Т.И. Тарабарина и др.
Объект исследования: трудовое воспитание.
Предмет исследования: представления о профессиях у детей.
Цель исследования: изучить особенности планирования и проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать трудовое воспитание детей дошкольного возраста
- рассмотреть виды труда и особенности их организации
- определить психолого-педагогические особенности развития интереса старших дошкольников к труду;
- проанализировать особенности приобщения детей к труду взрослых.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Объем исследования: 31 страница печатного текста.
Глава 1 Содержание трудового воспитания детей
1.1 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Человек преобразует мир с помощью труда - физической, интеллектуальной деятельности, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Труд выполняет практическую (создание материальных, духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека), развивающую (развитие личности в процессе активного включения человека в трудовой процесс) и воспитательную (формирование социальных и личностно-ценных качеств человека, его нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности) функции. Воспитательная функция труда реализуется в процессе трудового воспитания дошкольников.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей трудовых навыков, уважения к труду взрослых и трудовых привычек .
Его задача - сформировать у детей устойчивые убеждения в том, что работа - это жизненная необходимость. Трудовое воспитание дошкольников предполагает обучение их самообслуживанию, элементарным трудовым действиям, ручному и хозяйственному труду. Даже самый простой результат трудовых усилий ребенка (вымытая посуда, убранная комната и т.д.) способствует самосознанию ребенка, вселяет в него уверенность в себе, желание испытать себя в новых видах деятельности.
Трудовое воспитание детей призвано обеспечить решение таких задач:
1.формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга и ответственности), позитивно-эмоционально-ценностного отношения к труду как форме бытия и способу самореализации личности.
2.формирование системы знаний, необходимых для работы, выбора карьеры, социального, профессионального и жизненного самоопределения.
3.формирование опыта общественно полезной производственной деятельности, умения использовать теоретические знания на практике, умения творить.
С учетом особенностей развития дошкольников выделяются задачи трудового воспитания, связанные с формированием и развитием мотивационной сферы, трудовых навыков, формированием личности.
В реальной педагогической практике она призвана обеспечить:
1.Воспитание интереса к труду у взрослых, бережного отношения к его результатам, уважения к работающему человеку. Труд - это особый вид деятельности, направленный на создание социально значимых результатов. Знакомясь с работой взрослых, ребенок видит трудовой процесс, его конкретные результаты, узнает их роль в удовлетворении потребностей человека. Поскольку ребенок от природы склонен к подражанию, его привлекает все интересное, учитель имеет широкие возможности направлять его свободную деятельность, инициировать определенные эмоции и стремления. Учитель определяет осознание детьми того, что работа требует физических и волевых усилий, умения и терпения .
Основываясь на эмоциях детей, желании участвовать в жизни и деятельности взрослых, учитель объясняет, что именно труд взрослых создает все блага, которые их окружают, подчеркивая, что смысл труда заключается в создании необходимых благ для человека и развитии самого человека (интеллекта, навыков, силы, целеустремленности, воли). Если работа не ориентирована на конкретный результат, не создает ценностей, необходимых обществу и людям, то она не имеет социальной значимости. Желательно, чтобы все дети учились этому не только на словах, но и на конкретных жизненных примерах. Такие усилия педагога способствуют формированию положительного отношения ребенка к труду взрослых, человека-работника, мастера своего дела, пониманию социально значимых мотивов труда, сознательному приобщению к труду.
Формирование трудовых навыков. Уже в дошкольном возрасте дети стараются подражать работе взрослых. Взрослые должны помочь им осознать, что процесс имеет определенную последовательность операций, требует соответствующих усилий и навыков. Со временем дети начинают понимать, что, прежде чем приступить к работе, нужно знать ее цель, представлять себе ее процесс и результат, выбирать необходимые средства (вещи, совокупность вещей, которыми человек воздействует на объекты труда) и объекты труда (сырье, материалы и т.д.), выполнять целенаправленные трудовые действия, взаимодействовать с другими людьми.
Сначала дети должны овладеть простыми трудовыми навыками (расстегивание и застегивание пуговиц, размещение хлебниц на столах, полив растений), а затем - целостными трудовыми процессами (сервировка стола к завтраку или обеду, гладить белье куклы, убирать в уголке природы и т.д.). Овладение трудовыми навыками расширяет возможности детей участвовать в простых трудовых процессах дома, в детском саду, развивает самостоятельность, инициативу, уверенность в себе .
Постоянное участие в различных видах работы формирует способность и привычку регулярно работать, преодолевать трудности, воспитывает организованность, независимость и волевые качества личности.
При организации трудовой деятельности дошкольников педагог должен быть особенно внимателен к их индивидуальным особенностям, способствовать развитию индивидуального стиля работы, овладевать своеобразными методами работы. Это обеспечит максимальное использование ценных черт характера детей, их отношения к работе, а также компенсирует то, что мешает успеху в работе.
3.воспитание личности ребенка в процессе его трудовой деятельности. Эта группа задач предполагает воспитание ответственности, независимости, целеустремленности, инициативы и выносливости. Без них невозможно сформировать основы трудолюбия (привычки к трудовым усилиям, готовность участвовать в трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до завершения).
Учителя и родители должны учитывать, что организм и психика дошкольников быстро устает от монотонной, сложной работы. Необходимо отрегулировать объем и продолжительность конкретной работы, чередуя элементы статической и динамической нагрузки. Оптимизация трудовых усилий детей избавит их от разочарования и чрезмерной усталости, которые являются важными предпосылками для их позитивного отношения к работе.
Развитие личности ребенка определяется следующими особенностями работы :